СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение способам проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова"»

Учитель: Пахолкова Т.В.

Предмет: Русский язык

Урок № 61

Класс: 3-а

Дата: 27.11.2020

Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: ввести понятие «непроизносимый согласный в корне слова»; научить способам проверки .

Планируемые результаты:

Предметные: получат знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся проговаривать последовательность действий на уроке; работать по алгоритму; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе;

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

Личностные: обучающиеся получат представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

Оборудование: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Часть 1, 2. Изд.: М. Просвещение, 2015 г. Карточки. Памятка. Презентация.


Ход урока:

1. Организационный момент.

- За окном осенний день.

Клонит в сон и манит лень.

Но нельзя лениться.

Нам нужно трудиться!

2. Минутка чистописания.

- Посмотрите, какой узор сплёл последний паучок, который еще не успел отыскать себе убежище. Какие буквы в этом узоре? (В, д, л, т).

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

-Напишите цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. Слайд 1

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.


(СЛЕЖУ ЗА ПОСАДКОЙ)


2. Актуализация опорных знаний.

Словарная работа.

-Запишите предложение и дайте ему характеристику:

В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. ( Кто автор?)

-Разберите словарное слово по составу.

-Назовите все орфограммы, которые встретились в словах данного предложения. Есть ли связь с нашим уроком?

3. Определение темы и задач урока.

-Какой второстепенный член поясняет наше подлежащее - погода? (осенняя).Раскроем понятие осенняя погода шире (на примере ноября).

Составление кластера:

Хмурая, холодная, пасмурная, дож?ливая, ненас?ная. Все ли имена прилагательные мы сможем записать? Какие вызвали у нас затруднение? Все ли согласные звуки я произнесла в этих словах? Какова же тема нашего урока? Слайд 2

4. Изучение нового материала.

1) Запись цепочки слов : (Учитель произносит начало предложения, ученики подбирают подходящее по смыслу слово и записывают)

От такой погоды у нас настроение…(грустное).

Очень хочется, чтобы выглянуло….(солнце).

Но ждать недолго, наступит весна, мы солнышку скажем …(здравствуй).

Это будет для нас настоящий….(праздник).

Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?

2)Работа в группах.(Исследователи)

- Исследуйте записанные слова. Найдите ответ на вопрос: почему не все согласные звуки произносятся? (Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься.)

- Где мы можем найти подтверждение нашим словам? ( Учебник стр.117)

Физминутка:

Осень щечки нам бодрит.

Ветерком своим шумит.

Дождик влагу даст земле,

А грибы - тебе и мне.


3) Работа с алгоритмом.

- Но если не все согласные звуки произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете? ( проверить).

- Давайте проверим два слова, в которых мы в самом начале урока выявили затруднение. Но для начала выработаем алгоритм наших действий.


Алгоритм

  1. Произношу слово .

  2. Возможна ли орфограмма в корне?

  3. Подбираю проверочное слово.

  4. Пишу проверяемое слово.


-Обратим внимание на третий пункт алгоритма.

- Как же проверить непроизносимый согласный в корне? ( Предположения обучающихся).

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

-Чтение правила на стр.118 учебника.

- Проверим слова , пользуясь алгоритмом и правилом :

Дождик – дождливая.

Ненастье - ненастная.


4) Работа в парах.

- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

__________________ - звёз…ное (небо)

__________________ - извес…ный (писатель)


5) Самостоятельная работа.

-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки.

Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.

6) Работа над новыми словарными словами: чувство, лестница ( учебник стр.117)

5. Итог урока. Рефлексия.

- Какую проблему исследовали на уроке?

- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?

- Оцените свою работу на уроке с помощью листочков для осеннего дерева

( красный- я все понял и доволен своей работой;

желтый- были затруднения, но я с ними справился ;

зеленый- есть над чем работать).

6. Домашнее задание.

- Выучите словарные слова с непроизносимыми согласными в корне стр.117и из дополнительных источников узнайте и запишите слова с выученной орфограммой.



































Приложение

погода

хмурая

пасмурная

холодная

дож ? ливая

ненас ? ная

Материал для работы в парах.



Алгоритм

  1. Произношу слово .

  2. Возможна ли орфограмма в корне?

  3. Подбираю проверочное слово.

  4. Пишу проверяемое слово.



- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

___________________ - звёз…ное (небо)

___________________ - извес…ный (писатель)



Алгоритм

  1. Произношу слово .

  2. Возможна ли орфограмма в корне?

  3. Подбираю проверочное слово.

  4. Пишу проверяемое слово.



- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

___________________ - звёз…ное (небо)

___________________ - извес…ный (писатель)


Алгоритм

  1. Произношу слово .

  2. Возможна ли орфограмма в корне?

  3. Подбираю проверочное слово.

  4. Пишу проверяемое слово.



- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

___________________ - звёз…ное (небо)

___________________ - извес…ный (писатель)



Материал для самостоятельной работы.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.



-Подчеркните слова, в которых буквами обозначены непроизносимые согласные звуки:


Страна, устный, сказка, вестник, поздний, красный, яростный, сердце.