Место проведения: МБОУ г. Иркутска Школа №37
Уровень: школьный
Дата проведения: 25 февраля
Класс: 4
Предмет: русский язык.
Тема раздела: «Простое предложение».
Тема урока: «Второстепенные члены предложения» Тип урока: закрепление, обобщение изученного.
Цели урока для учителя:
создать условия, способствующие закреплению знаний о второстепенных членах предложения, совершенствованию умений и навыков находить второстепенные члены, различать их виды, определять роль второстепенных членов предложения.
содействовать развитию критического мышления, коммуникативной культуры личности, интереса к учению,
способствовать формированию умений работать в группе.
Цели урока как деятельность учеников:
М/п: перерабатывать (структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать) и преобразовывать информацию (из схемы в текст, из текста в схему), строить рассуждения.
М/к: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед коллективом сверстников, оценивать друг друга; договариваться о совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую помощь.
ЛР: находить второстепенные члены предложения на основе вопроса и значения, графически их обозначать, производить синтаксический разбор простого предложения, строить связный ответ, овладение орфографией и пунктуацией.
Современные образовательные технологии:
«тонкие» вопросы, лингвистические задачи).
Технология оценивания учебных успехов;
Здоровьесберегающая технология по системе В.Ф. Базарного;
Технология разноуровнего обучения;
Технология группового обучения;
Информационные технологии (сопровождение урока презентацией).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Массажные коврики, раздаточный материал, офтальмотренажер Базарного В.Ф., дерево настроения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Стадия «ВЫЗОВ» 1.Мотивационный этап. 2. Словарная работа | 1.Слово учителя. Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с приветствия. Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, сказав громко слово «здравствуйте». Здравствуйте! Этим словом мы начинаем день, приветствуем всех своих близких и родных, желая им здоровья и долгих лет жизни. Дыхательная гимнастика. Дети стоят на массажных ковриках Комплекс по Базарному: исходное положение сидя или стоя. сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз); крепко зажмурим, глаза, потом открыть (4 раза); руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз); смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз); руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз); держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник"). А теперь закроем глаза и мысленно пожелаем себе, своим близким здоровья и долгих лет жизни. 2.Эмоциональный настрой на урок. -Хочу обратиться к вам с вопросом: Подумайте о том, чему бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать лучше, чем сейчас. Пофантазируйте и постарайтесь представить, как великолепно вы это делаете. Дерево Настроения Слово учителя. - Откройте тетради, запишите число. Классная работа Дано лексическое значение слова. Догадайтесь о каком слове идёт речь. -Полный разгром противника – -Первый день недели – -Овощное растение с красными или жёлтыми плодами – -Четырёхугольная сумка с застёжкой, для ношения книг и тетрадей – -Она нужна для хранения, приготовления и подачи пищи – (Победа, понедельник, помидор, портфель, посуда). | Личностные УУД 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
3. Определение темы урока. 4.Целеполагание | 3.Лингвистическая задача. Технология развития критического мышления. Вы многое знаете, многое умеете. Вы уже ученики со стажем. Попробуйте разгадать мою загадку: «Они распространяют, уточняют, дополняют». О чем идет речь? -Откройте тетради, запишите число и тему урока. Тема: Второстепенные члены предложения -Какие учебные задачи поставите на урок? Знать: -определение второстепенных членов предложения; Уметь: -находить второстепенные члены предложения; -уметь различать второстепенные члены предложения; | Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока и его цель Коммуникативные УУД Строить связное высказывание. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Познавательные УУД 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
| - 4.Работа с лестницей «Знаний». Технология развития критического мышления. Лестница «Знаний». «Знания складываются по крупицам человеческого опыта» «Лестница «Знаний» полна заноз, особенно больно они впиваются, когда ты скатываешься по ней вниз». Обратимся к лестнице и выясним, что вы знаете, умеете по данной теме. -В результате нашей с вами работы, мы сможем подняться еще на одну ступень выше по лестнице «Знаний». 5.Самооценка знаний и умений. Работа со шкалой достижений. Технология оценивания учебных успехов А теперь пусть каждый оценит свои знания и умения по теме «Второстепенные члены предложения» на данный момент: | Регулятивные УУД 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1.Строить связное высказывание. Личностные УУД 1.Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД 1.Строить рассуждения Регулятивные УУД 1.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими |
Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 5.Обобщение и систематизация знаний о второстепенных членах предложения | -Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. -Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. -Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней Ученику представлена шкала достижения. -На каком уровне ты оцениваешь свои знания? Работа со шкалой достижений проводится в начале и в конце урока. Вначале урока с учениками решаем, справятся ли они с заданием и как он оценивает свои знания? В конце урока проверяем адекватность самооценки по результатам выполненных заданий. 6.Работа с высказываниями. Запишите эпиграф в тетрадь. Давайте начнем собираться наши знания по крупицам. | критериями. Личностные УУД 1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Строить связное высказывание. Познавательные УУД 1..Строить рассуждения. Личностные УУД 1.Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию |
| 7.Самостоятельная работа в группах. Составление кластера «Второстепенные члены предложения». Технология развития критического мышления. Технология группового обучения. Народная мудрость гласит: Одна голова – хорошо, а две – лучше. (пословица располагается на сенсорном кресте) -Как вы понимаете это? А я сегодня предлагаю вам поработать сразу шестью головами. Для этого мы объединимся в группы, каждая группа выбирает капитана - руководителя. Для того чтобы команда легко справилась с заданием, все участники должны подчиняться правилам работы в группе: -Любое мнение достойно уважения. Нужно выслушать всех и найти общий ответ на вопрос. -Если нужна помощь учителя, сигнальте карточкой. -Если задание выполнено, займите свои места. Учащиеся вспоминают, что такое кластер и составляют его (заготовки кластера разложены на каждой парте) | собственной речи; Коммуникативные УУД Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2.Выделять главное, свёртывать информацию. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема). Личностные УУД 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
| К ластер - это выделение смысловых единиц и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. По-другому называется "Модель солнечной системы". На листе бумаги в середине учащиеся пишут главное понятие. Звезда в центре - это наша тема. Вокруг неё планеты - смысловые единицы "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевой темой. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. | |
| Задания для групп: 1группа: Составить кластер по теме «Члены предложения» 2 группа: Составить кластер по теме «Дополнение» 3 группа: Составить кластер по теме «Определение» 4группа: Составить кластер по теме «Обстоятельство» 8.Представление и защита составленных кластеров. Анализ ответов. Слово учителя. Ученик выходит к доске и демонстрирует кластер, составленный группой. Учащиеся заслушивают и проводят анализ ответов по плану: Затем проверяются составленные кластера Вы хорошо справились с заданием. Мы можем с вами подняться на одну ступень выше, которая называется «Я умею». Вам предстоит продемонстрировать свои умения по данной теме. | Коммуникативные УУД Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; Личностные УУД 1.Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; Регулятивные УУД Соотносить цели и |
| 9.Коллективная работа. Определение синтаксической роли второстепенных членов предложения. Работа с текстом а)Чтение басни учителем наизусть. (басня написана на доске, пропущены буквы и знаки препинания) Чемодану позавидовал Диван Все по свету разъезжает Чемодан. Как досадно, что привычка и уют С места сдвинуться Дивану не дают! Тихо дремл..т в тепл.. комнат.. Диван И во сне переплыва..т ..кеан Доб..ра..т..ся к в..ршинам снежных гор Поднима..т..ся в заоблач(?)ный пр..стор. …Совершая эти подвиги во сне, Он теснее прижимается к стене. Так стоит Диван у печки круглый год И скрипит, пыхтит уныло: Не везет! б)Беседа. Словарная работа - Понравилось ли вам стихотворение? | результаты деятельности Личностные УУД Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Осознавать возможности русского языка для самовыражения Умение чувствовать красоту и выразительность речи. Коммуникативные УУД Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовую информацию; 2.Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста. |
| (Басня – это краткий стихотворный рассказ с аллегорическим смыслом. Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или предмет.) Какова основная мысль басни? (Есть люди подобные Дивану: тяжелые, ленивые, а есть энергичные, подвижные, как Чемодан. Первые проводят жизнь в тепле и уюте, вторые – путешествуют, так как им интересен мир.) Как вы думаете, чья жизнь интереснее? Чья жизненная позиция вам ближе? Поднимите руки, кто поддерживает позицию Чемодана, а кто Дивана? Какие люди ведут здоровый образ жизни люди Чемоданы или люди – Диваны? Что значит вести здоровый образ жизни? Кто из вас уже сейчас старается вести здоровый образ жизни? в) Синтаксический разбор третьего предложения. Определение синтаксической роли второстепенных членов предложения. Списать третье предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор. | |
| 10.Валеопауза для снятия напряжения с глаз. Здоровьесберегающая технология по системе В. Ф. Базарного. 11.Самостоятельная работа учащихся. Дифференцированное задание. Технология разноуровнего обучения (Учащиеся самостоятельно выбираю задание, выполняют его. Учитель собирает выполненные работы) | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД 1.Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; 2.Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Личностные УУД 1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формирование интереса к русскому языку Регулятивные УУД 1.Осуществлять взаимопроверку работ Коммуникативные УУД 2.Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; |
