СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по литературе для 8 класса "М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Премудрый пискарь». Сатирическое изображение социальных и нравственных, пороков общества"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по литературе для 8 класса "М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Премудрый пискарь». Сатирическое изображение социальных и нравственных, пороков общества"»

ЛИТЕРАТУРА 8 класс Урок №________ Дата _________


ТЕМА: М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Премудрый пискарь». Сатирическое изображение социальных и нравственных, пороков общества. Сатирические приемы и формы повествования. Осмеяние обывательщины, трусости. Обобщающий смысл сказок Салтыкова-Щедрина.


Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В.Гоголя; познакомить учащихся с историей создания комедии, развивать восприятие литературного произведения; дать основные теоретические понятия; привить интерес к произведениям писателя; развивать навыки выразительного чтения; способствовать воспитанию любознательности, интересу к творчеству писателя.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, создавать обобщения и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; знает содержание произведения, раскрывает его жизненную основу; отмечает особенности композиции произведения; выборочно пересказывает текст, характеризует главных персонажей; составляет план индивидуальной характеристики; дает собственную оценку прочитанному произведению.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, видеоурок, мульфильм, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г., тексты сказок.

Эпиграф к уроку:

«Я писатель, в этом мое призвание».

«Живость боли и непрерывное ее ощущение служит источником живых образов».

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт)

Сценарий урока.


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности.

М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого мастерства. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе. Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим, т.к. его литературное имя остается в духовном сознании потомков, обогащает нас знанием человеческих характеров, опытом истории. Вот и сегодня мы попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя. Также же попробуем дать ответ на вопрос, над которым бьется человечество с тех пор, как выделило себя из животного мира и человек стал осознавать себя существом социальным. Вопрос таков: В чем смысл жизни? Какое произведение поможет нам в этом? («Премудрый пескарь»).



III. Сообщение темы и цели урока.

Определение темы и целей урока.(запись темы, эпиграфа в тетрадях). Скажите, пожалуйста, чего вы боитесь в жизни? (ответы учащихся). К этому вопросу мы с вами вернемся в конце урока.

IV. Актуализация опорных знаний:

2.1. Проверка домашнего задания.

Беседа (пересказ) по статье учебника с.5-8.

2.2. Работа над литературными терминами. Теория литературы. Условность в искусстве (гротеск, эзопов язык). Обогащение знаний о сатире.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (Эзоп-древнегреческий сатирик) – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании с использованием иронии.

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.


V. Работа над темой урока.

5.1. Слово учителя.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

(просмотр видеоурока при наличии времени).


5.2. Анализ сказки «Премудрый пискарь»:

5.2.1. Историческая справка: сатирическая сказка из цикла «Сказки для детей изрядного возраста», вышедшая в 1883 году. Время написания и публикации сказки - трудная пора реакции и террора в стране, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пискарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой).


5.2.2. Беседа по прочитанному:

- Как вы понимаете смысл заглавия? О чем говорит приставка пре-?

- Подберите эпитеты к слову премудрый (умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, т.е. обладающий здоровым умом).

- А антонимы? (глупый, неумный, несообразительный, бестолковый). Значит, автор называет пескаря «премудрым», но смысл в это слово вкладывает иронический, в устах Салтыкова-Щедрина это звучит ядовито, насмешливо, язвительно

- Расскажите о жизненной позиции старого пескаря. «Гляди в оба». Позиция старого пескаря заключается в предостережении, напоминающем о необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии).

- На каких людей намекает автор, рассказывая о нашем герое? («Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный»). Это, намек на людей интеллигентных; живущих по принципу: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил».

- Что за мысли посещают пескаря перед смертью? Рой вопросов смущает пескаря: «Какие у него были радости»? «Кого он утешил»? «Кому доброе слово сказал». Пескаря гложет обида, что другие рыбы именуют его «дураком», «остолопом».

- Как, по предположению автора кончает свою жизнь пескаря? «Жил-дрожал, и умирал – дрожал». Нелепая жизнь – нелепая смерть.

- Вывод: Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла, ума, чести, совести.

5.2.3. Словарная работа: обыватель.

5.3. Просмотр и анализ мультфильма. Работа в группах.

