МКУ ДО «Новодугинская ДШИ»
Познавательно - развлекательная программа
Фольклорного отделения
«В гостях у самовара»
Составитель Преподаватель
Фольклорного отд.
Кислова Т.В.
2014г.
Цели: Расширять знания детей о русских традициях, о чаепитие,
об устройстве самовара, о музеях самоваров.
Активизировать внимание, память детей при разгадывании
загадок, кроссворда.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время игр.
Создать радостную, комфортную атмосферу для детей.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, сценок, поделки из бумаги птиц, зверей техникой «оригами», постановка танца: «Веселый самовар и чашки», знакомство со стихотворением Д. Хармса И. И. Самовар.
Разучивание частушек, изучение устройства самовара.
(приложение) Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры посредством тематических игр;
Развивающие:
Развивать желание детей участвовать в подобных мероприятиях посредством участия родителей;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
Развивать коммуникабельность, артистичность, быстроты реакции с помощью экспромт – постановки сказки;
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим духовно – нравственным идеалам;
Воспитание творческой, гармонично развитой личности.
Предварительная работа: изготовление оформления для зала, атрибутики к играм, пригласительных для семей – участников, закупка подарков для детей, сервировка столов.
СЦЕНАРИЙ
Ведущий: У каждого народа есть много обычаев. Но есть и такие,
Которые любят все и взрослые и дети. И среди них чаепитие.
Загадка: Стоит толстяк подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. ( самовар)
Показ 1 слайда.
Ведущий: Тогда было много мастеров-«самоварников». И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым.
Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Родина самоваров г. Тула.
Об устройстве самовара расскажет ученик
( выставляется самовар)
Показ 2 слайд
Ведущий: Вся семья сидит за столом, на середине самовар.
Идёт весёлая беседа. Все пьют чай с угощениями.
Вопросы к детям: о чём можно поговорить за чаепитием?
(ведущий комментирует картинки)
Существуют музеи самоваров, первый был создан в г. Минске, столице Белоруссии в г. Туле позже.
Как появился чай на Руси, расскажет группа «ЧАЙ»
(дети одевают маски)
1.ученик: Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что долгие переходы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками зеленого растения
Кто-то придумал заварить эти сухие листочки.
И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем «ЧАЙ»
2.ученик: В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья ягод, деревьев, кустарников и другие травы.
3.ученик:
Почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью
«бах-ча», что переводилось как чай для заварки.
4.ученик:
Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.
5.ученик: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить.
Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».
Показ3. Слайда. Как растёт чай.
Вопрос к детям:1. Где растёт чай?
2.Какие условия нужно для роста чая?
3.Назовите популярные сорта чая?
Ведущий: Дети прочитают стихи о чае. (приложение)
Загадки о лечебных добавках в чай
Показ слайдов с 4 по 10.
Ведущий: С чем можно попить чай, узнаем, разгадав кроссворд?
(приложение)
Часто к праздникам пекут пряники в виде птичек, зверушек.
А вы сделаете их из бумаги техникой «оригами»
(приготовить квадраты разных цветов, фломастеры)
Дети выбирают квадраты разных цветов и мастерят животных и птиц. Ведущий подводит итог, все ученики выстраиваются и показывают свои поделки гостям и друг другу.
(как делать поделки см. приложение)
Ведущий: Мы вспомнили много угощений к чаю, но есть ещё одно
без которого не обходился не один праздник на земле русской, а особенно их много готовили на праздник прощания с матушкой Зимой. Как называется этот праздник? (Масленица)
Правильно. Дети приготовили стихи.
1ученик: Мы своих гостей встречали,
Мы блинами гору устилали.
Сверху маслицем поливали,
Как от сыра гора крута,
А от маслица гора ясна.
2ученик: Мастерицы – хоть куда!
Вот вам печь и сковорода!
Принимайтесь-ка за дело.
Всех блинами угощайте смело!
Ведущий приглашает 2 команды для игры: «Испеки блины»(для игры приготовить: 2 «сковородки»-теннисные ракетки,» «блины»-вырезать из картона и покрасить, 4 тарелки)
Ставиться задача: переносить блины из одной стопки в другую.
Побеждает та команда, у которой стопка блинов выше и ровно
Победители получают призы лучших «блинопёков».
Сюрпизный момент:
Подготовленные дети исполняют частушки и танец:
«Самовар и чашки» (приложение)
Ведущий подводит итог мероприятия и приглашает всех на чаепитие.