СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока внеклассного чтения "Я говорю с тобой из Ленинграда...", посвящённого 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады (6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока внеклассного чтения "Я говорю с тобой из Ленинграда..." предназначен для 6 класса, но может быть использован при проведении урока литературы или тематического внеклассного мероприятия в любом классе. В сценарии представлены поэтические тексты, исторические материалы, ссылки на аудиозаписи (презентация).

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока внеклассного чтения "Я говорю с тобой из Ленинграда...", посвящённого 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады (6 класс)»


Урок внеклассного чтения



Класс: 6

Тема: «Я говорю с тобой из Ленинграда…» (75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады посвящается)

Цели:

  • познакомить учащихся с поэтическими произведениями, посвящёнными теме блокадного Ленинграда;

  • развивать интерес к отечественной литературе и истории, к художественному слову и музыке;

  • воспитывать чувство патриотизма, сострадание и милосердие к людям, находящимся в беде.

Оборудование: презентация; аудиозаписи песен и стихотворений; видеофильм «Блокада Ленинграда»; электронная доска.



Ход урока



  1. Актуализация опорных знаний.

Историческая справка о блокаде Ленинграда.

Блокада Ленинграда — одна из самых страшных и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.  Ужасное испытание для жителей города на Неве длилось почти 900 дней (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков и у жителей не было никакой возможности вырваться из этого ада. Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице до начала войны, за время блокады только от голода и холода умерло более 600 000 человек, а ещё полторы сотни горожан погибло от нескончаемых бомбёжек и обстрелов. Всего погибших насчитывалось 850 тысяч человек. Несмотря на голод, сильные морозы, отсутствие отопления и электричества, ленинградцы мужественно выстояли и не отдали врагу родной город.

 (Звучит запись стихотворения Александра Городницкого «Годовщина прорыва блокады» - в исполнении автора)



  1. Литературно-музыкальная композиция



  1. Михаил Дудин. Блокада Ленинграда

Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил
С Горы Вороньей.
Из дальнобойной «берты» бил.
Прислуга
В землю «берту» врыла,
Между корней,
Между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда «берта» била.
Била все девятьсот блокадных дней…



  1. Анна Ахматова. Птицы смерти в зените стоят

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба… Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть. И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

  1. Алексей Молчанов. Я не был на фронте, но знаю

Я не был на фронте, но знаю
Как пули над ухом свистят,
Когда диверсанты стреляют
В следящих за ними ребят,
Как пули рвут детское тело
И кровь алым гейзером бьёт…
Забыть бы всё это хотелось,
Да ноющий шрам не даёт. Я не был на фронте, но знаю
Сгоревшей взрывчатки угар.
Мы с Юркой бежали к трамваю,
Вдруг свист и слепящий удар…
Оглохший, в дымящейся куртке,
Разбивший лицо о панель,
Я всё же был жив, а от Юрки
Остался лишь только портфель. Я не был на фронте, но знаю
Тяжелый грунт братских могил.
Он, павших друзей накрывая,
И наши сердца придавил.
Как стонет земля ледяная,
Когда аммонала заряд
могилы готовит, я знаю,
Мы знаем с тобой, Ленинград.

  1. Михаил Дудин. Вдогонку уплывающей льдине Был год сорок второй,
    Меня шатало от голода, от горя, от тоски.
    Но шла весна — ей было горя мало
    До этих бед. Разбитый на куски,
    Как рафинад сырой и ноздреватый,
    Под голубой Литейного пролет,
    Размеренно раскачивая латы,
    Шел по Неве с Дороги жизни лед. И где-то там, Невы посередине,
    Я увидал с Литейного моста
    На медленно качающейся льдине —
    Отчетливо подобие креста. А льдинка подплывала, За быками, перед мостом, замедлила разбег.
    Крестообразно,в стороны руками,
    Был в эту льдину впаян человек. Нет, не солдат, убитый под Дубровкой,
    На окаянном «Невском пятачке»,
    А мальчик, по-мальчишески неловкий,
    В ремесленном кургузном пиджачке. Как он погиб на Ладоге, не знаю.
    Был пулей сбит или замерз в метель. …По всем морям, подтаявшая с краю,
    Плывет его хрустальная постель. Плывет под блеском всех ночных созвездий,
    Как в колыбели, на седой волне. Землятресенья встряхивали суши.
    Вулканы притормаживали пыл.
    Ревели бомбы. И немели души.
    А он в хрустальной колыбели плыл. Моей душе покоя больше нету.
    Всегда. Везде. Во сне и наяву.
    Пока я жив, я с ним плыву по свету,
    Сквозь память человечеству плыву.

