СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока внеклассного чтения в 5 классе, посвящённый творчеству курского писателя-юбиляра Константина Дмитриевича Воробьёва

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока внеклассного чтения в 5 классе, посвящённый творчеству курского писателя-юбиляра Константина Дмитриевича Воробьёва»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРИВИЦКО-БУДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ















Сценарий урока внеклассного чтения

в 5 классе, посвящённый творчеству курского писателя-юбиляра

Константина Дмитриевича Воробьёва



Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Бандура Елена Ивановна















2019 год

Тема: «Обобщающий урок внеклассного чтения по рассказу К.Д.Воробьёва «Первое письмо».

Цель урока: изучение творчества К.Д.Воробьёва и произведения, посвящённого теме детства.

Задачи:

1) познакомить с произведением «Первое письмо»,

2) развивать навыки самостоятельного вдумчивого чтения,

3) развивать навыки анализа текста,

4) учиться грамотно выражать свою мысль, отстаивать свою точку зрения,

5) воспитывать чуткое и внимательное отношение к художественному слову.

  • Личностные результаты:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

  • Регулятивные УУД:

  • 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • 2. Следовать режиму организации учебной деятельности.

  • 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Познавательные УУД:

  • 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книге.

  • 2. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

  • Коммуникативные УУД:

  • 1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.

  • 2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Форма: урок – игра «Литературный лабиринт»

Дидактические методы: метод проблемного изложения, развитие критического мышления, частично- поисковый.

Частные методы и приемы: работа в группах, работа с текстом, эвристическая беседа, устное выступление ребят, создание кластера.

Оборудование урока: раздаточный материал (тексты рассказа), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выставка книг К.Воробьёва.

Условие игры. Литературный лабиринт проводится в форме игры. При выполнении заданий обучающиеся должны показать хорошие знания биографии и творчества К.Д.Воробьёва, содержания рассказа «Первое письмо». В игре принимают участие две команды. За каждый правильный ответ ставится 3 балла

Ход урока.

1. Психологический настрой.

Учитель:

-Ребята, Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ... ПРИВЕТ!

- Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

2. Актуалиазация знаний.

Учитель:

- Дорогие ребята! О писателе Константине Дмитриевиче Воробьёве мы знаем мало. А ведь он был практически нашим современником. И главное, писал о нас, о России крупно, талантливо, совестливо…Родившись в селе, К.Воробьев видел животворную силу земли и терпеливую мудрость простых людей. Слайды 2,3,4.

Тема детства, возникшая в самом начале писательского пути (первый сборник рассказов 1956 года «Подснежник»), связала в единое целое всё его творчество.

Тема детей и детства убеждает в том, что оно (детство) становится для К. Воробьёва «одной из ключевых опор, придающих прочность существованию, мировосприятию».

Обращаясь к этой теме, писатель продолжает традицию русской классической литературы, имеющей богатейший опыт познания и художественного осмысления особого мира ребёнка, в недрах которого зарождаются начала «взрослой» жизни.

Детство для него, безусловно, не только поэтический образ прошлого и предмет изображения, но и особая нравственная духовная память, средство проникновения в самую суть человеческих взаимоотношений.

Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие по страницам рассказа К.Д.Воробьева «Первое письмо», где нас ждут самые разные испытания и запутанные задания. Чтобы преодолеть все препятствия, вам понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущем уроке и, конечно, дружная работа всей команды.

-  Итак, наше путешествие по литературному лабиринту начинается! Будьте внимательны и соблюдайте дисциплину.

3.Игра «Литературный лабиринт»

1. Конкурс «Разминка» (Первой отвечает команда, раньше подавшая сигнал, если ответ неправильный, отвечает другая команда).

1.Где и когда родился К.Д.Воробьев? (В селе Нижний Реутец Курской области 24 сентября (16 ноября) 1919 года).

2. Назовите годы жизни К.Д.Воробьева. (24 сентября 1919 – 2 марта 1975).

3.В составе чего в октябре 1941 года К.Воробьев был отправлен на фронт? ( В составе роты кремлевских курсантов).

4. Через какие ужасы войны пришлось пройти К.Воробьеву? (В декабре 1941 года попал в плен. Два года лагерей для военнопленных. Бежал, попал в партизанский отряд и продолжал бороться).

5. В каком году вышел в свет первый его сборник рассказов? (В 1956 году).

6. Как он называется? ( «Подснежник»).

Учитель:

– Молодцы. Я вижу, что вы готовы. Продолжаем наше путешествие.

2. Конкурс капитанов «Кто быстрей?»

1.Где происходят события рассказа «Первое письмо»? Вспомните название населенного пункта. (Лосевка – дачная деревня).

2.Как далеко располагалось дремучее место? (В 4 верстах).

3.От чьего лица ведется повествование в рассказе? (От лица рассказчика).

4.Рассказчик брал с собой в лес… Продолжите фразу. (Ружье и корзину).

3. Конкурс «Время года».

- Ребята, в какое время года происходит действие рассказа? Докажите примерами из текста.

1.«Прошлым летом я жил в Лосевке.»

2..В палисаднике цвели анютины глазки: «в палисадник вбегал…и зарывался в анютины глазки.»

3.Росли боровики.

4.«А я картошку окучивал…»

Учитель: 4 конкурс

- Ребята, обе команды получают карточки с заданием. Вам необходимо соотнести имена и отчества героев.

Адам Трофимыч

Василий Егорович

( Правильные ответы: Адам Егорович и Василий Трофимыч).

Сейчас одна команда должна раскрыть образ Адама Егоровича, а вторая – Василия Трофимыча. (Вытягивают листочки с именами героев).

( Адам Егорович – хозяин жилья, числился в артели надомным сапожником, зачем – то притворялся хворым и душевным человеком. У него были разноцветные глаза – один голубой, а другой карий. Голубой обливал – лаской, карий – злобой.

- Какие свойства характера человека раскрывает эта характеристика? (Двуличный, непостоянный, хитрый, увертливый человек). Просыпался чуть свет и обязательно наведывал своего дачника. Занятие дачника писательством не вызывало в нем уважения. Трепещет перед человеком вышестоящей должности. ( Женщина – мамаша, восьмилетний сын, история с велосипедом. «То дело не по мне. У него папаша на «Победе» ездит, пускай и учит». Встречи с Трофимычем не нравились Адаму Егоровичу: «Учите что ли, его чему? Вы не ахти приучайте сироту к чужому дому…. Сворует». «Он прижмурил голубой глаз и вдруг прорвался площадной руганью»).

( Василий Трофимыч. Еще нет семи, скоро пойдет в школу. Красные флажки под дубом – внимательный, терпеливый, знающий толк в деле, умный малый. Настоящий маленький мужчина, совсем как взрослый. Наблюдательный: букла. Смелый: не побоялся один идти в дремучее место, в пущу, случай с восьмилетним дачником. Знающий природу: «пускай подрастет», не срезал маленькие грибы. Отца прибила в позапрошлом году гроза. Мать работает под городом на лесозаводе. Самостоятельный: «а грибы не жарил. Масло взяло и разлилось. Да ты не горюй». Как настоящий мужчина говорит четко. Скромный: «у чужих есть не хорошо», костюм вернули обратно». Прямые, широкие, ясные буквы – чувствовался характер». Письмо: чуткий, хозяин своему слову).

5 Конкурс «Ты - мне, я – тебе»

Команды задают по очереди вопросы

1 команда.

1.Что обнаружил однажды под исполинским дубом рассказчик? (Ветку с красным лоскутком).

2. Почему остальные не ходят к дремучему месту за грибами? ( «Далеко очень, буклы боятся») Слайд 5.

3.Какие слова произносил мальчик в пуще? («Дорогая моя подружка. Дорогая моя подруженька»)

2 команда.

1. «Там постоянно таился сумрак». О каком месте говорится в отрывке? (О дремучем месте).

2. Какую песню запел рассказчик, чтобы не напугать мальчугана? (Колыбельную Моцарта).

3. «Серая. Мырнет головой в воду и как букнет». О ком идет речь? ( О выпи, птице из породы цапель).

6 Конкурс « Герои рассказа».

Учитель.

- Каждая команда получает портретную характеристику тех или иных героев. Вы должны определить, кто это.

1. карточка.

«…Числился в артели надомным сапожником, зачем – то притворялся хворым и душевным человеком. У него были разноцветные глаза – один голубой, а другой карий. Голубой обливал лаской, карий злобой…» (Адам Егорович). Слайд 6.

2 карточка.

«…Коренастый, в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетеной корзиной в левой руке и с палкой в правой…» (Василий Трофимыч). Слайд 7.

7 Конкурс «Лексический».

Учитель.

- В рассказе автор использует много разговорных слов. Объясните значение некоторых: маракуете - пишете, хворый – больной, беляки – белые грибы, букла – выпь.

8 конкурс «Художественное своеобразие языка».

Учитель.

- Сейчас вы получите карточки со словосочетаниями и должны выбрать вариант, который включил автор в рассказ. Определите изобразительно – выразительное средство, используемое в произведении.

Карточка №1.

1.Седые сосны

2.Могучие сосны

3.Высокие сосны. Слайд 8.

Карточка №2.

1.Маленький гриб

2.Великолепный гриб

3.Замечательный гриб Слайд 9.

- Каждая команда получает портретную характеристику тех или иных героев. Вы должны определить, кто это.

1. карточка.

«…Числился в артели надомным сапожником, зачем – то притворялся хворым и душевным человеком. У него были разноцветные глаза – один голубой, а другой карий. Голубой обливал лаской, карий злобой…» (Адам Егорович). Слайд 6.

2 карточка.

«…Коренастый, в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетеной корзиной в левой руке и с палкой в правой…» (Василий Трофимыч). Слайд 7.

- Каждая команда получает портретную характеристику тех или иных героев. Вы должны определить, кто это.

1. карточка.

«…Числился в артели надомным сапожником, зачем – то притворялся хворым и душевным человеком. У него были разноцветные глаза – один голубой, а другой карий. Голубой обливал лаской, карий злобой…» (Адам Егорович). Слайд 6.

2 карточка.

«…Коренастый, в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетеной корзиной в левой руке и с палкой в правой…» (Василий Трофимыч). Слайд 7.

-Давайте вспомним, как называется это изобразительно-выразительное средство?

(Это эпитеты – образные определения предмета, выраженные преимущественно прилагательными.) Слайд 10

9 Конкурс «Литературная теория».

Учитель.

- Мы с вами знаем определение жанра рассказа. Сейчас вы должны исправить ошибки, допущенные в определении термина «рассказ».

(Выдаются 2 одинаковые карточки командам).

Рассказ – большое лироэпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

( Ответ: Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека). Слайд 11.

Учитель.

- Ребята, я считаю, что вы сегодня показали хорошие знания содержания, раскрыли образы некоторых героев рассказа. Уверена, были внимательны к слову, когда читали произведение. А еще мне приятно вдвойне то, что вы работали в группах дружно, сообща, выслушивая мнение других, приходили к общему ответу.

А сейчас мне хотелось бы послушать отрывки из рассказа, которые произвели на вас большее впечатление.

( Чтение отрывков обучающимися).

Учитель.

- Почему рассказ называется «Первое письмо»? (Самостоятельность, деловитость, твердость героя).

4.Рефлексия.

-Ребята, давайте мы с вами вместе построим кластер «Образ главного героя».

5.Подведение итогов урока.

Вот и заканчивается наша литературная игра. Мы с вами вместе хорошо поработали, давайте подведём итоги. Оценки обучающимся

6.Домашнее задание: Написать рассказ «Случай в лесу».

Учитель.

- Детство и родина, детство и природа, детство и национальный характер, детство и война, детство и память, детство и будущее - вот те духовно-нравственные ориентиры, определяющие многомерность темы детей и детства в прозе К. Воробьёва.
Всё его творчество есть убедительное доказательство того, что детство является одним из глубинных законов, на основе которых составляется сложная картина мира. Она совершенно немыслима без присутствия в ней детей.

Книги К. Воробьёва будут всегда востребованы, потому что они несут в себе мощный нравственный заряд, накопленный про запас, рассчитанный на будущее.

-Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго!