УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА САДОВОЕ»
Республиканский конкурс
«Словесник нового времени»
Сценарный план урока
«Степени сравнения имен прилагательных»
(6 класс)
Разработка
Парфеновой А.Н.,
учителя русского языка и литературы
Шахтёрск 2017
«Степени сравнения имен прилагательных»
Класс 6
Цель урока: дать понятие о формах степеней сравнения имен прилагательных; усвоить значение, образование и изменение прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени.
Задачи урока:
Образовательная: формировать умения образовывать формы сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи; правильно формулировать и ставить цели своей деятельности.
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать, сворачивать, разворачивать и обобщать информацию, формулировать выводы; коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь; устанавливать связи между условиями своей деятельности и средствами достижения целей.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность; формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок комбинированного типа
Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат», «Лови ошибку»
Оборудование: учебники, раздаточный материал, компьютеры, проектор, экран, презентация к уроку
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
· определять и различать степени сравнения прилагательных
· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения
. составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных
. определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учится самостоятельно разрабатывать план работы;
познавательные
· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Сценарный план урока
Организационный этап
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
1.Технология «Пароль»
Здравствуйте, ребята. Перед тем, как присесть на свои рабочие места, я прошу каждого из вас по очереди назвать существенное для предыдущего урока слово-пароль. Только назвав «пароль», вы можете занять свое рабочее место. (Дети называют «пароль» и садятся за парты).
2.Работа с эпиграфом урока
(на экране эпиграф к уроку)
Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?
«Человек твёрже камня, нежнее цветка».
Эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.
Мотивация к учебной деятельности
1.Создание творческого продукта
Для того, чтобы вспомнить все изученное об имени прилагательном, предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа составит кластер об имени прилагательном, а вторая группа составит сенкан об имени прилагательном.
(Дети представляют результаты своей работы в группах)
2.Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность
(на экране 3 предложения)
1.С опушки леса открывался великолепный пейзаж.
2.Этот пейзаж был великолепнее предыдущего.
3.С опушки леса открывался великолепнейший пейзаж.
Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся со способами образования степеней сравнения имен прилагательных. Как думаете, это трудная тема? На уроке мы это и проверим.
Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»
Целеполагание
Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока.
Сформулируйте этапы достижения поставленных целей.
Открытие «нового знания».
Дидактическая задача: установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
Осознание недостаточности знаний.
Упражнение «Третий лишний»
- Ребята, на экране вам предложен ряд слов. Определите, какое слово лишнее и аргументируйте свой ответ.
Красивый, красивее, более красивый, самый красивейший.
Вывод: для того, чтобы аргументированно ответить на вопрос: почему «самый красивейший» - лишнее, нужны новые знания.
«Ажурная пилка»
Двое учащихся на предыдущем уроке получили индивидуальное домашнее задание и исследовали особенности степеней сравнения прилагательных. Они сейчас и представят результаты своей работы. А вы, ребята, оформите опорный конспект, используя знако-символические средства.
1 группа - «Как образуется сравнительная степень сравнения
прилагательных», 2 группа - «Как образуется превосходная степень сравнения
прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после этого один из участников каждой группы перемещается в другую группу, чтоб объяснить усвоенный материал остальным. Участники каждой группы составляют в тетрадях тезисы услышанного теоретического материала или оформляют опорный конспект).
Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц-опрос
«Лингвистический лабиринт»
Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Проверим правильность понимания теоретического материала.
Предлагаю блиц-опрос.
В игре принимают участие обе группы. Участники каждой группы находятся за компьютером и решают задачи, поставленные в презентации.
Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке «I» или «II».
Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.
Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.
Например:
Первый вопрос первого пути звучит так: Сколько существует степеней сравнения прилагательных? Предлагается два варианта ответа ДВЕ и ТРИ. Когда правильный ответ выбран, открывается следующий вопрос: Сложная превосходная степень сравнения образуется с помощью слов САМЫЙ, МЕНЕЕ. Только ответив правильно на этот вопрос, можно двигаться дальше по лабиринту.
Продолжение прохождения лабиринта в презентации к уроку на слайде №5.
Первичное закрепление нового знания
Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Итак, мы рассмотрели, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.
Прием «Закончи предложение». Групповая работа
Образование форм степеней сравнения прилагательных. Закончите предложения и запишите их в тетрадь
Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.
Я спокойный…
Я маленький…
Я прилежный…
Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать
Мы даем тебе совет:
Скажем ударенью «нет»,
Если слышим вы вокруг:
Красивее, удобнее,
Спокойнее, свободнее
Скажем ударенью «Да» –
Говори ты так всегда:
И красивее, и удобнее
И спокойнее, и свободнее
Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?
Запишите эти слова и поставьте в них ударение.
Прием «Потерянное прилагательное». Групповая работа
Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.
Что вы знаете об этой книге?
Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?
Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодно. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют больший тираж. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.
В Гималаях находится ………гора мира Эверест.
Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.
Гепард ……
………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.
Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это
………………… ребенок на планете.
Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
человек в мире.
………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.
У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.
Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.
Физкультминутка
Ребята, облокотитесь на спинку стула, сядьте поудобней, закройте глаза и представьте, что над вашей головой светит лучик. Смотрите, как легко вы можете им управлять. Вот он медленно освещает вас. Вы чувствуете приятное тепло, вы спокойны и уверенны. Мысленно обведите лучиком, тех, кто сидит рядом с вами. Подумайте о том, как вам хорошо вместе. Поднимите лучик выше и обведите им все, что вас окружает: свою семью, свой дом и всех, кого вы любите. Мысленно пожелайте своим родными близким здоровья, мира и благополучия. Поблагодарите судьбу за то, что вы каждый день можете наслаждаться жизнью. Откройте глаза.
Продолжаем урок.
Прием «Лови ошибку».
Исправьте ошибки в предложениях
Тот ящик деревяннее, чем этот.
Эта туча темнейшая, чем остальные.
Эта ель была самая высочайшая.
Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.
Прием «Магический квадрат». Работа в парах за компьютером.
Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована правильно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».
1. Рассказ смешнее | 9. Задача более легче. | 17. Дружба крепче |
2. На самой высочайшей горе | 10. Самый любимый праздник | 18. Пространство более огромнее |
3. Более холодная зима | 11. Более слабый детеныш | 19. Событие более веселее |
4. Удар самый больнее | 12. Ярчайшая звезда | 20. Более враждебный человек |
5. Самый уютнейший дом | 13.Чудеснейший день | 21. История страшнее |
6. Более глупейшие ошибки | 14. Голос звончее | 22. Комната более уютней |
7. Река более глубже | 15. Конфета сладее | 23.Самый важнейший день |
8. Поступок хужее | 16. Квартира более грязнее | 24. Младше меня |
-
| -
| 25. Дорога более ширее |
-
Проверка выполненной работы на интерактивной доске.
-
Самопроверка и самоконтроль. Сравнение с эталоном.
-
1.Прием «Проверь себя»
Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.
От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?
мягче –
лучше -
тише -
быстрее –
-
Заполните таблицу
-
Формы -
-
прилагательные | -
Сравнительная степень | -
Превосходная степень |
-
простая | -
составная | -
простая | -
составная |
Острый | -
| -
| -
| -
|
Быстрый | -
| -
| -
| -
|
Строгий | -
| -
| -
| -
|
Умный | -
| -
| -
| -
|
Добрый | -
| -
| -
| -
|
Взаимопроверка в парах по ключу. Смотри слайд № 21.
Включение новых знаний. Создание творческого продукта
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
1. Мини-сочинение «Монофон»
Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. Давайте вспомним, что же такое сочинение-монофон. (ответы детей) Сегодня я предлагаю вам составить «монофон», слова которого будут начинаться на букву «О». Посмотрите, какая чудесная осень за окном. Предлагаю составить «монофон» на осеннюю тематику. Обращаю ваше внимание на то, что в «монофоне» должны быть использованы формы степеней сравнения прилагательных.
Октябрь. Около окна очутилась осень. Она одарила ольху обновками. Огромнейшие огненные облака окутывают осины. Однако обаятельнее остальных обворожительнейшая огненно-оранжевая облепиха. Осень очаровывает.
Информация о домашнем задании.
Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
-
Составьте запись для «Книги рекордов вашей школы», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ
Составьте 5-6 предложений по теме «Осенний день», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.
Х. Этап рефлексии и осмысления результатов урока
Поделитесь своим мнением об уроке, используя степени сравнения имен прилагательных.
Технология «Все в твоих руках».
На листе бумаги дети обводят левую руку. Каждый палец – это одна из позиций, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
Мы результативно поработали и получили хорошие отметки. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо всем за урок.
-
Использованные материалы:
Методические рекомендации по преподаванию предмета «Русский язык» 2016-2017 учебном году.
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. в 2 ч. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Т.А.Тростенцова и др.: науч.ред. Н.М.Шанский – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015, 191 с.
Картинки о книге рекордов http://www.guinessrecords.ru/info/samye_bogatye/samyi_bogatyi_chelovek_iz_chisla_potomstvennyh_monarhov.htm
Презентация. Полушкина Гульчачак Форзановна, учитель английского языка ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» Кировская область, 2011
Русский язык «Доброе утро, Имя прилагательное!» - М:ООО «Издательство Астрель», 1999.
Технологический прием «Магический квадрат» (автор Можаев Георгий Михайлович, преподаватель ТюмГУ-ТОГИРРО г.Тюмень
Технологический прием и шаблон «Лингвистический лабиринт», автор - учитель химии и биологии А.А. Баженов Охтеурская ОСШ, Нижневартовский район, ХМАО