Автор: Уйманова Елена Викторовна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей№7, города Томска, Томской области
Предмет: физика
Номинация конкурса: Современный урок
Название разработки: Урок решения нестандартных задач - «Плотность вещества».
Тема: Масса. Плотность вещества.
Класс: 7 класс
Учебно-методическое обеспечение: Интернет-ресурс. Банк заданий ВПР – физика 7 класс.
Авторский медиапродукт:
1. редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
1. вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Время реализации занятия: 45 минут
Актуальность: Проведение всероссийских проверочных работ в школе позволяет оценить уровень сформированности универсальных учебных действий, проанализировать образовательные результаты, а главное вовремя скорректировать методику преподавания для достижения успеха в обучении. В ходе проверки ВПР было выявлено ряд проблемных моментов, которые можно преодолеть, включая подобные задачи в течение всего времени школьного курса физики. Анализируя результаты оценочных процедур были сделаны выводы о дальнейшей коррекции урочной и внеурочной деятельности по следующим направлениям:
Недостаточное количество графических задач, анализа табличных данных, работы с результатами экспериментов. (Увеличить объем подобных задач)
Не всегда ученик может спроецировать умения и навыки полученные на уроках математики в конкретную физическую задачу. (Акцентировать внимание учащихся на способы решения задач, используя правила из математики)
Трудности анализа задач, содержащих большую текстовую нагрузку. (Включать на уроках такие задания как: анализ статей, публикаций, описание явлений, составление таблиц, схем, интеллект-карт по параграфам и главам учебника, работа с текстом).
На данном уроке были использованы задания из ВПР за прошлые годы обучения. В конце урока детям предложено самим оценить сложность работы и провести самоанализ своих знаний на заданную тему.
Цель урока: Углубление и закрепление теоретических знаний обучающихся по теме масса и плотность вещества через решение задач предложенных в ходе всероссийских проверочных работ за 7 класс.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Научить применять полученные знания на практике.
2. Сформировать умения решения задач нестандартного вида.
3. Показать связь изученных физических величин друг с другом.
Развивающие: 1. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать при решении задач различного вида и уровня сложности.
2. Развить навыки вычислительной деятельности.
3. Формировать и представлять ответ в задачах в том виде, который требуется в условии этой задачи.
Воспитательные:
Уметь работать в команде;
Уметь контролировать временные рамки при выполнении работы;
Содействовать формированию критического оценивания своей деятельности;
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Форма урока:
Урок –соревнование, групповая работа;
Оборудование и необходимые материалы:
1) мультимедийный проектор;
2) компьютер;
3) раздаточный материал.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Актуализация знаний (1 этап). Вступительное слово учителя. | 2 мин. |
2. Мотивация. Формулировка темы и цели урока. | 2 мин. |
3.Актуализация опорных знаний (2 этап). | 5 мин. |
Этап включения изученного в систему знаний. |
4.Решение качественных задач (объяснение физических явлений). Работа в группах. Обсуждение ответов. | 5 мин. 2 мин |
5. Решение расчетных задач (Интерпретация результатов физического эксперимента). | 6 мин. |
6. Работа у доски, обсуждение решения. | 5 мин. |
7. Решение расчетных задач (комбинированная задача) | 10 мин. |
8. Работа у доски, обсуждение решения. | 5 мин |
9. Рефлексия, подведение итогов | 2 мин |
10. Домашнее задание | 1 мин |
Ход урока:
Организационный момент.
- Приветствие. Привлечение внимания. (Слайд №2, ученики при входе в кабинет вытягивают талон в произвольной форме и рассаживаются согласно правилу на слайде). Уже на данном этапе происходит начальный этап погружения в тему урока и актуализация знаний.
Мотивация. Формулировка темы и цели урока.
Ребята, сегодня мы будем решать необычные и интересные задачи, но сначала в каждой группе необходимо выбрать капитана команды и «хранителя времени». Задача капитана организовать слаженную работу, определять выступающего, следить за заполнением листов для ответа. Задача «хранителя времени» - сдать лист с решением задания по истечении времени, которое на него дается.
Актуализация знаний.
Для актуализации знаний используется метод «корзина знаний». В нашем случае – «архив знаний». (Слайд №3) «Распаковываем архив» знаний, следуя по стрелкам слайда. Работают все группы. Отвечаем на следующие вопросы:
Определение плотности вещества и массы;
Формулы нахождения массы и плотности;
Единицы измерения величин, входящих в состав формулы;
Математические формулы нахождения объема;
Как экспериментально находят массу тела, объем тела неправильной формы?
Что можно сказать об объемах тел, если у них массы одинаковые, а плотности разные?
Что можно сказать о массах тел, если у них объемы одинаковые, а плотности разные?
