Тема урока: Обобщение по теме: «Местоимение».
Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».
Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления
местоимений в речи;
2. Закреплять умения заменять имя существительное
местоимением соответствующего рода;
3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4. Развивать речь, память, внимание учащихся;
5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
в коллективе.
Оборудование: Карточки: с местоимения, карточки с частями речи, карточки с текстами для работы по вариантам, компьютер, проектор, экран, задание в программе «ПервоЛого», карточки для рефлексии.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости, давайте поздороваемся с ними.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
II. Введение в тему урока.
Учитель: - А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадались.
Верно, это наши друзья местоимения.
Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
Итак, тема нашего урока????
Доска: «Местоимения».
Учитель: На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
Ш. Чистописание.
- Откройте тетради и запишите: число и классная работа.
Доска: 12 февраля. Классная работа.
Учитель: Прочитайте слова. Что вы заметили?
Первое испытание:
Доска: (карточки напечатаны).
В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ
Дети: - Здесь записаны разные части речи.
Учитель: - Давайте разобьём их на группы . (Дети выходят к доске и распределяют слова по группам).
Предлоги - в, на, под.
Союзы - а, но.
Им. существительное - нос.
Глаголы - мни, мнём.
Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы
Учитель: Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях. (Я, он, ты, нас, мне, вы)
Запись местоимений: смотри
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
IV.Словарная работа.
Учитель: - Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они приготовили для вас загадки. А поручили загадать их мне. Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?
1. Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. /Солнце/
2.А стемнеет – он придет
Тоненький, смущенный, -
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. /Месяц/
3.Срок пройдет – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна! /Луна/
– Какими местоимениями вы замените отгадки? (Он, она, оно). Что можете сказать о данных местоимениях? ( 3 лица, ед.числа)
- В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.По 3 словарных слова. Можно пользоваться учебником, кто не рассчитывает на память.
(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)и т.д.
Проверка. Молодцы.
V. Актуализация знаний
Разбор предложения по членам предложения.
Учитель: - И в благодарность за это наши друзья-местоимения хотят подарить вам небольшой подарок. Но как вы сами понимаете этот подарок не простой, это предложение с местоимением, которые вам нужно будет, во-первых, правильно написать, а во-вторых, разобрать по членам предложения, по частям речи.
Я иду по зимнему лесу.
(У доски работает 1 ученик) Оценка.
2) Редактирование текста.
Работа по вариантам: Карточки заранее лежат на партах
1 вариант
Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже, определите падеж.
Подошел к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), спросил про (он).
2 вариант
Спишите. Исправьте ошибки. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Перышки нее были окрашены в светлый цвет, а на их темные пятна и черточки.
Учитель: - Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получился такие красивые предложения! Справились и с этим заданием! Слова, какой части речи заменяют местоимения?
- А кто напомнит, что такое местоимение?
Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.
Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
3) Определение лица личных местоимений.
Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.
Дети: - Это личные местоимения.
Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.
4) Интерактивное задание в программе ПервоЛого. Работа в парах.
(дети заселяют домик в парах).
Давайте проверим, все ли группы справились с заданием
На экране верный вариант.
1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ
2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ
3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ Засели в домик местоимения.
| | 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо |
| Ед. число | Я | ТЫ | ОН ОНА … |
| Мн. число | | | |
Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.
-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.
5) Хитрые вопросы от местоимений.
Каждая группа получит по 2 вопроса, ответят на них и представят вопросы другим группам.
1 группа:
Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
2 группа:
К какому местоимению надо добавить слог «ло», чтобы получить неодушевленный предмет гигиены. ( мыло)
Какое местоимение можно записать одной буквой? (я)
3 группа:
Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (ямайка)
Какой газ отрицает личное местоимение? (неон)
4 группа:
1. Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (ямы)
6) Склонение местоимений.
Учитель: - Поскольку вы хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас на новоселье. (3 человека у доски, а остальные в тетрадях)
1 группа идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)
2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)
3 группа идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)
VI. Итог урока (заполнение схемы)
Заполнение таблицы отличий и сходства сущ. и местоим. ( карточки)
- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.

Учитель: - Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.
VI. Домашнее задание.
Приложение к уроку.
Предложения для разбора.
Он хорошо играет в шахматы.
Я иду по осеннему лесу.
Они сажали в саду цветы.
Мы взяли Шарика на прогулку в лес.
Я проснулся поздней ночью от шума.
Петя быстро побежал за ним.
Мама рассказала нам интересную историю.
На нём висели спелые ягоды.
Дедушка подарил мне интересную книгу с картинками.
Я проснулся от громкого, ночного шума.
У нас в клетках живут кролики.
На уроке мы познакомились со сказками Пушкина.
Засели в домик местоимения.
| | 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо |
| Ед. число | Я | ТЫ | ОН ОНА … |
| Мн. число | | | |

| 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо |
Ед. число | Я | ТЫ | ОН ОНА … |
Мн. число | | | |
Информационное табло (для каждого уч-ся)
| Баллы от 1 до 5. |
Этапы урока | |
1.Минутка чистописания | |
2.Разбор предложения | |
4. Редактирование текста | |
5.Заселение домика местоимений | |
6.Склонение местоимений | |
7.Хитрые вопросы. | |
8.Дополнительные баллы | |
| Всего: |
3.
Т__нулся к (он)_________________________________________
беспокоился о (она)______________________________________
наблюдал за (они)_______________________________________
2.
разговаривал с (он)______________________________________
спр__сил у (он)___________________________________________
остановился перед (он)___________________________________
1.
возвышался над (она)___________________________________
прив-зли к (она)_______________________________________
х-дил за (она)__________________________________________
10