СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ввести понятие бухгалтерского баланса; закрепить это понятие в ходе выполнения упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)»

Сценарий урока с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).




Преподаватель


Тимонина Татьяна Евгеньевна


Предмет


Бухгалтерский учет


Тема


«Бухгалтерский баланс»


Продолжительность занятия


45 минут


Курс


3


Образовательное учреждение


СПРМТ


Электронный адрес


@mail.ru, телефон


Домашний адрес


141320 Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г.Пересвет, ул. Строителей, дом12-В.

Используется:


Аппаратное обеспечение


Программное обеспечение




ЭОР сайты




Авторский продукт



IBM PC – совместимый компьютер, подключенный к сети Интернет;

Процессор не ниже Pentium3;

Оперативная память не меньше 256 Мб;

мультимедийный проектор.

Операционная система: WindowsXP (браузер Internet Explorer не старше версии 6.0);

2. Пакет Microsoft Office 2003 (MS Word и MS PowerPoint).


1. http://methmath.chat.ru/ 

2. http://www.bymath.net/

3. http://www.school.edu.ru/

PowerPoint презентация, 17 слайдов

План урока: 


N


Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)


Время реализации

(минут)


1.

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, цели урока, постановки краткого плана урока.



2.

Объяснение нового материала.



3.

Выполнение упражнений.



4.

Закрепление и обобщение нового материала.



5.

Контроль знаний.



6.

Итог урока.



7.

Резерв времени.




Задачи урока:

  • образовательная – закрепить понятие одночлена, повторить правила действий со степенями и применять их при умножении одночленов. 

  • развивающая – формирование навыков работы с ресурсами на образовательном портале, в процессе урока акцент на работу критического мышления обучающихся. 

  • воспитательная – положительная мотивация к обучению через информационную среду Интернет пространства.


Цели урока: ввести понятие бухгалтерского баланса; закрепить это понятие в ходе выполнения упражнений.



Методическое обеспечение:

  1. Закон Российской Федерации № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

  5. Кириллова, Н.А. Основы бухгалтерского учета: Сборник задач: учебно-практическое пособие. /Н.А. Кириллова, В.М. Богаченко – М.: Феникс, 2008. – 454 с.

  6. Электронные образовательные ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru) и Федерального портала «Российское образование»:


Ход урока:


  1. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, цели урока, постановки краткого плана урока.

На «рабочих столах» ПК приготовлен (положен) файл


Вступление. Одной из функций бухгалтерского учета является предос­тавление пользователям информации об имущественном и финансовом состоянии организации. Важнейшим источником такой информации является бухгалтерский баланс. (1 сл. – 1 мин.)

Основные вопросы.

  1. Сущность и строение бухгалтерского баланса

  2. Строение актива баланса

  3. Строение пассива баланса

  4. Пример баланса предприятия

  5. Составление баланса

  6. Тестовые вопросы

  7. Контрольные вопросы (2,3 сл. – 1 мин.)


  1. Объяснение нового материала.

Термин «баланс» происходит от латинского «bilanx», буквально — звучащие, и означает равновесие, равенство. Этот термин применяется в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определен­ный период времени. Например, баланс производства и распределе­ния валового внутреннего продукта, материальные балансы, баланс денежных доходен и расходов государства и др. (4 сл. – 1 мин.)

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение:

• равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пас­сива бухгалтерского баланса и т.д.;

• наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показываю­щая состояние средств организации в денежной оценке на определен­ную дату. (5 сл. – 2 мин.)

С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средст­ва организации группируют с одной стороны (в активе) по ви­дам и размещению, с другой стороны (в пассиве) - по источни­кам формирования и целевому назначению. (6 сл. – 1 мин.)

Таким образом, бухгалтерский баланс показывает состоя­ние средств организации на определенную дату.

Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей.

Статья баланса представляет собой отдельное наимено­вание отдельных объектов имущества или его источников фор­мирования. Статьи, размещенные в активе, называются актив­ными, в пассиве - пассивными. Конечные итоги актива и пасси­ва баланса называются валютой баланса. Согласно международным стандартам в активе баланса по­казывают экономические ресурсы, принадлежащие организа­ции. Их рассматривают как потенциальные доходы организа­ции, которые она может получить в будущем вследствие их ис­пользования. (8 сл. – 1 мин.)

В пассиве баланса содержится информация об источниках формирования средств организации, т. е. о капита­ле, который делится на два основных типа: собственный капитал и привлеченный ка­питал, или кредиторская задолженность. Кре­диторскую задолженность рассматривают как обязательства, предполагающие потенциальное уменьшение доходов органи­зации, вытекающее из получения активов (экономических ре­сурсов) или услуг от других юридических и физических лиц. В отношении обязательств организации, кредиторы имеют пре­имущественное право платежного иска перед инвесторами (собственниками) на полное получение причитающихся им сумм. Если организация не в состоянии погасить свои долги, то кредиторы могут потребовать принудительной продажи активов для оплаты долгов.

