СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по окружающему миру "Солнце и звёзды. Влияние Солнца на Землю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

После проведения урока мои ученики:

- будут иметь представление о звёздах и их разнообразии;

- будут знать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

- будут уметь работать с научным текстом;

- смогут провести наблюдения;

- приобретут интерес к науке астрономии;

- смогут проявить воображение, логическое мышление, поразмышлять над проблемными вопросами

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по окружающему миру "Солнце и звёзды. Влияние Солнца на Землю"»

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме: «Солнце и звёзды. Влияние Солнца на Землю».


Тип урока: изучение нового материала.

Цели: сформировать знания о звёздах и их разнообразии.

Познавательные:

Наглядно-образное мышление, воображение, познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий.

Коммуникативные:

Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства.

Регулятивные:

Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию

Задачи:

1) показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

2) продолжить развитие воображения, логического мышления;

3) продолжить развитие умения работать с научным текстом;

4) воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

К окончанию урока мои ученики:

- будут иметь представление о звёздах и их разнообразии;

- будут знать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

- будут уметь работать с научным текстом;

- смогут провести наблюдения;

- приобретут интерес к науке астрономии;

- смогут проявить воображение, логическое мышление, поразмышлять над проблемными вопросами.

Педагогическая цель: показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле с помощью наблюдений для активизации познавательного процесса.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: репродуктивный, исследовательский;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.

Оборудование: учебник, тетрадь


Ход урока.


1.Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок, книги, ручка и тетрадка?

Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят?

Всё ль на месте, Все ль внимательно глядят?

Всё ль в порядке: Все ль готовы слушать?

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

- Назовите три отличия Земли от Солнца. (не звезда, холодная, не светится, меньше)

- Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)

- Какое космическое тело называют звездой?

- Какая звезда самая яркая? (днём – Солнце, ночью – Сириус)

- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)

- По какой звезде можно ориентироваться на местности днём, ночью? (Солнце, Полярная)

- Что называют созвездием?

- Какие созвездия вам известны?

- Какие созвездия вы наблюдали?

3. Работа по теме.

1)-Отгадайте загадки (слайд)

1) Синяя шубенка покрыла весь мир.

(Темное небо.)

2) Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

(Луна.)

3) Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогатый.

(Небо, звезды, месяц.)

4) Один костер

Весь мир согревает.

(Солнце.)

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема урока: «Солнце и звёзды».

2) Проблемные ситуации.

- О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)

- Что подсказывает нам, что температуры звёзд разные? (разный цвет звёзд)

- У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ?

- Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (оно ближе к нам)

- Что будет, если звёзды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит)

4. Физкультминутка.

5. Работа по теме (продолжение).

1. Почему светят звезды.

– Звезды, которые мы видим ночью на небе, – это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далеком расстоянии от Земли. Запущенная с Земли современная ракета может долететь до ближайшей звезды только через много тысяч лет. Другие звезды находятся от нас еще дальше. Звезды не одинаковы по величине: одни в тысячи раз больше Солнца, другие гораздо меньше. И температура звезд тоже различна. Солнце – самая близкая к нам звезда, она обладает средней величиной и средней температурой.

– О чем можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая.)

– Что подсказывает нам, что температура звезд разная? (Разный цвет звезд.)

– У каких звезд температура веществ выше: у белых или красноватых? (У белых.)

– Какие наблюдения могут подсказать ответ? (Цвет горящей лучины – белый, а гаснущей – красный.)

– Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звезд? (Оно ближе к Земле.)

– Что будет, если звезды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит.)

Рубрика «А знаете ли вы?»

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о звездах.

 Ближайшая к Солнцу звезда называется Проксима Центавра. Свет от нее доходит до Земли в течение 4,5 световых лет.

 Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз и достигают в диаметре до 1 миллиарда километров.

 Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

 Когда у звезды кончается ядерное горючее, она начинает сжиматься, постепенно превращаясь в сверхтяжелый шар, в основном состоящий из частиц атома, называемых нейтронами. Такая звезда получает название нейтронной.

 Когда в недрах звезды кончаются запасы водорода, она начинает умирать. Ее газовая оболочка расширяется, приводя к появлению звезды, именуемой красным гигантом. Потом она остывает, превращаясь в белого карлика. В конце концов звезда погибает, а на ее месте возникает «черная дыра».