| уровень Выпишите предложения в том порядке, в каком расположены схемы. С горки они катались на санках. -------. -.-. -.-.-. Ребята поставили в классе аквариум. ---------. Ребята сделали снежную гору. -.-.-.-. -------- . уровень Составьте предложения по схемам. Где? Кого? Какой? Чем? -.-.-.-. -------- ------- Какого7 Кого? Куда? ------- -.-.-.-.- Где? Какой? 3. -.-.-.-.-. 3 уровень Составьте предложения, записывая его по мере выполнения задания. Разберите его по членам предложения. | Регулятивные УУД 1.Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; 2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Личностные УУД 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Стадия «РЕФЛЕКСИИ» | Из предложения: Посеребрила верхушки сосен метел, возьмите подлежащее. Из предложения: Елку украсила снежная шапка возьмите сказуемое. Из предложения: Молодая березка росла возле калитки возьмите определение, выраженное прилагательным, поставьте прилагательное в ж. р., В. п., ед. ч. 4.Добавьте существительное, выступающее в роли подлежащего: Поросль- побеги растений. 5.Из предложения: Причудливым узором разрисовал мороз стекла возьмите определение. Из предложения: Она любовалась своим нарядом возьмите дополнение. 13.Работа с лестницей «Знаний». Технология развития критического мышления. Давайте вновь обратимся к лестнице «Знаний». В течение урока мы совершали восхождение, в результате которого мы обобщили знания о второстепенных членах предложении совершенствовали умения различать второстепенные члены предложения | Регулятивные УУД 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию 2. В диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других в |
| Давайте вновь обратимся к мудрым мыслям. Каким изречением мы можем закончить наш урок? Почему? Трудитесь, добивайтесь своих целей, не бойтесь идти вперед… 14.Самооценка знаний и умений. Работа со шкалой достижений. Технология оценивания учебных успехов -Давайте проверим адекватность вашей самооценки по результатам выполнения заданий. -Оцените свои знания и умения по теме «Второстепенные члены предложения» на данный момент: -Я знаю данную тему и смог выполнить задания по ней. -Я знаю данную тему и смог выполнить задания по ней, но допустил 1-2 ошибки при выполнении заданий. -Я не знаю эту тему и не смог выполнить задания по ней. -Соответствует ли самооценка в начале урока результатам вашей работы в течение урока. -В результате самоанализа определите уровень своих знаний по данной теме в конце урока. Поставить крестики на шкале. 15.Оценка деятельности учащихся Анализ учителем проделанной на уроке работы и объявление оценок с подробным комментарием. | соответствии с этими критериями. 3.Определять степень успешности работы 4. Соотносить цели и результаты своей работы Личностные УУД 1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, делать выводы 2. Устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения Коммуникативные УУД 2. Оформлять мысли в устной форме |
| 16.Оцени своё эмоциональное состояние. -Здесь же нарисуйте мордочку человека, но без носа и рта. - Теперь дорисуем нос: ! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием. ? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы. Теперь дорисуем рот: урок понравился и вы довольны своей работой, урок не понравился, я не очень доволен своей работой 17.Домашнее задание Выписать из учебника литературного чтения 3 предложения, выполнить синтаксический разбор предложений. | |
Ф
амилия: ___________________________________
Имя: _______________________________________
Шкала достижений
Начало урока
-Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
-Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
-Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней
Конец урока
-Я знаю данную тему и смог выполнить задания по ней.
-Я знаю данную тему и смог выполнить задания по ней, но допустил 1-2 ошибки при выполнении заданий.
-Я не знаю эту тему и не смог выполнить задания по ней.
Чемодану позавидовал Диван
Все по свету разъезжает Чемодан.
Как досадно, что привычка и уют
С места сдвинуться Дивану не дают!
Тихо дремл..т в тепл.. комнат.. Диван
И во сне переплыва..т ..кеан
Доб..ра..т..ся к в..ршинам снежных гор
Поднима..т..ся в заоблач(?)ный пр..стор.
…Совершая эти подвиги во сне,
Он теснее прижимается к стене.
Так стоит Диван у печки круглый год
И скрипит, пыхтит уныло: Не везет!
1 уровень
Выпишите предложения в том порядке, в каком расположены схемы.
С горки они катались на санках.
Ребята поставили в классе аквариум.
Ребята сделали снежную гору.
2 уровень
Составьте предложения по схемам.
Где? Кого? Какой? Чем?
Какого? Кого? Куда?
Где? Какой?
3 уровень
Составьте предложения, записывая его по мере выполнения задания. Разберите его по членам предложения.
Из предложения: Посеребрила верхушки сосен метел, возьмите подлежащее.
Из предложения: Елку украсила снежная шапка возьмите сказуемое.
Из предложения: Молодая березка росла возле калитки возьмите определение, выраженное прилагательным, поставьте прилагательное
в ж. р., В. п., ед. ч.
4.Добавьте существительное, выступающее в роли подлежащего: Поросль- побеги растений.
5.Из предложения: Причудливым узором разрисовал мороз стекла возьмите определение.
Из предложения: Она любовалась своим нарядом возьмите дополнение.