Собственный капитал представляет собой остаточный ин­терес инвесторов (собственников) в активах организации после вычитания пассивов. Инвесторы (собственники) в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, т. е. объ­ектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам организации.

Из вышеизложенного следует, что все активы организации могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владель­цами. А поскольку общая сумма всех претензий не может пре­вышать сумму востребованных активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива, которое в бухгалтерском учете на­зывается балансовым уравнением.

Это уравнение может быть представлено в следующем ви­де:

Средства = Собственный капитал + Обязательства (7,8,9 сл. – 10 мин.)

Статьи баланса сгруппированы в пять разделов. Активные статьи объединены в два раздела:

I Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

Характерной особенностью действующей структуры балан­са является расположение разделов и статей в каждом его раз­деле в строго определенной последовательности в зависимо­сти от степени их ликвидности, т. е. - возможности превращения их в деньги для оплаты обязательств организации.

В первом разделе идут наименее ликвидные статьи балан­са (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.).

Во втором разделе следуют более ликвидные статьи, по мере нарастания уровня их ликвидности (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и др.). Заключительные статьи второго раздела актива показывают наиболее ликвидные оборотные средства (денежные средства в кассе, на расчетных и валютных счетах, прочие денежные средства).

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела;

III. Капитал и резервы.

VI. Долгосрочные пассивы.

V. Краткосрочные пассивы. (10 сл. – 2 мин.)

Приведем пример статей баланса предприятия на 01.01.2014 год в тысячах руб. (11 сл. – 3 мин.)

Сгруппируем их по разделам. (12 сл. – 2 мин.)

Составим баланс предприятия по исходным данным(13сл. – 5 мин.)


  1. Выполнение упражнений

Задание 1.

Составить баланс на 01.01. по следующим остаткам:

1.

Нематериальные активы

824000

2.

Основные средства

176000

3.

Уставный капитал

1000000

4.

Долгосрочные финансовые вложения

250000

5.

Денежные средства на р/с

150000

6.

Кредит банка (погашение более 12 месяцев)

400000

7.

Денежные средства в кассе

1000

8.

Добавочный капитал

1000


  1. Закрепление и обобщение нового материала


Задание 2.

На предприятии по состоянию на 01.01. имеются следующие остатки. Составить баланс. (14 сл. – 10 мин.)

1.

Основные средства (первоначальная)

450000

2.

Амортизация основных средств

35553

3.

Расчеты с поставщиками

1000

4.

Денежные средства на р/с

425500

5.

Авансы, выданные поставщикам (до 12 месяцев)

42553

6.

Нематериальные активы

20000

7.

Денежные средства в кассе

1500

8.

Задолженность по социальному страхованию

25800

9.

Материалы

15000

10.

Комплектующие изделия

2000

11.

Задолженность по оплате труда

8400

12.

Расчеты с подотчетными лицами (до 12 месяцев)

100

13.

Прибыль

26000

14.

Использование прибыли

4300

15.

Уставный капитал

843000

16.

Резерв по сомнительным долгам

1200

17.

Резерв предстоящих платежей

15000

18.

Кредит (краткосрочный)

5000


5.Контроль знаний.


Вопросы теста:

1. Бухгалтерский баланс представляет собой:
а) капитал организации в стоимостной оценке;
б) способ экономической группировки обобщения и отраже­ния имущества организации в стоимостной оценке на определен­ную дату;
в) доходы и расходы организации за отчетный период.
2. Актив баланса состоит из разделов:
а) производственные запасы;
б) основные средства;
в) оборотные активы;
г) капитал;
д) внеоборотные активы.
3. Пассив баланса состоит из разделов:
а) «Расчеты»;
б) «Обязательства»;
в) «Капитал и резервы»;
г) «Краткосрочные обязательства»;
д) «Привлеченные средства»;
е) «Займы и кредиты»;
ж) «Долгосрочные обязательства»;
з) «Сочетание ответов в п. в), г), ж). (15 сл. – 5 мин.)

6. Итог урока

Повторить:

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение бухгалтерского баланса.

  2. Что отражается в активе и пассиве баланса?

  3. Дайте понятие статьи баланса и назовите некоторые статьи.

  4. Чем объясняется равенство итогов актива и пассива (валюта) бухгалтерского баланса?

  5. Перечислите наименование и содержание разделов актива и пассива баланса. (16 сл. – 10 мин.)



Литература:

  1. Закон Российской Федерации № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

  5. Кириллова, Н.А. Основы бухгалтерского учета: Сборник задач: учебно-практическое пособие. /Н.А. Кириллова, В.М. Богаченко – М.: Феникс, 2008. – 454 с.

  6. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: учебник. – 13-е изд., перераб и доп. / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова – М.:Феникс, 2010. – 479 с.

  7. Гомола, А.И. Бухгалтерский учет: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов – М.: Академия, 2010. – 416 с. (17 сл.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!