СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты» по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке рассматриваются следующие вопросы: состав и названия кислот, классификация и написание структурных формул кислот, способы получения и их физические свойства. В начале урока дан интересный психологический настрой учащихся на урок, оригинальное знакомство с планом урока, на уроке применяются индивидуальные и групповые задания.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты» по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Локотская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района, Курской области








Сценарий урока по химии для 8 класса

по теме: «Кислоты»


по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана





















Разработана

Коськовой Тамарой Алексеевной,

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории





с.Локоть 2020 г








Тема урока: «Кислоты»

Цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Тип урока: комбинированный

Деятельностная цель:

- формулировать цель учебной деятельности;

- развивать умение находить общее, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы;

-  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая цель: расширить базу химических понятий при изучении кислот

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

- изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот

- научить определять принадлежность веществ к определенному классу

- научить составлять формулы кислот

Метапредметные:

1.Познавательные:

–находить в учебниках и других источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

- владеть смысловым чтением;

- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

2.Коммуникативные:  

- уметь общаться

- проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного восприятия

- вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

3.Регулятивные:

- научить обучающихся ставить цель

- проведение необходимого действия самостоятельно, самоконтроль и самооценка достигнутого результата

Личностные:

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать;

- выбирать, как поступить, в том числе, в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор

Основное содержание темы, термины и понятия: кислоты, кислотный остаток, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, основность, одноосновные двухосновные и трехосновные кислоты

Оборудование:

лимон, яблоки, уксусная эссенция

компьютер, проектор.

учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2014; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.

Ход урока.


  1. Организационный момент

Учитель. Добрый день. Ребята, я очень рада вас видеть, рада нашей встрече. Надеюсь, что сегодняшний урок доставит нам удовольствие.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю послушать высказывание таджикского и персидского поэта Рудаки, жившего еще в средние века ( около 830- 941 гг)

С тех пор как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век –

Всегда стремился к знанью человек.

Надеюсь, вы всегда стремились, стремитесь и будите стремиться к новым знаниям

Я хочу познакомить вас с планом урока.

1 Сначала мы вместе восхитимся вашими глубо­кими знаниями, а для этого вытащим из тайников вашей памяти кое-что ценное — проведем небольшой опрос по теме «Амфотерные оксиды и гидроксиды», вспомним названия и химические свойства оксидов и гидроксидов.

2. По­том попробуем ответить на удивительный вопрос. Что общего между лимоном, яблоком, уксусной эссенцией?

3. Затем продемонстрируем свое умение извлекать нужную информацию при чтении параграфа — смысловое чтение.

4. И, наконец, продемонстрируем свое умение в названии химических соединений, в распределении веществ по классам.

Итак, осуществляем наш план.

2. Этап проверки домашнего задания

Учитель. Вспоминаем материал прошлых уроков и показываем наши знания.

Мы изучаем основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем?

Загадки:

1. Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид)


2. Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества…(основания)

Итак, какие соединения химических элементов мы изучили?

( класс оксиды и класс основания).

Дайте определение этих классов веществ.

Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН)

Учитель. Чем отличается оксид CaO от ZnO? Подтвердите свой ответ уравнениями.

Ответ учащегося. Оксид цинка является амфотерным оксидом. Он реагирует как с кислотами, так и с основаниями.

ZnO +2HCI =ZnCI2+H2O

ZnO +2NaOH+H2O= Na2[Zn(OH)4]

Учитель. На доске приведите доказательства с помощью уравнений реакций амфотерности гидроксида цинка.

Ответ учащегося.

Zn(OH)2+2HCI= ZnCI2+H2O

Zn(OH)2+2NaOH= Na2[Zn(OH)4]

Учитель. А сейчас выполните письменные задания. Я вам раздам карточки с заданием и бланки ответов.

1.Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия


Реагирующие вещества

Продукты взаимодействия

А) K2O +H2O =

1) Na2CO3

Б) Fe(OH)3 =

2) Cu(OH)2 + 2NaCI

В) Na2O + CO2 =

3) KOH

Г)CuCI2 + NaOH =

4) Fe2O3 + 3H2O


Предполагаемый ответ учащихся.


  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия


Реагирующие вещества

Продукты взаимодействия

А) K2O +H2O =

1) KOH

Б) Fe(OH)3 =

2) Fe2O3 + 3H2O

В) Na2O + CO2 =

3) Na2CO3

Г)CuCI2 + NaOH =

4) Cu(OH)2 + 2NaCI


3. Актуализация знаний.

Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их.

Вариант 1 HCl NaOH CuO P2O5 HNO3

Вариант 2 CaO KOH Al(OH)3 H2SO4 H3PO4

Ответы учащихся:

1. CuO – оксид меди

P2O5 – оксид фосфора

CaO – оксид кальция

2. NaOH – гидроксид натрия

KOH – гидроксид калия

Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)

Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки

HCl HNO3 H2SO4 H3PO4

Что общего у этих веществ?

Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.

Учитель: Внимательно посмотрите на продукты (Лимон, яблоки, уксусная эссенция) и скажите, что общего у них? ( кислый вкус)

Яблоко ешь – кислый вкус, красота,

В яблоке – яблочная кислота.

Есть в муравьях и крапиве невинная,

С пользой для нас кислота муравьиная.

4. Определение темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, о каких веществах мы будем сегодня говорить? ---- (о кислотах)

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока?

Ответы учащихся: Кислоты.

Учитель Тема урока. Кислоты

Учитель: Давайте вместе поставим цели нашего урока

- выяснить классификацию, номенклатуру и свойства кислот

Учитель: Каких знаний нам не хватает, чтобы достичь цели?