 Белые звезды (например Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100 000 градусов Цельсия).

Желтые звезды (например Капелла) холоднее белых. Они приблизительно такие, как наше Солнце (температура – 6000 градусов Цельсия).

Звезды красноватого цвета (например Альдебаран) – холоднее Солнца (температура – 3000 градусов Цельсия).

Учащиеся читают статью «Почему светят звезды» на с. 64 учебника.

– Есть ли днем звезды на небе?

– Почему огромные звезды кажутся нам светящимися точками?

– Как звезды помогают людям ориентироваться?

2. Как влияет Солнце на Землю.

– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Солнце – раскаленное шарообразное небесное тело. Расстояние от Земли до Солнца около 150 000 000 км. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца движется Земля.

Представим себе Солнце, наполненное шарами размером с нашу Землю. Как вы думаете, сколько таких шаров поместится в Солнце? Больше миллиона!

Температура Солнца на поверхности приблизительно +6000С, а в глубине во много раз больше. При такой высокой температуре все вещества находятся в особом газообразном состоянии.

Раскаленное вещество излучает свет, то есть светит. Свет распространяется со скоростью 300 000 км в секунду. Свет от Солнца до Земли идет 8 мин 19 с.

Во все стороны от Солнца распространяются свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.

Солнечные лучи нагревают земную поверхность неодинаково. Чем выше Солнце над головой, тем сильнее оно греет. Например, ребята загорают на пляже. Как вы думаете, какому мальчику жарче: тому, который лежит под полуденным солнцем, или тем ребятам, которые загорают утром и вечером?

– Вы провели опыты с растениями. Эти опыты показали, что растениям нужны солнечные свет и тепло. Большинство животных также не могут жить без света и тепла.

Слайды презентации «Как влияет Солнце на Землю»

– Какова температура Солнца?

– Что случилось бы на Земле, если бы Солнце стало холодным?

– Какие изобретения людей используют тепло и свет Солнца?

– Как влияет Солнце на живые организмы?

– Что происходит на Земле, когда меняется активность Солнца?

3. Созвездия.(слайды)

– Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?

От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет! Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет. Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было!

Звезд так много, что в них трудно разобраться! Вот почему, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.

На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла.

6.Закрепление знаний.

1. Учащиеся самостоятельно выполняют в рабочей тетради задание стр 25 №1. Проверка.

– Объедините в группы космические объекты (стр 28 № 4 коллективно). (Данные небесные тела можно разделить на три группы: звезды, планеты, созвездия.)

– Назовите основные различия этих групп.

2. Работа по карточкам(в паре, презентация слайд)

Вставьте в текст пропущенные слова.

Солнце – это … (раскаленный) самосветящийся газовый шар. Такие небесные тела называют … (звездами). Небесные тела, не изучающие собственного света, называют … (планетами). Вокруг Солнца обращается … (8) планет. Вокруг большинства планет обращаются … (спутники). Путь планеты называют … (орбитой). Небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, образуют … (Солнечную) систему. Центральное место в Солнечной системе занимает … (Солнце). Земля – … (планета Солнечной системы). Луна – естественный … (спутник) Земли. Спутник, запущенный человеком, называется … (искусственным). Наука об освоении космического пространства называется … (космонавтикой).

3. Беседа по вопросам.

– Чем планета отличается от звезды?

– Назовите планеты Солнечной системы.

– Какое место в порядке следования от Солнца занимает наша планета?

– Что является моделью Земли?

– Почему у глобуса есть ось, вокруг которой его можно вращать?

– Как называется самая северная точка Земли?

– На какие полушария делит Землю экватор?

– Сколько всего материков на Земле?

– Сколько материков в Западном полушарии? В восточном? В южном? В северном?

– Как называется год, в котором на один день больше? (Високосный.)

– Что общего у песчинки с мячом и у Земли с Солнцем? (Земля во столько же раз меньше Солнца.)

– Какие три вещи ты взял бы с собой, отправляясь в путешествие?

7. Подведение итогов урока.

- Какая задача для нас была сегодня на уроке главной? (показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле)

- Выполнили ли мы эту задачу?

- Что вам понравилось?

8.Рефлексия

9. Домашнее задание.

Стр 62 – 65 пересказ, ТПО стр 25 №2, 3