Самоопределение к деятельности (орг. момент) Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | -Проверьте порядок на столе, всёли готовок уроку. Начинаем работать. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. | ая,оя На доске текст с пропущенными орфограммами Густой туман ст.ит (над)селом.Сквозь густые суч.я д.р.в.ев б.леет небо.На липе в.сят последние з.л.тые лист.я.Б.рёза кр.сиво р.суется на г.лубом небе.Осиновая рощ. Х.р.ша и в тумане. Физминутка ( названия существительных с определением рода) | Организует учащихся устно объяснить в какой части слова какая орфограмма пропущена, как надо писать и почему. Организую диалог с учащимися, создаю условия для повторения признаков шипящих звуков, провожу параллель с ранее изученным материалом. Нескольким детям карточки (определить род им.сущ.) Организую практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаю условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке. | Списывают только 1 предложение делают синтаксический разбор и выписывают словосочетание Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы. Проверяем ученика с карточкой (выводим на экран) дети,у которых были такие же карточки сами себя оценивают. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь. | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
Постановка учебной задачи. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока. | -Вспомним какие звуки называются шипящими? -Назовите слова из проверяемой карточки, где существительные с шипящей на конце. Назовите слова из физминутки, где существительные с шипящей на конце. ГРАЧ, РЕЧЬ, МАЛЫШ, НОЧЬ, ВЕЩЬ, МЯЧ -Прочитайте слова. - К какой части речи относятся слова? -Что общего в этих словах? В чём отличие? -В чём нам предстоит разобраться? -Сформулируйте тему и цель урока. | Записываю на доске. Записываю на доске. Выдвигаю проблему. Организую формулирование темы урока учащимися, его цели. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
Решение проблемной ситуации. Первичное закрепление. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного. Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | С 31упр.51 Читаете его внимательно и прокомментируйте каждое слово с шипящей на конце и к какому роду относится. Выполняем. -Проверим вашу работу. Учащиеся читают по цепочке и аргументируют свой ответ) - Что заметили? - Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем? -Какую работу выполняет мягкий знак? - Сравним с правилом в учебнике. стр.31 -с 31 упр.52 Устно разобрали. И на дом записали. Работа в парах -Сформулируйте ещё раз правило друг другу. -На что указывает ь? ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ -Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова. Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой. -А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой. -Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет? Доска! Алгоритм Определить род имени существительного. Вспомнить правило. Записать слово, опираясь на правило. Выделить орфограмму. | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило. Организует отдых. Контролирую процесс составления алгоритма, направляю учащихся на верный путь решения. | Выполняют работу доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. Выполняют упражнения. Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. |
5.Итог урока, рефлексия деятельности. Цель: оценить результаты учебной деятельности. 6. Домашнее задание. | -Какие открытия мы с вами сделали? (познакомились с новой орфограммой, научились писать слова с этой орфограммой, составили алгоритм, узнали о новой работе мягкого знака.) -с 31 упр.52 | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя. | Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |