СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по литературе 10 класс по теме "Штольц и Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Цель:    

  • помочь ученикам раскрыть образ Штольца; выяснить, является ли Штольц  антиподом Обломова или его двойником; выделить привлекательные черты  и слабости героя;
  • развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;                    
  • прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по литературе 10 класс по теме "Штольц и Обломов"»

10 класс

Урок №

Тема. Обломов и Штольц.

Цель:

  • помочь ученикам раскрыть образ Штольца; выяснить, является ли Штольц антиподом Обломова или его двойником; выделить привлекательные черты и слабости героя;

  • развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

  • прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.


Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».


ХОД УРОКА.


Приветствие учащихся.


- Сегодня мы вновь обратимся к страницам прекрасного романа Ивана Александровича Гончарова « Обломов».


- Давайте немного вспомним предыдущий материал.


І. Повторение ранее изученного.


- Какова была жизнь обломовцев? Ответы учащихся

Слайд 1

(На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная жизнь людей. Реки медленно текут по равнине. Медленно течёт сама жизнь. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ребёнок Илюша Обломов розовощёкий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние добрые, милые, заботливые. Смысл жизни – хорошая сытная еда. Наслаждение, отдых, сон, дрёма – так жили все и всегда. Рождение, крестины, сватовство, венчание, рождение детей, медленное угасание. Нет разницы, летний жаркий день или холодный зимний вечер. Илья Обломов взрослеет, но также окружён мамками, няньками, слугами. Ему шагу не дают шагнуть на волю. Оберегают его от внешних невзгод, в том числе и от такого несчастия, как учение.)


- Оказала ли жизнь в имении влияние на Илью Ильича? Ответы учащихся

Слайд 2


- Можно ли сказать, что обломовщина - это своеобразный тип жизни? Ответы учащихся

Слайд 3

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.


- Как вы думаете, какова функция второй и третьей частей романа?


2. Функция второй-третьей частей романа.

Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но в и в это время в нём идёт борьба, которой он не выдержит.


IІ. Изучение нового материала.


- На прошлом уроке мы говорили, что Ольга Ильинская внесла в жизнь Обломова много новых ощущений. Он воспарил духом. А кто ещё попытался встряхнуть жизнь Обломова?


- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока сегодня?


1.Сообщение темы, цели, плана урока. Слайд 4


- Какова цель нашего урока? ( Попробуем раскрыть образ Штольца; выяснить, является ли Штольц антиподом Обломова или его двойником; выделить привлекательные черты и слабости героя.)


2. Слово учителя.


Обломов и Штольц - друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче.

Слайд 5


Текст романа стр.195 «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу».

И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.


- Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?


А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»


- Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение.

Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения.

В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).


- Давайте более подробно рассмотрим образ Андрея Ивановича Штольца.



3. Образ Андрея Ивановича Штольца.


- Сначала обратимся к происхождению героя.

3.1. Происхождение героя.

Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».


Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки.

Слайд 6


Чтение романа стр. 183. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.


- А теперь давайте посмотрим, какое образование получил Андрей Штольц.


3.2. Образование и воспитание.


Слайд 7


Чтение романа стр. 183

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака».


Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями.


Текст романа стр. 186 «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.


- С таким воспитание и образованием, каков был характер Штольца?

3.3. Характер Штольца.


Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом.


Слайд 8


Чтение текста стр. 190. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света.


Чтение текста стр 191 «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».


Чтение текста стр. 193 Слайд 10

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

- Давайте обобщим и сделаем выводы об Андрее Штольце


4. Выводы о Штольце. Работа с опорной записью. Слайд 11


  • Жизнь.
    Цель: “труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
    Восприятие: жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” — сказал Штольц».
    Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

  • Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в её непонимании и злоупотреблении”.

  • Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

  • Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

  • Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.


- На предыдущих уроках мы по такому же плану делали выводы о жизни Ильи Ильича Обломова. Давайте сравним принципы жизни друзей.


5. Выводы об Обломове. Работа с опорной записью. Слайд 12


  • Жизнь.
    Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
    Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
    Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

  • Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

  • Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

  • Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

  • Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.


- А теперь давайте подведём итог нашей работы. Сопоставим двух герое романа – Обломова и Штольца


III. Закрепление изученного.

  1. Сопоставление Обломова и Штольца. Работа со схемой и текстом. Слайд 13


Проверка по слайду. Слайд 14



Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины».

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»


ІV. Подведение итогов урока.


V. Домашнее задание.

1. Ответить на вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?»

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

3. Перечитать главы об Обломове и Агафье Пшеницыной.




Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности



Происхождение



Воспитание и образование



Цели приезда в Петербург



Образ жизни



Идеал (норма) жизни



Испытание любовью



Итог жизни




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!