СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Соли аммония"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Соли аммония"»

Тема урока: Соли аммония (Слайд №1)

І. Организационный момент. (1 мин.)

1. Приветствие.

2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

3. Организация внимания.

ІІ. Проверка домашнего задания. (7 мин.)

Для проверки домашнего задания класс делится на шесть групп. На каждую группу выдаются варианты заданий. Ответьте на вопросы письменно в тетради. (Слайд №3)

а) Аммиак тяжелее или легче тех веществ — газов, которые указаны в вашем варианте?

б) С какими простыми веществами, указанными в вашем варианте, реагирует аммиак? Напишите уравнения реакций.

в) С какими из предложенных вам сложных веществ реагирует аммиак? Напишите уравнения реакций.

Вариант №1

H2O, HCl, NH4NO3, HNO3, Ca, O2, CuO, NaCl

Вариант №2

HNO3, O2, H2SO4, H2O, ZnO, Mg, NH4Cl, SO2

Вариант №3

(NH4)2SO4, H3PO4, H2O, Ca, HNO3, NO2, MgO, O2

Вариант №4

NaNO3, NH4Cl, HNO3, HCl, O2, Fe2O3, H2O, CO2

Вариант №5

O2, H2SO4, Cu2O, H2O, N2, NaOH, HCl

Вариант №6

H2, воздух, O2, FeO, HNO3, H2O, HCl, KOH

Творческое задание учащимся «Угадайте вещество». (Слайд №4)

В черном ящике — загадка:

Добрый старый аммиак.

Он богач и он бедняк.

Богат не поделенными своими электронами,

Но только вот беда!

Ему в растворе скучно одному.

Он гулять готов всегда:

Там кислота, а тут вода.

Потом, обобранный до нитки,

Он плачет: «Где мои пожитки?

Какое это беззаконие,

Стал катионом я аммония».

(В ящике — соли аммония, например хлорид аммония).

ІІІ. Изучение нового материала. (28 мин.)

Учитель. Хлорид аммония — представитель класса солей аммония (Слайд №5). Сегодня мы ознакомимся с темой «Соли аммония». В состав солей аммония входит азот. Правильное внесение азота повышает урожайность зерновых, овощных культур; многие соли используют в технике - взрывчатые вещества, в хлебопечении, в кондитерской промышленности. Применение солей аммония в различных областях народного хозяйства основано на использовании их свойств, поэтому необходимо подробнее и глубже изучить состав, строение, свойства и применение этих солей. (Слайд №6,7)

Изучение темы строится в логической последовательности: состав — строение — свойства — значение — применение.

Учащиеся записывают тему урока, формулируют цели (по аналогии с изученными темами).

Учитель. Дайте определение солей аммония.

Ученик: Соли аммония - это сложные вещества, в состав которых входят ионы аммония NH4+, соединённые с кислотными остатками. (Слайд №8)

Учитель. Приведите примеры солей аммония. (Формулы дети записывают на доске).

Учашиеся: Например, к солям аммония относятся следующие вещества:

NH4Cl – хлорид аммония;

(NH4)2SO4 - сульфат аммония;

NH4NO3 – нитрат аммония;

(NH4)3PO4 – ортофосфат аммония;

(NH4)2HPO4 – гидроортофосфат аммония;

NH4H2PO4 – дигидроортофосфат аммония.

Физкультминутка. (1 мин.) (Слайд №9)

Упражнения для глаз.

1. Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

4. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

5. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.

Выполняем лабораторную работу №1. (Слайд №10)

Лабораторная работа №1

Учитель. Рассмотрим получение солей аммония. (Просмотр видео http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37ed4656-d373-180a-8e85-3707ff3cab0e/index.htm). Исследуем, как аммиак NH3 взаимодействует с концентрированными кислотами – соляной HCl, азотной HNO3 и серной H2SO4. Приготовим стаканы с концентрированным раствором аммиака. При добавлении соляной кислоты к раствору аммиака появляется белый дым - выделяется соль - хлорид аммония.

NH3. H2O + HCl = NH4Cl↑ + H2O

Добавление азотной кислоты в стакан с аммиаком приводит к появлению белого нитрата аммония.

NH3. H2O + HNO3 = NH4NO3↓ + H2O

При добавлении серной кислоты появляются белые кристаллы сульфата аммония.

2NH3. H2O + H2SO4 = (NH4)2SO4↓ + 2H2O

Аммиак взаимодействует со всеми растворимыми в воде кислотами с образованием солей аммония.

Техника безопасности. Опыт следует проводить под тягой. Соблюдать правила работы с концентрированными кислотами и щелочами.

Ученики оформляют лабораторную работу №1 в виде таблицы. (Слайд №11)

№ опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

1

NH4OH + HCl



2

NH4OH + HNO3



3

NH4OH +H2SO4



Лабораторная работа №2 (Слайд №12)

Учитель. Проведем качественную реакция на ион аммония. (Просмотр видео http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3efb1ab6-98a1-ace7-9ac1-9245c38772df/index.htm). Поместите в пробирку хлорид аммония (нитрат аммония, гидрокарбонат аммония), добавьте гидроксид натрия и нагрейте смесь. Определить аммиак можно по характерному запаху и с помощью влажной индикаторной бумажки.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с концентрированными кислотами.

