СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по литературе 8 класс по теме "Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лирика Лермонтова отличается внутренним единством лирического героя. Образ героя не статичен, он “движется”, постоянно меняясь, но это движение нарочито замедлено автором, в отличие от развития героев других поэтов XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по литературе 8 класс по теме "Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве."»

Урок 22. Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве.


Лирика Лермонтова отличается внутренним единством лирического героя. Образ героя не статичен, он “движется”, постоянно меняясь, но это движение нарочито замедлено автором, в отличие от развития героев других поэтов XIX века. В творчестве Лермонтова все чаще и чаще обозначается образ обычного, неприметного ни чему усталого человека, совсем не похожего на героя лирики юного поэта. Но всё же, эти герои тесно связаны, обусловлено это сохранением основных мотивов, тем лирики, пронизывающих все творения поэта и формирующих образ его героя. 
    Лирика М.Ю. Лермонтова явилась взлетом романтизма в русской литературе. Это объясняется тем, что лирический герой Лермонтова — герой романтический. Он обладает особыми качествами романтика : он борется, страдает, находится в мятежных поисках.


    Однако особенную силу в образе романтического героя Лермонтова получила тема одиночества:    

Поколение Лермонтова характеризуется эпохой безвременья. В своих произведениях Лермонтов пишет о судьбе своих современников, о разочаровании, одиночестве, жизни без цели. Он тяготел к прошлому, стремился к созданию образов полных сил, гордости, мужества.



Ответьте письменно на вопросы.

– Как бы вы охарактеризовали настроение, царящее в поэме?
 – Какие сцены вас особенно впечатлили?
– Каким вы представляете себе образ героя поэмы?– Какие впечатления производит он на вас? Менялись ли они по мере того, как вы знакомились с героем ближе?


Работа с презентацией.

Когда образ героя многозначителен значительно осложняется его интерпретация для создания иллюстрации.
      Мы можем проследить отличия в образах героя, изображенных разными художниками. У каждого из них свой Мцыри. Каждый иначе передает черты лица, телосложение, настроение и эмоции героя. Возможно, художники сталкиваются с проблемой неоднозначности характеристики героя. Тогда каким следует изображать Мцыри?
   

С 1863 по 2005 год было создано более сорока портретов героя. 
     

 Слайд 1  Л. О. Пастернак изобразил сцену беседы Мцыри с чернецом. В движениях рук героя чувствуется порыв, направленный к свободе, в дикую природу, в родные края. Юный монах противопоставлен статичной фигуре старого чернеца. Художник использовал метод пластических вариаций для индивидуализации образов каждого из героев.

  Слайд 2 Ф. Д. Константинов изобразил Мцыри смелым и сильным. 








Слайд 3 И. С. Глазунов показал его в противоположных состояниях, напряженным и умиротворенным.















Попробуйте ответить в чем причина появления столь разных образов одного и того же героя в воображении художников?
 Герою поэмы присущи качества, которые необходимо обозначить для понимания замысла М.Ю. Лермонтова, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций. 


Тест по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1. Жанр произведения:

а) баллада;

б) поэма;

в) стихотворение.

2. Название произведения:

а) указывает на главного героя;

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

3. Местом действия в произведении избран Кавказ, потому что:

а) поэт любуется красотой Кавказа;

б) могучая природа Кавказа сродни сти­хийной, мятежной натуре Мцыри;

в) первозданная природа гор противопос­тавляется мятежному Мцыри.

4. Чтобы показать психологические мотивы поступ­ков Мцыри, поэт избрал форму:

а) рассказа о герое свидетеля его жизни;

б) диалога между Мцыри и монахом;

в) монолога героя.
5. Исповедь Мцыри:

а) проникнута чувством покаяния;

б) защищает его право на волю и счастье;

в) история случившегося с героем.

6. Тема произведения:

а) показ прошлого Грузии;

б) рассказ о жизни в монастыре;

в) красота человека, готового умереть за свободу.

7. В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» — автор использует:

а) сравнение;

б) метафору;

в) олицетворение.

8. Произведение «Мцыри» написано:

а) ямбом;

б) хореем;

в) дактилем.
9. В этом произведении авторская позиция:

а) скрыта;

б) ясно выражена;

в) отсутствует.

10. Две первые главы произведения являются:

а) композицией б) завязкой в) экспозицией.

11. Монастырь для Мцыри:

а) приют одиноких сердец, нашедших в слу­жении Богу свое спасение;

б) тюрьма, где происходит насилие над лично­стью, не желающей жить без свободы и воли;

в) обитель монахов, посвятивших свою жизнь служению Богу и покинувших ради этого мир­скую жизнь.

12. Главная, основополагающая идея в реше­нии образа Мцыри — это:

а) духовная связь героя с родиной;

б) смирение и покорность героя обстоятельст­вам;

в) любовь к путешествиям

13. В характеристике героя:

...Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб и гибок, как тростник... —

автор использует:

а) метафору;

б) сравнение;
в) гиперболу.

14. Главы, предшествующие исповеди Мцыри, в композиции поэмы являются:

а) завязкой;

б) экспозицией;

в) кульминацией.

15. Мцыри говорит старому монаху:

... Жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В его словах заключена важная мысль:

а) в течение трех дней Мцыри пережил траге­дию одиночества;



б) три дня скитаний позволили герою пере­жить немало испытаний, в которых он проявил себя как боец;

в) за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведен­ные в монастыре.



16. В строках: «Растений радужный наряд / Хранил следы небесных слез» — речь идет:

а) о каплях дождя; б) об утренней росе; в) о каплях водопада.

17. Рассказывая об обстоятельствах своего по­бега из монастыря, Мцыри признается

...О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!..

Произведение Лермонтова, в котором главный герой имеет подобное желание — испытать с в битве, называется:

а) «Дума»; б) «Парус»; в) «Утес».

18. Смерть Мцыри трактуется как:

а) трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы;

б) протест против насилия над личностью;

в) освобождение от зависимости, обретение свободы.

19. Поэма «Мцыри» была написана Лермон­товым:

а) в 1839 году; б) в 1838 году в) в 1840 году.

Определение дифференцированного домашнего задания:

  1. Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Образ юного монаха”.

  2. Раскрыть значение слова свобода по толковому словарю.

  3. Ответить на вопросы:
     Какова цель побега Мцыри из монастыря? (письменно)
     Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение для художественного облика поэмы.
     Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. 
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно значимыми? Почему?

 






5