СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по ОБЖ в 6 классе по теме "Защита от комаров и мошки и других насекомых. Профилактика энцефалита".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требования ФГОС СОО. Построен на системно-деятельностном подходе в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по ОБЖ в 6 классе по теме "Защита от комаров и мошки и других насекомых. Профилактика энцефалита".»

13



Тема: Защита от комаров и мошки и других насекомых. Профилактика энцефалита

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Цель: познакомиться учащихся с часто встречающи­мися в природе насекомыми, которые представляют опреде­лённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).

Задачи: развития способности применять полученные знания на практике;

уметь защищать себя от нападения кровососущих и жалящих насекомых;

воспитывать интерес учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания

Подготовка к уроку: 3 ученика готовят краткие сообщения 1) Народные средства от комаров 2)Клещи и опасность энцефалита 3)Первые действия при укусах насекомых. Дети приносят заготовки для аромакулонов. Распечатать картинки средств от насекомых.

Ход учебного занятия

1 Организационный

Слайд 1Здравствуйте! Вначале выполним упражнение «Прощай, напряжение! Возьмём лист бумаги, скомкаем его, вложим в него всё своё напряжение и выбросим в корзину.

Как вы себя чувствуете? Расстались со своим напряжением? Тогда приступим к уроку.

2 Проверка д/з .Сегодня мы проведем урок (воображаемого) путешествие, но где будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку, Слайд 2. (ответ в лесу). Начнем с зимнего леса Слайд 3. Проверим как вы усвоили материал прошлого урока при выполнении задания Слайд 4. Сформулируйте задание и ответьте на него.(Следы волка, лисы, кабана, лося и медведя).

Запишем в тетради сегодняшнее число и выполним тестовое задание по теме прошлого урока.

В лесу много опасностей, в том числе встреча с его обитателями. Ответьте на вопросы Слайд 5.( +++- -). Выполните самооценку задания (Слайд 6) Оценку поставьте на полях

3. Актуализация знаний

Путешествие продолжается. Послушайте запись звуков и определите какое время года в лесу.(Слайд 7). (Лето)

Прослушайте ситуацию:

В конце учебного года учащиеся с классным руководителем отправились в поход. День был ясным и тёплым. При прохождении по намеченному маршруту ребята слушали пение птиц, изучали растения и животных своего края, увидев гнездо синицы, наблюдали, как заботливые родители кормят своих птенцов.

На одном из деревьев Даша обнаружила рой пчёл. Их было очень много. Часть из них жужжали и кружили вокруг неё. Испугавшись, Даша начала кричать, махать и прогонять пчёл руками. Две пчелы всё же ужалили Дашу. На помощь пришёл Иван Иванович со своей аптечкой.

Ближе к полудню ребят всё больше одолевала усталость, и они организовали привал. А тут опять неприятность – Коля обнаружил у себя на ноге присосавшегося клеща. Иван Иванович сказал, что Коля зря отправился в поход в шортах и тоже оказал ему первую помощь? Также было много мошек, но они не мешали ребятам т,к. у всех были аромакулоны: сделанные из капсулы от киндер яйца.

Эфирные масла

Они содержали пахучие компоненты, отпугивающие насекомых. Мошки не выносят эфиры следующих масел:

  • деревьев хвойных пород: кедрового, можжевелового, соснового;

  • анисового;

  • коричного;

  • тимьянового;

  • цитрусовых – апельсина, лимона, лайма, грейпфрута;

  • гераниевого;

  • розмаринового;

  • базиликового.

Вечером ребята с учителем устроили стоянку на откры­той местности, хорошо проветриваемой, и развели костёр.

- Как вы думаете, почему пчёлы ужалили Дашу?

-Почему именно к Коле присосался клещ?

- Почему учащиеся с классным руководителем устроили стоянку на откры­той местности, и развели костёр?

Пытаются дать ответы:

- потому что она махала руками.

- на нём не было защитной одежды.

- чтобы не покусали комары

А сейчас, проанализировав сказанное, я прошу вас определить тему и поставить цели урока. Слайд 8 и 9 Защита от комаров и мошки и других насекомых. Профилактика энцефалита

  • Цель урока: Выявить часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют опреде­лённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).