Ученики оформляют лабораторную работу №2 в виде таблицы. (Слайд №13)

№ опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

1

NH4Cl + NaOH



2

NH4NO3 + NaOH



3

(NH4)2CO3 + NaOH



Учитель. Рассмотрим физические свойства солей аммония (ученикам раздается демонстрационный материал «Соли аммония» и карточки с описанием физических свойств солей аммония). (Слайд №14). Оформить выполнение задания в виде таблицы:

Формула соли

Название

Применение

На каком свойстве основано применение













Хлорид аммония http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6afda5b6-0f4c-2f7b-a6ef-e0e61f50db1c/1010878A.htm

Сульфат аммония http://vsegost.com/Catalog/25/2582.shtml

Нитрат аммония https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no33-soli-azotnoj-kisloty/primenenie-nitratov

Физкульминутка. (1 мин.) (Слайд №15)

Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
Разомнёмся мы сейчас
Руки резко разгибаем
И обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз,
Разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем, раз-два-три,
Не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Шаг на месте. Ходим строем,
Чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.)
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься. (Дети садятся за парты.)
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. (Выполняем движения по тексту.)
Раз — цветок, два — цветок
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок, два — цветок.
А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Учитель. Изучим химические свойства. (Слайд №16)

Составьте уравнения реакций по следующей схеме. (Ученики поочередно на доске записывают уравнения химических реакций).

Химические свойства

а)

взаимодействуют со щелочами

разлагаются при нагревании

б) в)

соли летучих кислот → кислота + NH3

соли нелетучих кислот → кислота NH3 кислая соль



Лабораторная работа №3 (Слайд №17)

Учитель: Проведем лабораторный опыт «Разложение соли аммония при нагревании».

При нагревании смеси соли хлорида аммония и гидрооксида кальция происходит реакция образования соли, аммиака и воды.

2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3+ CaCl2 + 2H2O

Тщательно разотрем ступкой смесь соли и основания и нагреем смесь. Собираем выделяющийся газ в пробирку (аммиак - легкий газ и пробирку нужно перевернуть). Влажная лакмусовая бумажка синеет в присутствии аммиака. Получение аммиака - первая стадия производства соединений азота: удобрений, взрывчатых веществ. В промышленных условиях аммиак получают из азота воздуха и водорода при повышенной температуре и повышенном давлении.

Техника безопасности. Опыт следует проводить под тягой. Необходимо соблюдать правила обращения с твердыми щелочами, растворами кислот, газообразным аммиаком.

Учитель. Изучив состав, строение, свойства и применение солей аммония, рассмотрим применение некоторых солей аммония. (Слайд №18)

  • Нитрат аммония (аммиачная селитра) NH4NO3 применяют как азотное удобрение и для изготовления взрывчатых веществ — аммонитов;

  • Сульфат аммония (NH4)2SO4 — как дешёвое азотное удобрение;

  • Гидрокарбонат аммония NH4HCO3 и карбонат аммония (NH4)2CO3 — в пищевой промышленности при производстве мучных кондитерских изделий в качестве химического разрыхлителя, при крашении тканей, в производстве витаминов, в медицине;

  • Хлорид аммония (нашатырь) NH4Cl — в гальванических элементах (сухих батареях), при пайке и лужении, в текстильной промышленности, как удобрение, в ветеринарии.

IV. Закрепление знаний. (4 мин.) (Слайд №19)

Учитель. Для закрепления знаний ответьте на следующие вопросы. (Каждому ученику выдается бланк с тестовыми заданиями).

Тест

1. В каком соединении степень окисления азота равна –3?

а) N2O3; б) NH4Cl;

в) N2O5; г) HNO3.

2. По донорно-акцепторному механизму образована одна из ковалентных связей в соединении или ионе?

а) NH3; б) (NH4)2SO4;

в) CCl4; г) SiP4.

3. При прокаливании какой соли не образуется твердого остатка?

а) KNO3; б) Ba(NO3)2;

в) Na2SO4; г) NH4NO3.

4. В результате реакции, термическое уравнение которой

NH4NO2 (тв.) = N2 (г.) + 2H2O (ж.) + 316 кДж

выделилось 94,8 кДж. Масса разложившейся соли равна:

а) 38,4 г; б) 1,92 г;

в) 19,2 г; г) 3,84 г.

V. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд №20)

§ 26, вопросы 2, 4.

Творческая задача. Сравните содержание азота в хлориде, сульфате и нитрате аммония. Какое из перечисленных соединений представляет большую ценность для минерального питания растений? По какой другой причине вы можете рекомендовать его к применению?

VI. Рефлексия. (1 мин.) (Слайд №21)

Ответьте на утверждение знаком «+» или «–».

1. На уроке было над чем подумать.

2. Я понял новую тему.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.

4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация.

5. На уроке я поработал добросовестно.

VII. Подведение итогов урока. (1 мин.) (Слайд №22)

Соли аммония образованы катионами аммония и анионами кислотных остатков.

По физическим свойствам они похожи на соли щелочных металлов, особенно калия.

Качественная реакция на катион аммония – взаимодействие со щелочами при нагревании, выделяющийся газ имеет характерный запах и окрашивает фенолфталеиновую бумажку в малиновый цвет.


(Слайд №23) Спасибо за внимание!