  2. Александр Прокофьев. А рядом были плиты Ленинграда…

Война с блокадой чёрной жили рядом,
Земля была от взрывов горяча.
На Марсовом тогда копали гряды,
Осколки шли на них, как саранча! На них садили стебельки картошки,
Капусту, лук на две иль три гряды —
От всех печалей наших понемножку,
От всей тоски, нахлынувшей беды! Без умолку гремела канонада,
Влетали вспышки молнией в глаза,
А рядом были плиты Ленинграда,
На них темнели буквы,
Как гроза!

  1. .Лев Зазерский. Дети блокады Их теперь совсем немного –
    Тех, кто пережил блокаду,
    Кто у самого порога
    Побывал к земному аду.
    Были это дети просто,
    Лишь мечтавшие о хлебе,
    Дети маленького роста,
    А душой почти на небе.
    Каждый час грозил им смертью,
    Каждый день был в сотню лет,
    И за это лихолетье
    Им положен Целый Свет.
    Целый Свет всего, что можно,
    И всего, чего нельзя.
    Только будем осторожней –
    Не расплещем память зря.
    Память у людей конечна –
    Так устроен человек,
    Но ТАКОЕ надо вечно
    Не забыть. Из века в век!

  2. Дети работают на заводах

Историческая справка.

Маленькие граждане большой страны не сидели и не ждали, когда же придет освобождение; они боролись за родной Ленинград. Ни одно событие в городе не проходило без участия детей. Дети наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, очищали трамвайные пути и дороги, разбирали завалы после бомбежки. Дети блокады заменили возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт. Специально для детей, работавших на заводах, были придуманы и изготовлены специальные подставки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов.

  1. Самый страшный враг – голод. (Из воспоминаний блокадников)

Печальная статистика гласит, что самым большим врагом жителей города был именно голод. Зима 1941 года стала испытанием на выживание. Чтобы отрегулировать обеспечение людей хлебом, были введены продуктовые карточки. Размер пайка постоянно снижался, в ноябре он достиг своего минимума. Нормы в блокадном Ленинграде были следующими: тем, кто работал – полагалось 250 г. хлеба, военные, пожарники и участники истребительных отрядов получали по 300 гр., а дети и те, кто был на чужом обеспечении – по 125 г. Каких-либо других продуктов в городе не было. 125 г. блокадного хлеба мало чем напоминали наш, обычный, хорошо знакомый мучной продукт. Этот кусочек, получить который можно было только после многочасового стояния в очереди на морозе, состоял из целлюлозы, жмыха, обойного клея, перемешанного с мукой. Бывали дни, когда и этот вожделенный кусочек люди не могли получить. Во время бомбежек заводы не работали. Люди пытались выжить, как могли. Пустые желудки старались наполнить тем, что можно было проглотить. В ход шло все: опустошались аптечки (пили касторку, ели вазелин), отдирали обои, чтобы добыть остатки клейстера и сварить хоть какой-то суп, резали на кусочки и варили кожаную обувь, из столярного клея готовили студень. 9. Александр Городницкий «Память о далёком детстве» («Тает в часах песок…»

Тает в часах песок. Вся голова в снегу. Чёрствого хлеба кусок Выбросить не могу. Не понимает внук Мой полуночный бред. Шепчут, смеясь, вокруг, Дескать, свихнулся дед.

Вынь мне из сердца боль,

Мой ленинградский Бог,

Чтобы муку и соль

Не запасал я впрок.

Не угождал беде

В мире, где тишь да гладь,

Веря, что чёрный день

Может прийти опять.

  1. Александр Прокофьев. Над синей Невой

Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Твой город бессмертный над синей Невой —
Твой город, твой воин, твой сын боевой. Громящий без отдыха злую орду…
«Я твой часовой и с поста не сойду».
Вот так говорит он, и доля его
Везде утверждает свое торжество!

Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай, страна, говорит Ленинград.
Сильна его воля, остер его взгляд,
Над ним боевые знамена шумят. «Я в битве и славу твою берегу,
И я никогда не поддамся врагу!»
Вот так говорит он, гранитный, стальной
Ключ к сердцу России, любимый, родной. Слушай, страна, говорит Ленинград!
Сквозь гром всех сражений и гул канонад,
Сквозь все пулеметные ливни косые,
Величия полон и славы России. «Ты знаешь меня, — положись и надейся», —
вот так говорит он — наш город гвардейский.

  1. Таня Савичева символ страданий жителей блокадного Ленинграда.

Историческая справка. История  маленькой блокадницы Тани Савичевой — это одна из тысяч историй блокадного Ленинграда. Но историю Тани мир узнал из написанного ею дневника, который девочка вела каждый день во время фашистской осады родного города на Неве. С дневником Тани Савичевой нам осталось страшное свидетельство тех ужасных блокадных дней. Это свидетельство хранится в музее истории Ленинграда. Таня стала символом блокадного Ленинграда. Вот строки из дневника Тани Савичевой, которые она написала в те трагические дни ленинградской блокады:
“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942год” Эта маленькая записная книжка одиннадцатилетней девочки Тани была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

  1. Валентина Жукова. Дневник Тани Савичевой Годы блокады в архив не сдадут…
    Сколько в них горя, трагизма!
    А Танин дневник — беспощадный суд —
    Суд над войной и фашизмом. Детской, теряющей силы, рукой
    Строчки написаны скупо,
    Как, нарушая непрочный покой,
    Входит в квартиру без стука
    Смерть — эта жуткая гостья семьи
    В дни ленинградской блокады: Молча уходят один за другим
    Бабушка,  Женя,  два дяди,
    Брата не стало, и…мама ушла.
    УМЕРЛИ ВСЕ! ТОЛЬКО ТАНЯ,,,
    — Милая, где же ты силы брала?!! Выпало столько страданья! Ангел-спаситель к тебе опоздал —Не отстояли у смерти…
    Как же мне хочется, чтоб никогда
    НЕ БЫЛО ВОЙН НА ПЛАНЕТЕ!

  2. «Дорога жизни».

Историческая справка. Тяжелейшей блокадной зимой 1941–1942 годов именно работа трассы снабжения по льду Ладожского озера спасла город от неминуемой и страшной гибели. Альтернатив этому пути у Ленинграда не было. Эту трассу по праву называли «Дорогой жизни».

(Звучит запись песни Александра Розенбаума «На дороге жизни»)

14. Александр Городницкий

Глухими ударами била в колёса вода,

Гремели разрывы, калеча усталые уши.

Вращая баранку, он правил упорно туда,

Где старая церковь белела на краешке суши.

Он в братской могиле лежит, заметённой пургой,

В других растворив своей жизни недолгий остаток.

Ему говорю я: «Спасибо тебе, дорогой,

За то, что вчера разменял я девятый десяток».

Сдержать не могу я непрошеных старческих слёз,

Лишь только заслышу весенние трели капели,

Водитель, который меня через Ладогу вёз,

Чтоб долгую жизнь подарить мне в далеком апреле.

  1. .Майя Румянцева. Баллада о седых Говорят, нынче в моде седые волосы,
    И «седеет» безумно молодость.
    И девчонка лет двадцати
    Может гордо седою пройти.
    Но какому кощунству в угоду,
    И кому это ставить в вину.
    Как нельзя вводить горе в моду,
    Так нельзя вводить седину. Память, стой, замри! Это надо.
    То из жизни моей — не из книжки…
    Из блокадного Ленинграда
    Привезли седого мальчишку.
    Я смотрела на чуб с перламутром
    И в глаза его очень взрослые.
    Среди нас он был самым мудрым,
    Поседевший от горя подросток. А ещё я помню солдата.
    Он был контужен взрывом гранаты.
    И оглох… И навек онемел…
    Вот тогда, говорят, поседел.
    О, седая и мудрая старость.
    О, седины неравных боёв.
    Сколько людям седин досталось
    От неотданных городов.
    А от тех, что пришлось отдать —
    Поседевших не сосчитать.