Решение начинается с качественных задач на данную тему. Всем группам задаются два вопроса. (Слайд №4). Ребята, на обсуждение решения и оформление ответа на листе №1дается 5 минут. По истечении времени листы сдать. (Один лист с группы)
После того, как «хранители времени» приносят ответы (или учитель собрал), можно быстро обсудить их, выслушать желающих ответить, задать дополнительные вопросы. (слайд №9)
Решение расчетных задач. Интерпретация результатов физического эксперимента. (слайд №5)
Ребята, у вас на столах лежит текст следующей задачи. На ее обсуждение и решение отводится 6 минут. Решение нужно записать на бланке ответа №2
1 и 4 стол условие задачи:
Внутри чугунной отливки во время литья чугуна могут остаться пузырьки воздуха, что ухудшает её прочность. По данным измерения объем отливки равен 5 дм3, а её масса 30,5 кг. Имеются ли в отливке пустоты? Запишите объём этих пустот (если пустот нет, в ответе вписать 0). Плотность чугуна 7000 кг/м3. Ответ запишите в кубических дециметрах, округлив до десятых
Ответ – слайд №6
2 и 3 стол условие задачи:
Катя проводила исследовательскую работу, выясняя физические свойства бумажных салфеток, которые имеются в продаже. Одно из исследований — выяснение плотности салфеток. Катя измерила толщину, площадь каждого образца, нашла с помощью весов их массу. Оказалось, что у первой салфетки толщина равна 0,0047 см, площадь 556,6 см2, масса 0,9 г. У второй салфетки толщина 0,0078 см, площадь 575 см2, масса 1 г. Запишите плотность салфетки, которая будет лучше в использовании. Ответ запишите в граммах на кубический сантиметр, округлив до сотых.
Ответ – слайд №7
5 стол условие задачи:
Когда Катя покупала МФУ, её предупредили, что лучше брать бумагу большей плотности. У девочки были две стопки бумаги: образец № 1 и образец № 2. Катя взяла линейку, измерила размеры каждой стопки, которые оказались равными 30 · 20 · 5 см. Затем девочка воспользовалась напольными весами и выяснила, что масса первой стопки бумаги равна 1,8 кг, а второй — 2,4 кг. Запишите плотность бумаги, наиболее подходящей для печати в МФУ. Ответ дайте в килограммах на кубический метр.
Ответ – слайд №8
Работа у доски, обсуждение решения.
Вопрос группам после сбора ответов: Есть ли желающие от группы написать краткое решение задачи и заработать дополнительный балл для команды? После записи ответов сверяем с решением на слайдах.
Решение расчетных задач. Комбинированная задача. (слайд№10)
На последнюю задачу дается 10 минут. К этой задаче можно получить подсказки. Они откроются через 5 минут от начала решения задачи.
В лаборатории завода в запаянной колбе из толстого стекла хранилась ртуть. Перед отправкой ртути в производственный цех завода лаборанту было поручено, не вскрывая колбу, измерить массу ртути. Лаборант определил массу колбы с ртутью и внешний объём колбы. Измерения дали результат: m = 0,805 кг и V = 100 см3. Используя справочные данные, лаборант правильно вычислил массу ртути. Плотность ртути ρр = 13,6 г/см3, плотность стекла ρс = 2,5 г/см3.
1) Чему равна масса колбы с ртутью, если её выразить в граммах?
2) Определите массу ртути в колбе, если ртуть заполняла внутреннее пространство колбы практически полностью.
3) Во сколько раз масса ртути больше массы пустой колбы? Округлите до сотых.
Подсказки:
Распишите, из чего складывается измеренный лаборантом объем. Из объемов чего?
Распишите, из чего складывается измеренная масса.
Из двух уравнений нужно получить одно с одним неизвестным.
Работа у доски, обсуждение решения.
Если нет вариантов решения и видно затруднение в решении, можно начать решать эту задачу вместе со всеми группами у доски, дать время закончить задачу. После истечения всего времени, которое заняла задача, собрать работы и обсудить ответ (слайд№12)
Рефлексия, подведение итогов (слайд №11)
Заключительное слово учителя:
Сегодня вы закрепили и отработали материал по теме «Масса. Плотность вещества», применили в новых ситуациях свои знания. Были сложные моменты, что-то не получилось, давайте с вами ответим на вопросы слайда.
Итоги работы, оценка (слайд№13)
Домашнее задание
Закрепить способ решения задачи 3(слайд №14)
Список источников:
1. ВПР физика – банк заданий, Физика для 7 класса https://phys7-vpr.sdamgia.ru/ ;
2. Демоверсии ВПР физика https://100ballnik.com/демоверсия-впр-2022-по-физике-7-класс-образ/ ;
3. Боброва С.В. Нестандартные уроки физики;
4. Бесплатные шаблоны с сайта presentation-creation.ru;
5. Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные
мероприятия 7-11 классы. Москва «Вако», 2006.