3. Объяснение нового материала

Слайд 10. Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в ава­рийную ситуацию. Хорошо, что на помощь пришёл Иван Иванович со своей аптечкой. Даше он пинцетом вытащил жало пчелы, ужаленное место смочил спиртом, дал обильное питьё. А у Коли на ноге обмазал место впившегося клеща вазелином и оставил на пол - часа, а затем, осторожно, взял клеща пинцетом и, покачивая из стороны в сторону, вытащил его. Обработал место укуса йодом и тщательно вымыл руки.

Нам на сегодняшнем уроке нужно выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.

Слайд 10 Укусы насекомых — болезненные состояния, связанные с укусами насекомых (главным образом перепончатокрылых и двукрылых). По данным энтомологов, как только среднесуточная температура достигает 4-8 градусов тепла, комары начинают просыпаться от зимней спячки.  Комары могут наградить свою жертву не только вирусами, но и гельминтом, то есть паразитом.

Какие способы защиты от комаров вам известны. (Примерный ответ Комары плохо сопротивляются ветру и их легко сдувает. Выбирайте продуваемое место, выпускаемые промышленностью средства. Комары не любят запах дыма, одежда и тело пропитываются запахом костра и комары перестают интересоваться вами.

В костер на золу можно положить сосновые шишки, либо гриб трутовик березовый что бы они тлели, а не горели, выделяемый запах и дым хорошо отгоняют насекомых. Москитная сетка.

Что делать если вас укусил комар? После укуса можно ни чего не делать, главное не расчесывать укушенную область, либо можно облегчить ноющий зуд и жжение с помощью следующих способов, зуд проходит достаточно быстро:

  • обработайте место укуса прохладной водой, маслом чайного дерева;

  • можно протереть спиртом

Какие народные средства от комаров можно применять расскажет Волков А. (Приложение 1).
  1. Мошки еще одна неприятность в лесу и не только.Расскажите вас беспокоили мошки летом. (Примерный ответ: Вечром. Когда жарко, после их укуса появляется большое красное пятно, чешется и долго не проходит). Защитит специальной промышленное средсво Биоларвицид. Народное средство, ванилин смешать с водой и побрызгать из пульверизатора себя. Отпугивает мошку растение Бузина. Не любит мошка запах томатной ботвы, запах базилика. А можно ли защитится от нее москитной сеткой? (Нет, т.к. она мелкая и пролезет в сетку). Опасный клещ при походах в лесу (наиболее часто встречаются клещи весной в широколиственных лесах), ведь он переносчик энцефалитва, заболевания связанного с поражениемцентральной нервной системы. Что нам расскажет о клещах Ситникова Дарина (Приложение 2). Как поступить если вы на теле обнаружили клеща? (Смазать его тельце, подсолнечным маслом, т.к. он дышит брюшком, а масло не пропускает воздух, то клещ через пол часа должен отпасть. Если не помогло обращаемся в больницу). А сейчас посмотрим небольшой видео фрагмент. Каких еще опасных своими укусами насекомых вы знаете и как от них защитится? (слайд 11). Пчелы. Их жало похоже на гарпун. (слайд 12) После укуса наблюдается у пострадавшего припухлость. Это аллергическая реакция на яд насекомого. Осы и шершни. Шершень может выстрелить ядом в глаз. (слайд 13) Шмель. Кусает редко, самое миролюбивое насекомое.
Сейчас работаем по группам 1 и 2 ряд.
    1. Ряд посмотрите таблетки разложенные на учительском столе и выберите те которые нужно принять при укусе насекомого, если появилась опухоль. (Против аллергии)

2Ряд На столе разложены картинки средств защиты от разных насекомых , найдите те средства которые могут защитить от комаров и запишите их названия на доске

4. Физминутка.

Сейчас я предлагаю всем встать, проведем физкультминутку в виде игры: «Верно-неверно».

Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть.

  1. Комары являются переносчиками инфекционных заболеваний.(Верно)

  2. Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятные капли.(Верно)

  3. От укусов комаров и клещей защищает плотная одежда и использование отпугивающих средств.(Верно)

  4. Пчела может ужалить несколько раз и улететь. (Неверно).

  5. При нападении роя пчёл спастись можно только бегством, прикрывая лицо руками. (Верно).

  6. Клещи являются переносчиками гриппа. (Неверно)

  7. Во время похода стоянку необходимо устраивать в густой чаще леса. (Неверно) .

В походе желательно обходить стороной места обитания опасных насекомых и не разорять их гнёзда.(Верно).

