СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме " Мягкий знак после шипящих на конце существительных".

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"»

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель:Швец Марина Викторовна.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. познавательные

    • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

    • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;

    • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

2. развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Ресурсы для учителя:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение»,

Ресурсы для учащихся:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

-карточки

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Проверьте порядок на столе, всёли готовок уроку. Начинаем работать. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.


  • минутка чистописания

ая,оя

На доске текст с пропущенными орфограммами

Густой туман ст.ит (над)селом.Сквозь густые суч.я д.р.в.ев б.леет небо.На липе в.сят последние з.л.тые лист.я.Б.рёза кр.сиво р.суется на г.лубом небе.Осиновая рощ. Х.р.ша и в тумане.



















Физминутка ( названия существительных с определением рода)


Организует учащихся устно объяснить в какой части слова какая орфограмма пропущена, как надо писать и почему.

Организую диалог с учащимися, создаю условия для повторения признаков шипящих звуков, провожу параллель с ранее изученным материалом.


Нескольким детям карточки (определить род им.сущ.)










Организую практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаю условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.

Списывают только 1 предложение делают синтаксический разбор и выписывают словосочетание





Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы.



Проверяем ученика с карточкой (выводим на экран) дети,у которых были такие же карточки сами себя оценивают.







Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.











  1. Постановка учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока.

-Вспомним какие звуки называются шипящими?

-Назовите слова из проверяемой карточки, где существительные с шипящей на конце.

Назовите слова из физминутки, где существительные с шипящей на конце.


ГРАЧ, РЕЧЬ, МАЛЫШ, НОЧЬ, ВЕЩЬ, МЯЧ

-Прочитайте слова.

- К какой части речи относятся слова?

-Что общего в этих словах?

В чём отличие?

-В чём нам предстоит разобраться?

-Сформулируйте тему и цель урока.

Записываю на доске.






Записываю на доске.


Выдвигаю проблему. Организую формулирование темы урока учащимися, его цели.








Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

  1. Решение проблемной ситуации. Первичное закрепление.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.


Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

С 31упр.51

Читаете его внимательно и прокомментируйте каждое слово с шипящей на конце и к какому роду относится. Выполняем.

-Проверим вашу работу. Учащиеся читают по цепочке и аргументируют свой ответ)

- Что заметили?

- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем?

-Какую работу выполняет мягкий знак?

- Сравним с правилом в учебнике. стр.31

-с 31 упр.52 Устно разобрали. И на дом записали.

Работа в парах

-Сформулируйте ещё раз правило друг другу.

-На что указывает ь?

  • Физминутка

ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ

-Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова.

Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.

  • Составление алгоритма

-А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой.

-Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет?

Доска!

Алгоритм

  1. Определить род имени существительного.

  2. Вспомнить правило.

  3. Записать слово, опираясь на правило.

  4. Выделить орфограмму.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.















Организует отдых.










Контролирую процесс составления алгоритма, направляю учащихся на верный путь решения.

Выполняют работу доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.
















Выполняют упражнения.










Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

















Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи.

5.Итог урока, рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.






6. Домашнее задание.

-Какие открытия мы с вами сделали?

  • (познакомились с новой орфограммой,

  • научились писать слова с этой орфограммой,

  • составили алгоритм,

  • узнали о новой работе мягкого знака.)



-с 31 упр.52

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством учителя.

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.