Караваев Валентин Александрович, режиссёр, аниматор, сценарист.
1группа: обращает внимание на цвета
- Какие цвета автор использует, изображая реку, жизнь пескаря? Как объясните этот выбор?
Автор использует серые , тусклые тона, изображая жизнь реки и жизнь самого пескаря. Он сам серый, одежда темно-серая, его норка-дом. Этим автор пытается показать бесполезное существование героя, его бесцветную , пустую жизнь, на которую он сам себя обрек.
- Назовите эпизоды, в которых мы видим изменение цветов. Какие цвета появляются? Как вы объясните эти изменения?
Яркое разноцветье появляется тогда, когда авторы рисуют сны пескаря. Мы видим нежно-голубой (дама), меняется серые тона реки, они становятся более светлыми, яркие праздничные салюты,
Авторы пытаются нам подсказать, возможно, какая бы ждала жизнь героя, если бы он не прятался от неё.
2 группа: Каково значение Музыки в мультфильме?
Охарактеризуйте музыку в течение всего фильма.
Как помогает меняющаяся музыка понять нам смысл фильма?
Музыка в течение всего фильма меняется, можно сказать, что держит зрителя в напряжении. Сначала она размеренная, лирическая, похожа на вальс. Меняется на тревожную- звучит барабанная дробь в эпизоде, где изображаются опасности, которые подстерегают пескаря). В эпизоде, где пескарь пытается спрятаться от опасностей, звучит быстрая музыка; появляется призрак отца, дающего советы, как сохранить жизнь пескарю, звучит загадочная музыка. Потом опять быстрая -пескарь ищет выход, как сохранить свою распостылую жизнь, авторы показывают его страхи. Меняется музыка на радостную, веселую, лёгкую( звучит вальс)- тогда, когда мы видим сон пескаря, а в последнем сне- звучит даже победный марш как на параде. А в конце, когда задаются вопросы о смысле жизни пескаря, звучит грустная, печальная музыка.
3 группа: Найти различия и несоответствия текста и мультфильма
В тексте произведения
В мультфильме
Начало соответствует тексту, но в мультфильме сокращено.
В тексте отец подробно рассказывает об опасностях, которые его подстерегали и дает наставления сыну.
А в фильме появляется призрак отца – который дает наставления кратко.
Нет подробного рассказа отца об опасностях.
Сон- приснилось, что выиграл 200тысяч.
1-ый Сон – описание его новой жизни, в которой он ничего не боится .
2-ой сон – за его трусость награждают орденом.
Пескарь, который попытался возмутиться, его тут же проглатывает щука.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.

- Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

- Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью?

-А Вы живете «действительною жизнью»?

VII. Домашнее задание: выучить ТЛ, заполнить схему, повторить изученное, подготовиться к контрольной работе































1 группа: Цветовая гамма.

- Какие цвета автор использует, изображая реку, жизнь пескаря? Как объясните этот выбор?
- Назовите эпизоды, в которых мы видим изменение цветов. Какие цвета появляются? Как вы объясните эти изменения?


2 группа: Каково значение Музыки в мультфильме? Охарактеризуйте музыку в течение всего фильма.
- Как помогает меняющаяся музыка понять нам смысл фильма?

3 группа: Найти различия и несоответствия текста и мультфильма.



1группа: Цветовая гамма.

- Какие цвета автор использует, изображая реку, жизнь пескаря? Как объясните этот выбор?
- Назовите эпизоды, в которых мы видим изменение цветов. Какие цвета появляются? Как вы объясните эти изменения?


2 группа: Каково значение Музыки в мультфильме? Охарактеризуйте музыку в течение всего фильма.
- Как помогает меняющаяся музыка понять нам смысл фильма?

3 группа: Найти различия и несоответствия текста и мультфильма.



1группа: Цветовая гамма.

- Какие цвета автор использует, изображая реку, жизнь пескаря? Как объясните этот выбор?
- Назовите эпизоды, в которых мы видим изменение цветов. Какие цвета появляются? Как вы объясните эти изменения?


2 группа: Каково значение Музыки в мультфильме? Охарактеризуйте музыку в течение всего фильма.
- Как помогает меняющаяся музыка понять нам смысл фильма?