5. проверка изученного материала. Выполним тест и сделаем взаимопроверку

1 вариант

1. Кро­вососущие насекомые – это…

А) оводы и моль;

Б) комары, мошки и слепни;+

В) тля, клещи и оводы;

Г) все перечисленные выше

2 вариант

1. После укуса пчелы у некоторых людей может появиться

А) веселье;

Б) припухлость;

В) отёк, перше­ние в горле +

Г) бешенство.

2. Жало пчелы имеет вид

А) кухонного ножа;

Б) скальпеля; В) копья;

Г) гарпуна.+

2. Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется

А) смазывать открытые участки тела оде­колоном, в который добавлены мятное масло или мятные капли; +

Б) смазывать открытые участки тела спиртом;

В) смазывать открытые участки тела любыми духами;

Г) смазывать открытые участки тела кремом от загара.

3.От укусов комаров и мошек можно защититься:

А) не оставляя сладкие продукты открытыми рядом с собой;

Б) прогоняя их руками;

В) плотная одежда, пользование отпугивающими средствами;

Г) не подходить близко к местам их обитания.

3. Клещи являются переносчиками тяжёлого заболева­ния

А) миозита;

Б) колита;

В) энцефалита;+

Г) фарингита.

4. Защитой от укусов клещей не является:

А) плотная одежда;

Б) закрытая обувь;

В) средство «Picnic»;

Г) табакокурение.+

4. В какой период года, и в каких местах наиболее часто встречаются клещи:

А) весной на болотах;

Б) весной в широколиственных лесах;+

В) во второй половине лета на болотах

Г) осенью в светлых сухих лесах.



5. Закрепление. Что посоветует нам сделать при укусе насекомых Деркач Марина (Приложение 3).

Сделаем из капсулы от киндер яйца аромакулон. Для него нужна заготовка, капсула с отверстиями (2 вверху для крепления нитки и несколько отверстий внизу), нитка и пахучее вещество. Я вам дам цедру мандарина.

.

Меняемся тетрадями и делаем взаимопроверку по слайду 14. На полях выставляем оценку товарищу. Находим среднее арифметическое двух оценок полученных на уроке. Это будет ваша отметка за весь урок. Назовите свои оценки полученные за урок.

6. Д/з п.25(найти доп. материал по теме урока) Рефлексия. Подведение итогов (Раздаю красные было неинтересно, ничего не понял; зеленые было интересно, все понятно; и желтые полоски – надо дома самостоятельно разбираться.

Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились?


Ну вот ребята, наш урок подошел к концу. Ваша работа была активной и результативной. Благодарю за работу на уроке! Урок окончен!





комары, моль, москиты, муравьи, мухи, осы и шершни, слепни, тараканы: для использования в помещении











клещи, муравьи, тараканы для использования в помещении, для использования на улице




комары, мошки, мухи, осы и шершни





1 вариант

1. Кро­вососущие насекомые – это…

А) оводы и моль;

Б) комары, мошки и слепни;

В) тля, клещи и оводы;

Г) все перечисленные выше

2 вариант

1. После укуса пчелы у некоторых людей может появиться

А) веселье;

Б) припухлость;

В) отёк, перше­ние в горле;

Г) бешенство.

2. Жало пчелы имеет вид

А) кухонного ножа;

Б) скальпеля;

В) копья;

Г) гарпуна.

2. Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется

А) смазывать открытые участки тела оде­колоном, в который добавлены мятное масло или мятные капли;

Б) смазывать открытые участки тела спиртом;

В) смазывать открытые участки тела любыми духами;

Г) смазывать открытые участки тела кремом от загара.

3.От укусов комаров и мошек можно защититься:

А) не оставляя сладкие продукты открытыми рядом с собой;

Б) прогоняя их руками;

В) плотная одежда, пользование отпугивающими средствами;

Г) не подходить близко к местам их обитания.

3. Клещи являются переносчиками тяжёлого заболева­ния

А) миозита;

Б) колита;

В) энцефалита;

Г) фарингита.

4. Защитой от укусов клещей не является:

А) плотная одежда;

Б) закрытая обувь;

В) средство «Picnic»;

Г) табакокурение.

4. В какой период года, и в каких местах наиболее часто встречаются клещи:

А) весной на болотах;

Б) весной в широколиственных лесах;

В) во второй половине лета на болотах

Г) осенью в светлых сухих лесах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!