СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по ОДНКНР в 6 классе по теме "В конце всех победителей победит Христос: новомученики XX в. "

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений о подвиге новомучеников и исповедников ХХ в.

 

Задачи:

образовательные: объяснить значение понятий «новомученик» и «исповедник», познакомить обучающихся с историческими обстоятельствами гонений на веру в советской России в ХХ в., проанализировать икону «Собор новомучеников и исповедников Российских», оценить значение подвига новомучеников в истории России;

воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

развивающие (развитие УУД): способствовать развитию умений анализировать информацию, проводить сравнение, делать выводы, идентифицировать действия как моральные/неморальные на основе соотнесения с моральным эталоном, планировать и оценивать результаты своей работы, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по ОДНКНР в 6 классе по теме "В конце всех победителей победит Христос: новомученики XX в. "»

Урок 29. В конце всех победителей победит Христос: новомученики XX в.



Цель урока: формирование представлений о подвиге новомучеников и исповедников ХХ в.



Задачи:

образовательные: объяснить значение понятий «новомученик» и «исповедник», познакомить обучающихся с историческими обстоятельствами гонений на веру в советской России в ХХ в., проанализировать икону «Собор новомучеников и исповедников Российских», оценить значение подвига новомучеников в истории России;

воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

развивающие (развитие УУД): способствовать развитию умений анализировать информацию, проводить сравнение, делать выводы, идентифицировать действия как моральные/неморальные на основе соотнесения с моральным эталоном, планировать и оценивать результаты своей работы, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.



Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.



Основные понятия и термины: новомученики и исповедники Российские.



Методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, аудиозаписи Вокализа и Прелюдии соль-диез минор С. В. Рахманинова.



Оборудование: классная доска, проектор, экран, устройство для прослушивания аудиозаписей.



Ход урока

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся



Послушайте музыкальный фрагмент и скажите, какой образ создаёт эта музыка?

(Прослушивание начала Вокализа С. В. Рахманинова.)



Автор этой музыки — С . В. Рахманинов. В 1917 г. он был вынужден покинуть Родину и долгое время не мог сочинять музыку. Почему? Он говорил, что для творчества ему нужен воздух России.

Попробуем понять, что заставило его уехать. (Звучит отрывок из Прелюдии соль-диез минор.)



Послушайте отрывок из воспоминаний о С. В. Рахманинове:

“Ранняя осень 1917 года. Рахманинов ехал на машине в Ивановку. По сторонам дороги — неубранные хлеба, засушенные сорняком картофельные поля. Машина подъехала к усадьбе. Мужики выносили оттуда вазы, кресла, свёрнутые ковры. Но не это потрясло Рахманинова: широкие окна во втором этаже распахнулись, там показалось нечто большое, чёрное, сверкающее, надвинулось на подоконник, выпятилось наружу и вдруг грохнулось вниз. И лишь ударившись о землю и взныв оборванными струнами, обнаружило свою сущность кабинетного рояля “стенвей”.

Волоча ноги, как дряхлый старик, Рахманинов побрёл к дому. Мужики заметили его, когда он оказался рядом с трупом рояля, и оцепенели.

— Ничего, продолжайте, — рассеянно сказал Рахманинов и остановился над чёрными, блестящими досками, чей смертный вой ещё продолжал звучать в его ушах…”

Что связывалось в сознании музыканта с этим событием? Наверное, навсегда уходящая Россия».



А теперь послушайте стихотворение А. Жигулина «Из Российской истории»:

Мне страшную быль рассказали —

Её повторить я готов, —

Как древние книги сжигали

В начале тридцатых годов.

Далеко, на Севере где-то,

Стоял монастырь у воды.

Стоял на окраине света,

Не видел татарской орды.

Тевтонцы туда не пробились,

Ни ляхи, ни Наполеон.

Там древние книги хранились

Ещё с византийских времён.

Костры полыхали багрово,

И отблеск плясал на стене.

И, может быть, подлинник «Слова»

Сгорел в том ужасном огне.

Сгорели и акты, и святцы,

Сказанья родимой земли…

Да что ж вы наделали, братцы!

Да как же вы это смогли?!

Цель нашего урока — узнать о подвиге новых мучеников за Христа.

Задачи: узнать, кого называют новомучениками и исповедниками; проанализировать икону «Собор новомучеников и исповедников Российских»; оценить значение подвига новомучеников в истории России.