3 группа: Найти различия и несоответствия текста и мультфильма.


1группа: Цветовая гамма.

- Какие цвета автор использует, изображая реку, жизнь пескаря? Как объясните этот выбор?
- Назовите эпизоды, в которых мы видим изменение цветов. Какие цвета появляются? Как вы объясните эти изменения?


2 группа: Каково значение Музыки в мультфильме? Охарактеризуйте музыку в течение всего фильма.
- Как помогает меняющаяся музыка понять нам смысл фильма?

3 группа: Найти различия и несоответствия текста и мультфильма.

1группа: Цветовая гамма.

- Какие цвета автор использует, изображая реку, жизнь пескаря? Как объясните этот выбор?
- Назовите эпизоды, в которых мы видим изменение цветов. Какие цвета появляются? Как вы объясните эти изменения?


2 группа: Каково значение Музыки в мультфильме? Охарактеризуйте музыку в течение всего фильма.
- Как помогает меняющаяся музыка понять нам смысл фильма?

3 группа: Найти различия и несоответствия текста и мультфильма









































Теория литературы:


ЭЗОПОВ ЯЗЫК - _____________________________

_____________________________________________


САРКАЗМ - _________________________________

____________________________________________


ИРОНИЯ- ___________________________________



ГРОТЕСК - _________________________________



ГИПЕРБОЛА- _______________________________



Сказка «Премудрый пискарь»

Цель: показать, ________________________

______________________________________



СУДЬБА ПИСКАРЯ

↓ ↓

Цель жизни: Черты:

_____________________ __________________

_____________________ __________________

_____________________ __________________

_____________________ __________________


Итог жизни:___________________________





Теория литературы:


ЭЗОПОВ ЯЗЫК - _____________________________

_____________________________________________


САРКАЗМ - _________________________________

____________________________________________


ИРОНИЯ- ___________________________________



ГРОТЕСК - _________________________________



ГИПЕРБОЛА- _______________________________




Сказка «Премудрый пискарь»

Цель: показать, ________________________

______________________________________



СУДЬБА ПИСКАРЯ

↓ ↓

Цель жизни: Черты:

_____________________ __________________

_____________________ __________________

_____________________ __________________

_____________________ __________________


Итог жизни:___________________________




Теория литературы:


ЭЗОПОВ ЯЗЫК - _____________________________

_____________________________________________


САРКАЗМ - _________________________________

____________________________________________


ИРОНИЯ- ___________________________________



ГРОТЕСК - _________________________________



ГИПЕРБОЛА- _______________________________


Сказка «Премудрый пискарь»

Цель: показать, ________________________

______________________________________



СУДЬБА ПИСКАРЯ

↓ ↓

Цель жизни: Черты:

_____________________ __________________

_____________________ __________________

_____________________ __________________

_____________________ __________________


Итог жизни:___________________________



Выпиши цитаты из сказки: МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН

1826 - 1889






«ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ»

сатирическая сказка из цикла

«Сказки для детей

изрядного возраста»

1883 год.




Выпиши цитаты из сказки: МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН

1826 - 1889






«ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ»

сатирическая сказка из цикла

«Сказки для детей

изрядного возраста»

1883 год.



Выпиши цитаты из сказки: МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН

1826 - 1889






«ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ»

сатирическая сказка из цикла

«Сказки для детей

изрядного возраста»

1883год



Сообщение «Этапы биографии и творчества Салтыкова – Щедрина»:

15(27) января 1826 года в селе Спас – Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через 30 лет, в августе 1856 году ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем»,- вспоминал писатель. Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский В.Г. русский критик, который учил мыслить, указывать цель жизни.

В 1844 году Салтыков-Щедрин, выпущен из лицея (Царское село), а прежде получил блестящее образование в Дворянском институте в Москве и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к кружку Михаила Петрашевского, где распространяются революционные идеи.

В 1847 году написана первая повесть «Противоречия», а затем «Запутанное дело» под псевдонимом «Николай Щедрин». За участие в работе кружка Петрашевского, за сочинение своих повестей, напечатанных без ведома начальства, Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку (1848г.) В 1855 голу, после 7 летней ссылки император Александр II чиновнику Салтыкову разрешил «проживать и служить, где пожелает». С 1848 года по 1856 год в литературной деятельности был перерыв. И хотя в 1856 году выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. «Я не дам в обиду мужика», - эти

слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Но в 1862 году он оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду. По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник». «Я – писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин.

В 1877 году после смерти Н.А. Некрасова он возглавит журнал «Отечественные записки», который был организован вместо запрещенного «Современника». Весной 1884 года будет закрыт и этот журнал. Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 году Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 году совсем оставил службу и исключительно отдался литературе, написал

22 названия книг». Его мысли, и помыслы сосредоточились на одной литературе, ради нее он пожертвовал многим, о ней думал в последние минуты своей жизни. «Для детей изрядного возраста» Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. Особенности: фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, эзоповский язык.

Составить таблицу «Фразы из текста»

Работа с опорной схемой

Сказка «Премудрый пескарь»

Цель: показать, в чем смысл жизни и назначения человека

Судьба пескаря

Цель жизни: Черты:

беречь свою распостылую глупость, трусость,

жизнь беспомощность

Итог жизни:

«Жил дрожал и умирал – дрожал»

Работа с опорной схемой

1869, 1880 – 1886г.г. сказки для детей изрядного возраста (7-70 лет)

Задача: Обличения пороков освещения Особенности сказок:

фантастика,

злобобневных вопросов, выражения реальность, комическая +

трагическая,

народных идеалов, передовых идей гротеск, гипербола,

эзоповский язык

Дикий помещик

Цель: Пробудить самосознание, показать отношения между

помещиками народом

черты

глупость, жадность трудолюбие, покорность,

паразитизм долготерпение

Литература

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века II ч. М., 2006.

2. Русская литература 19 века. Под ред. В.П. Журавлева. М., 1998.

3. Литература. Поурочные планы.

4. Литературоведческий словарь. М., 2004.

5. М.Е. Салтыков- Щедрин. Сказки М., 1996.

Самоанализ проведенного урока по теме «Сатирическое изображение

действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий

помещик» и «Премудрый пескарь» с использованием элементов

технологии РКМЧП

Во вступлении были поставлены цели и задачи, сообщен план работы.

Образовательная и воспитательная цели, на мой взгляд,

сформулированы достаточно четко. Выбранный тип урока целесообразен

при изучении данной темы. Обучающиеся разбиты на группы, объявлен

соревновательный момент: Каждая группа в ходе урока будет стараться

работать лучше. На стадии вызова урока прозвучало сообщение о биографии

М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обучающиеся, слушая выступающего, заполняли

в рабочих тетрадях хронологическую таблицу жизни и творчества великого

русского сатирика.

На стадии «Осмысление» началась работа с текстом сказок: пересказ

текста, анализ текста в форме вопрос - ответ. Вопросы для анализа сказок

имели достаточный уровень трудности, но обучающиеся работали активно,

отстаивая свою точку зрения.

В ходе анализа сказок сразу же проводилась словарная работа:

обучающиеся записывали в рабочие тетради словарные слова, выбирая их из

текста, применяя элемент чтение с остановками.

Далее был применен элемент технологии РКМЧП «Письмо по кругу»

Рассматривая иллюстрацию к сказке «Дикий помещик», каждый из группы

принял участие в описание увиденного на рисунке.

Другой вид работы, который я предложила, это составление части

плана урока – элемент технологии «Работа по опорным схемам».

Была предложена опорно-логическая схема сказок, которая отражает

развивающую цель урока.

Применяя элемент «Мозаика», каждая группа работала по данной

схеме, отвечая на заданный вопрос по отрывку текста (одна группа задавала

другой и т.д.) (всего было 5 групп).

Выводы по уроку были сделаны обучающимися:

1. Сказки содержат важный нравственный урок.

2. Было доказано в ходе анализа произведения, что действительность,

которую представил М.Е. Салтыков-Щедрин, действительно

изображена сатирически с приемами гиперболы, гротеска, фантастики.

3. Сказка учит быть гражданином, высоконравственным человеком,

ответственным за свои поступки.

4. Обучающиеся отметили, что применение на уроке элементов

технологии РКМЧП было удачным, целесообразным, эффективным.

Произведения становится более доступным для усвоения, осмысления

и понимания материала.

.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!