Ответы учащихся: Не знаем, какие вещества называются кислотами и какими свойствами они обладают.

5. Изучение нового материала.

Что мы уже знаем о них? ( кислые)

А что нам не известно?

1.Состав

2. Классификация

3. Свойства

4. Получение

Слова "кислота" и "кислый" не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык – среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые. Но такие кислоты как уксусная (содержится в столовом уксусе), яблочная, лимонная, аскорбиновая (витамин С), щавелевая и некоторые другие (эти кислоты содержатся в растениях) знакомы вам именно своим кислым вкусом.

На этом уроке мы познакомимся только с важнейшими неорганическими кислотами, то есть с такими, которые не синтезируются живыми организмами, но играют большую роль в химии и химической промышленности.

Определение кислот

Посмотрите на эти формулы.

HCl H2SO4 H3PO4 H2SO4

Если в них мысленно убрать атомы водорода, то что останется, будет называться кислотным остатком, который, как правило, образован элементами неметаллами.

Давайте вместе дадим определение кислот, посмотрев на формулы

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода (которые могут замещаться на атомы металлов) и кислотных остатков.

Валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты.

Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот:

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Проверим себя.

II II I II III

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO4(III), SO4(II), NO3(I).

Проверим.

HCl, H2S, H3PO4, H2SO4, HNO3

Перед нами проблема: как назвать кислоты?

Работа с учебником. Стр. 150 таблица 11.

HCl хлороводородная(соляная)кислота

HNO3 азотная кислота

H2SO4 серная кислота

H2CO3 угольная кислота

H3PO4 фосфорная кислота

Традиционная номенклатура кислот

Бескислородные кислоты. К названию элемента, который образует кислоту, добавляют соединительную гласную «о» и слова «…водородная кислота».

HF –фтороводородная кислота
H2S – сероводородная кислота

Кислородсодержащие кислоты складывается из двух слов: к названию элемента, выраженного прилагательным, прибавить слова – кислота. Например, серная кислота (H2SO4), азотная кислота (HNO3). 

Классификация кислот.

Учитель: Внимание на экран. Перед вами схема

Классификация кислот

а)

Кислоты


одноосновные двухосновные трехосновные

НNО3; НСI Н24; Н2СО3 Н3РО4

Учитель: По какому признаку данные кислоты разделены на три группы на этой схеме ?

Учащиеся: По числу атомов водорода делятся на одно-, двух- и трехосновные

Учитель: Ребята, посмотрите на схему б) и скажите, по какому признаку данные кислоты разделены на две группы?

Учащиеся: Наличие и отсутствие кислорода.

По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные

б)

Кислоты


бескислородные кислородосодержащие

НСI; Н2S НNО3; Н2СО3


Работа с учебником. стр 151.

Способы получения кислот. Запишите в тетрадь

1) Из неметаллов и водорода с последующим растворением образовавшегося газа в воде:

  Cl2 + H2   2HCl 

2) При действии сильных кислот на соли более слабых или летучих бескислородных кислот:

2NaCl + H24 = Na24 + 2НСI                         

3) Взаимодействием кислотного оксида и воды.  

SO2 + H2  H2SO3.


Учитель. Структурные формулы кислот

При составлении структурных формул бескислородных кислот следует учитывать, что в молекулах этих кислот атомы водорода связаны с атомом неметалла:

При составлении структурных формул кислородсодержащих кислот нужно помнить, что водород с центральным атомом связан посредством атомов кислорода. Для составления структурных формул кислородсодержащих кислот пользуются следующим принципом (для примера взяты H2S+6O4 и H3P+5O4): 

1. Пишут один под другим атомы водорода данной кислоты. Затем через атомы кислорода черточками связывают их с центральным атомом:

2. К центральному атому (с учетом валентности) присоединяют остальные атомы кислорода:

Из примера видно, что оставшиеся кислороды присоединились с помощью двойной связи (двумя черточками). Однако, например, структурную формулу азотной кислоты HNO3 таким образом составить невозможно. Это связано с тем, что, несмотря на степень окисления +5, азот имеет валентность IV (пятивалентного азота не бывает). Структурная формула азотной кислоты будет выглядеть следующим образом: 


Работа с учебником. Стр 151 учебника. Прочитайте физические свойства кислот .

Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

Какими?

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, борная. Почти все растворимы в воде.

5.Этап контроля и самоконтроля

Внимание на экран

Из списка веществ выпишите формулы кислот и дайте им названия.

Распределите химические формулы кислот  в предложенную таблицу.

LiOH, Fe(OH)3,  Na2O,  HCl , H2SO, HNO,  Ca(OH)2, , Zn(OH)2, H3PO4 ,  H2CO3 , Fe 2O3




Бескисло-

родные

Кислород- содержащие

одно-

основные

двух-основные

трёх-основные







6. Домашнее задание

Пар. 44, выучить названия кислот, упр. №1, стр 152

7. Подведение итогов урока.

Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами.

-Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Поднимите руку, кто поставил себе 5? А кто -3?

Оценки прокомментировать

8. Рефлексия.

- Какова была цель урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

Закончим урок словами арабской пословицы:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,

кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.

Какими же знаниями пополнился наш сосуд?

- Что запомнили?

(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.

Лакмус – в кислой среде краснеет)

- Что поняли?

(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)

- Чему научились?

(Различать формулы кислот, определять валентность кислотного остатка, составлять структурные формулы кислот)

Молодцы!

-Спасибо за урок!


Приложение.


1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия


А

Б

В

Г







Закрепление.

2. Из списка веществ выпишите формулы кислот и дайте им названия.

Распределите химические формулы кислот  в предложенную таблицу.



Бескисло-

родные

Кислород- содержащие

одно-

основные

двух-основные

трёх-основные