2. Первичное усвоение новых знаний

Давайте познакомимся с историческими обстоятельствами гонений на веру в ХХ в.

Для этого давайте познакомимся со сведениями об иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских»

Написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов.

Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов.

В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве.



В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: “Аз есмь свет миру” (Ин.8:12). Его образ завершает вертикаль: царственные мученики – престол – крест – купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути.

КЛЕЙМА

Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника.

Клейма справа по вертикали - изображения мученических кончин отдельных святых.

Клейма слева – массовые сцены.

В среднике и в деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения.

Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю.

ПЕРВОЕ КЛЕЙМО
Соловки

Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников.

ВТОРОЕ КЛЕЙМО
Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола

ТРЕТЬЕ КЛЕЙМО
Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими

ЧЕТВЕРТОЕ КЛЕЙМО
Подвиг двух праведников: священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского

ПЯТОЕ КЛЕЙМО
Разорение одной из величайших русских святынь – Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежског

ШЕСТОЕ КЛЕЙМО
Трагедия в Алапаевске

5 июля 1918 года. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту.

СЕДЬМОЕ КЛЕЙМО
Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре.

Святой Тихон – великий иерарх. Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период.

ВОСЬМОЕ КЛЕЙМО
Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4 (17) июля 1918 года.

ДЕВЯТОЕ КЛЕЙМО
Массовый расстрел праведников на полигоне Бутово под Москвой в 1930-е годы.

ДЕСЯТОЕ КЛЕЙМО
Расстрел крестного хода в Астрахани

Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. Большевики же расстреливали мирных людей.

ОДИННАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года

ДВЕНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Образ безымянной святой жены с детьми

ТРИНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Арест священника в храме во время богослужения

ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима

ПЯТНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 7 (20) ноября 1937 года.



А теперь познакомимся со сведениями учебника ( стр 137 – 143)

3. Закрепление и проверка понимания

В целях закрепления изученного и проверки понимания предлагаю ответить на вопросы 1–3 учебника (§ 29) и выполнить задания 1, 3 рабочей тетради (тема 29).

Дополнительные задания

1. Прочитайте текст и выполните задания.

«В начале прошлого века многие хорошие люди пострадали за веру в Бога. Одной из таких людей была святая мученица Татьяна. Имя Татьяны Николаевны Гримблит сегодня известно мало, однако сто лет назад (в первые десятилетия советской власти) о ней знали многие. Простая женщина, истинная верующая в Бога христианка, в своей жизни она несла настоящий подвиг милосердия: помогала людям, находящимся в тюрьме, приносила им еду, вещи, собирала посылки и отправляла их нуждающимся. Среди тех, кому она помогала, были знакомые ей люди и незнакомые, верующие и неверующие. На них она тратила почти все деньги, которые зарабатывала. Много раз за свои добрые дела она была гонима и наказана. Много раз её саму забирали в тюрьму за помощь нуждающимся, но она всё продолжала помогать тем, кому была нужна её помощь. После очередного выхода из тюрьмы Татьяна изучила медицину и стала работать в больнице: лечила больных, утешала и заботилась о несчастных, молилась за умирающих. Эта удивительная святая писала духовные стихи и пела в церковном хоре. Святая Татьяна верила в Бога и никогда этого не скрывала. Она всегда говорила: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно». 23 сентября 1937 года Татьяна Николаевна была расстреляна в подмосковном Бутове и похоронена в безымянной могиле. В июле 2002 года она была причислена к лику святых».



  1. Запишите слова-синонимы (близкие по значению) к выделенному в тексте слову.



  1. Выпишите из текста словосочетания с глаголами, которые показывают истинную веру святой Татьяны в Бога. Объясните свой выбор.

    Словосочетания с глаголами

    Объяснение



  2. Сформулируйте ответ на вопрос, какой при жизни была Татьяна Николаевна Гримблит, используя только имена прилагательные.



2. Иногда людям кажется, что зло сильнее, чем добро, что в повседневной жизни человека и в истории человечества слишком много зла. Патриарх сербский Павел писал: «Добро намного сильнее зла. Каждая победа зла в истории бывает только временной и всего лишь кажущейся».

Как думаете, на чьей стороне сила — н а стороне гонителей или гонимых? Обоснуйте свой ответ на примере житий святых новомучеников и исповедников Российских.



4. Рефлексия. Подведение итогов

Домашнее задание: рабочая тетрадь, тема 29, задания 2, 4.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!