  2. Ольга Берггольц. Моя медаль.

…Осада длится, тяжкая осада,
Невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
Сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
Я здесь жила и всё могла снести:
Медаль «За оборону Ленинграда»
Со мной, как память моего пути.
Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнёт меня печаль, –
Я до тебя тогда коснусь руками,
Медаль моя, солдатская медаль.
Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,
Чтоб стать ещё упрямей и сильней…
Взывай же чаще к памяти моей,
Медаль «За оборону Ленинграда».
…Война ещё идёт, ещё – осада.
И, как оружье новое в войне,
Сегодня Родина вручила мне
Медаль «За оборону Ленинграда».

  1. Татьяна Варламова. Ленинградский салют. В холода, когда бушуют снегопады,
    В Петербурге этот день особо чтут, –
    Город празднует День снятия блокады,
    И гремит в морозном воздухе салют. Это залпы в честь свободы Ленинграда!
    В честь бессмертия не выживших детей…
    Беспощадная фашистская осада
    Продолжалась девятьсот голодных дней. Замерзая, люди близких хоронили,
    Пили воду из растопленного льда,
    Из любимых книжек печь зимой топили,
    И была дороже золота еда. Ели маленький кусок ржаного хлеба
    По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
    И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
    И руины там, где дом вчера стоял… Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
    И когда врага отбросили назад,
    Был салют! Его снаряды возвещали:
    – Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

  2. Пискарёвский мемориал.

Здесь покоятся жители, погибшие и умершие во время блокады.

  1. Сергей Давыдов. Осень на Пискарёвском… Проливная пора в зените,
    дачный лес почернел и гол.
    Стынет памятник.
    На граните горевые слова Берггольц.
    По аллеям листва бегом…
    Память в камне,
    печаль в металле,
    машет вечным крылом огонь… Ленинградец душой и родом,
    болен я Сорок первым годом.
    Пискаревка во мне живет.
    Здесь лежит половина города
    и не знает, что дождь идет. Память к ним пролегла сквозная,
    словно просека
    через жизнь.
    Больше всех на свете,
    я знаю,
    город мой ненавидел фашизм. Наши матери, наши дети
    превратились в эти холмы.
    Больше всех,
    больше всех на свете
    мы фашизм ненавидим,
    мы! Ленинградец душой и родом,
    болен я Сорок первым годом.
    Пискаревка во мене живет.
    Здесь лежит половина города
    и не знает, что дождь идет…

  2. Осип Мандельштам «Ленинград» (аудиозапись песни в исполнении Аллы Пугачёвой)



  1. Александр Городницкий. В памяти – навсегда!..


Недели первые блокады,

Бои за Гатчину и Мгу,

Горят Бадаевские склады

На низком невском берегу.

Мука сгорает, над районом

Дым поднимается высок,

Красивым пламенем зелёным

Пылает сахарный песок.

Вскипая, вспыхивает масло,

Фонтан выбрасывая вверх.

Три дня над городом не гаснул

Печальный этот фейерверк .

И мы догадывались смутно,

Горячим воздухом дыша,

Что в том огне ежеминутно

Сгорает чья-нибудь душа.

И понимали обреченно,

Вдыхая сладкий аромат,

Что вслед за дымом этим чёрным

И наши души улетят.

А в город падали снаряды,

Садилось солнце за залив,

И дом сгоревший рухнул рядом,

Бульвар напротив завалив

. Мне позабыть бы это надо,

Да вот, представьте, не могу —

Горят Бадаевские склады

На опалённом берегу.

  1. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

Мы никогда не забудем тех, кто сохранил для нас Ленинград! Мы преклоняемся перед доблестью защитников осажденного города, перед ленинградцами, чей дух не был сломлен фашистскими агрессорами. Низкий поклон и вечная слава фронтовикам, блокадникам, труженикам тыла и детям войны! Пусть в каждом доме всегда будут мир!

(Звучит песня «Ленинградский метроном»)