СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по теме: Раскол в Русской православной церкви

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока предназначен для учителей, работающих со школьниками с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по теме: Раскол в Русской православной церкви»

- Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга, поприветствуем наших гостей. Сегодня у нас необычный урок, в связи с присутствием гостей. Но я призываю работать не бояться, отвечать, как вы обычно это делаете: активно работать.

Слайд 2 - И начнем мы наш урок с повторения пройденного материала.

- Какой век мы свами изучаем?

- Как называется в истории России период начала 17 века, когда бояре боролись за власть, страна была повергнута в хаос, разруху, голод и болезни. (Смутное время)

-На прошлом уроке мы с вами сказали, что Смутное время заканчивается. Его окончание связано с событием, которое произошло в истории нашей страны в 1613 году? (началось правление новой царской династии Романовых)

Слайд 3 - Кто стал первым царем из династии Романовых? (Михаил Федорович)

-Кто стал следующим царем после Михаила Федоровича? (Алексей Михайлович)

-В каком году это произошло? (в 1645 году)

Слайд 4 Найти соответствие. Ученики по очереди читают и определяют к чему относится утверждение.

Актуализация знаний, объявление темы урока.

- Мы переходим к новой теме. Начнем мы с вами изучать ее с картины Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».

- Что изображено на картине? (толпа людей)

- Кого мы видим в центре картины? (женщина)

Это одна из самых знатных женщин Москвы XVII в. боярыня Морозова.

-А теперь давайте посмотрим вокруг боярыни, кого мы видим?

-Что чувствуют эти люди по отношению к боярыне Морозовой?

-Какие эмоции выражают лица этих людей?

(Печаль, грусть, страх, ужас, сочувствие, переживание, жалость)

(Безжалостный смех, ликование)

Объявление темы урока.

- Связана картина с драматическим эпизодом истории нашей страны - Расколом общества в 17 веке как бы на две части. Связан этот раскол с православной церковью. Итак, тема урока: «Раскол в Русской православной церкви.»

- Работать сегодня будем в опорном конспекте.

Открывают учебник на стр. 95, записывают.

- Посмотрите, наш конспект также, как и общество в середине 17 века разделилось на две части и у нас две половины.

- Мы с вами уже сказали, что в 1645 году царем становится Алексей Михайлович Романов. При царе (в 1652 году) Алексее Михайлович патриархом (главой) Русской православной церкви становится Никон.


1. Вы видите его портрет на экране и также у вас есть на парте такая же картинка-наклейка, давайте наклеим его портрет, а там, где строка пустая подпишите, патриарх Никон.

С именем этого человека во многом и связан этот раскол в православном обществе. Что же это был за человек?

Читают в учебнике (2-ой абзац сверху).

Пересказывают

- Практически сразу патриарх Никон приступает к церковной реформе.


2. На строчке ниже записываем: Считал необходимым провести церковную реформу.

Он объяснил это так:

Со времен принятия христианства на Руси прошло очень много лет.

- В каком году было принято христианство? (988 год) Какой век? (10 век)

- Реформу начал Никон проводить в 1653 году. Какой век? (17 век)

Сколько лет прошло? (665 лет)

- За это время в церковные обряды вкралось очень много ошибок, которые необходимо исправить. Но многие люди не хотели ничего менять. На защиту старины встал протопоп (старший священник в храме) Аввакум.

1а. Вы видите его портрет на экране и также у вас есть на парте такая же картинка-наклейка, давайте наклеим его портрет, а там, где строка пустая подпишите, протопоп Аввакум.


2а. На строке ниже записываем: Был против проведения церковной реформы.


-А сейчас давайте разбирать, что именно было в этих реформах нового, что не устраивало Аввакума и его сподвижников.

Перемещаемся в левую часть конспекта. Итак, Никон говорил, что церковные книги переписывались на протяжении 600 лет от руки, поэтому там было немало искажений текста. Никон хотел все исправить.


3. Следующим пунктом у вас так и написано: Исправить церковные книги, этого хотел и Никон и Аввакум был не против. Противоречия возникли в вопросе по каким образцам исправлять? Никон предлагал по греческим образцам (записываем на строке), а Аввакум предлагал исправить по старорусским образцам.

-Вы помните, что христианство на Руси пришло из Византии. На Руси Византию обычно называли «Греческим царством».

- Многим людям эти исправления не понравились, священники в новых книгах не узнавали текста.

4. Физминутка!!!

1. Крепко зажмуриваем глаза, открываем.

2. Глазами переводить вверх-вниз, влево-вправо.

3. Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их.


4. -Многие люди привыкли креститься двумя пальцами. Найдите у себя на парте такая же как на слайде картинку-наклейку.

-Куда приклеиваем слева или справа? (справа).

-А там, где строка пустая, подпишите: крещение двумя пальцами.


-Теперь же людей заставляли креститься тремя пальцами. Найдите у себя на парте такая же как на слайде картинку-наклейку.

-Куда приклеиваем слева или справа? (слева).

-А там, где строка пустая, подпишите: крещение тремя пальцами.


- Раньше в храме во время службы несколько человек читали и пели одновременно разные молитвы. Такая служба называлась многоголосием. Во время такой службы в храме стоял гул и трудно было что-либо разобрать.

5. Было многоголосие, часть слова уже написано, куда допишем много, слева или справа? (справа)

- Никон решил ввести вместо многоголосия единоголосие, то есть чтение одной молитвы во время службы.


Это лишь некоторые изменения, были и другие, например, написание слова Иисус, раньше с одной буквой и, а стали писать с двумя. Поклоны земные заменили на поясные.


6. Не только Аввакум, но и очень многие люди встали на защиту старых церковных обрядов. Его сторонников стали называть старообрядцами или раскольниками. Запишите это в свои конспекты. Повторите!!!!

Сторонников Никона называли никонианами. Запишите это в свои конспекты. Повторите!!!!


-А сейчас давайте вернемся к картине «Боярыня Морозова». Скажите к какому течению она относится к старообрядцам или к никонианам?

-А как вы думаете, почему она в цепях? С чем она не согласна? Она не хочет признавать новые реформы. И даже готова пожертвовать жизнью. Судьба этой женщины будет страшной - посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.


Многие раскольники, как и боярыня Морозова, отказывались принимать церковную реформу. В знак протеста они устраивали голодовки, поднимали восстание и даже прибегали к самосожжению. Многие старообрядцы бежали в сибирскую тайгу, глухие места Поволжья, на Север, на вольный Дон. Там они обживали и осваивали новые земли, строили свои храмы, где продолжали соблюдать старые церковные традиции и обряды.


-Какова же судьба Никона и Аввакума?

Сам Никон захотел, чтобы церковная власть в России почиталась выше царской власти. За это он был осужден Церковным собором. Осудили его и за раскол в Церкви. Никон был лишен патриаршества и сослан на север в монастырь.

Аввакум за раскольничью деятельность по царскому указу был сожжен вместе со своими сподвижниками. Но его смерть не сломила старообрядческое движение, оно сохранилось и до наших дней.


Закрепление




Рефлексия:

«Листы самооценки».