4
Сценарий внеклассного мероприятия
для обучающихся начальной школы,
посвященного празднованию Дня победы
«Я расскажу вам о войне»
1-ый ведущий:
Войну я знаю не понаслышке.
Она во мне, ее я слышу:
Тот вой снарядов, бомб разрывы,
И мы в подвале, от страха еле живы.
2-ой ведущий:
Детьми познали мы науку
Определять врага по звуку,
По рокоту мотора и вою самолета
Фашистского стервятника-пилота.
1-ый ведущий:
Он шел на бреющем полете
И улыбался в самолете.
Шел низко, был собой доволен:
Мы ж все пред ним, как на ладони.
2-ой ведущий:
Мы чутко слушали войну,
Ценить умели тишину,
Когда не слышен вой снарядов
И кажется, что папа рядом.
Войну я помню не понаслышке..
На сцене сидит с куклой маленькая девочка и играет с ней. Рядом мама занимается домашними делами, гладит, убирает. На сцене экран. Демонстрируются кадры бомбежки во время войны.
Недалеко стоит девочка постарше и рассказывает воспоминания о войне от имени маленькой девочки: «Когда началась Великая Отечественная война, я еще не училась в школе. Мой отец был офицером, и в первые дни войны его дивизия ушла на фронт. Для нас, детей, война началась с тревожного воя сирен и громкого голоса из репродуктора: «Граждане, внимание! Воздушная тревога! Воздущная тревога!» Эти слова, леденящие сердце, звучат во мне до сих пор».
Говорит мама девочки: «Однажды я видела, как на бреющем полете к дому стремительно приближался фашистский самолет. Люди в панике бежали, ища убежище, а он строчил по детям и женщинам из пулемета. Я слышала крики раненых, видела убитых, раненых и стояла, не двигаясь, оцепенев от страха…А фашист смеялся, смеялся, смеялся..»
На экране демонстрация будней тыла в эвакуации.
Девочка постарше: «Из города нас вывезли последним эшелоном. Везли в товарных вагонах, теплушках. Посудой служили нам металлические банки, вдоль стен-деревянные нары. Если поезд останавливался, наши мамочки бежали раздобыть воды, что-то купить из еды. Ехали долго, месяца полтора, в Казахстан, город Кустанай. Разместили нас в школе, в классах. Спали на партах, потом искали жилье. В маленьком глинобитном домике из двух комнат поселились 5 семей. Зимой угол одной из комнат обвалился, и все переместились в одну. Приходилось ползком пробираться к своим ящикам, которые служили нам постелями».
Девочка постарше: «В школу я пошла в городе Фрунзе. Вместо портфеля мамочка сшила мне из кусков старой простыни сумочку с двумя ручками и вышила на ней грибочек-мухомор, травку и бегущую рыжую собачку. Не всегда были и тетрадки, порой приходилось писать на газетах. Вместо чернил-свекольный отвар».
Я детство вспомнила сегодня.
Ах! Как давно все это было!
Я детство вспомнила сегодня,
Как хорошо, что не забыла!
Я детство вспомнила сегодня:
Родных, друзей и отчий дом..
Я детство вспомнила сегодня-
Все горести были потом..
Маленькая девочка: «Жили впроголодь. Постоянно хотелось есть. Особенно хорошо было летом. Трава, листочки, цветы акации - особенно сладкие! А вот жмых-остатки подсолнечника- так это было просто объедение! Никогда не забуду оладушки из картофельных очистков! Угощали нас и киргизским блюдом «талкан»: на сковороде обжаривается кукурузная мука, добавляется подсолнечное масло и немного сахара».
Я подбираю кукол
Без всяческих затей,
Я собираю кукол,
Похожих на людей.
Забытых, позаброшенных
И просто в лужу брошенных,
Безруких или с руками,
С закрытыми глазами..
Такая вот причуда
Досталась мне оттуда,
Девочка постарше: « Моя мамочка была надомницей швейного цеха, который выполнял заказы для Красной Армии: маскировочные халаты, ватники, варежки, теплые брюки. Она работала с раннего утра до поздней ночи. Я засыпала и просыпалась под стук ее швейной машинки.
Электричества не было. Коптилка или керосиновая лампа-при их свете я делала уроки. Игрушек не было, куколки делали из тряпочек. Первую куклу я увидела в магазине через три года после окончания войны. Мы шли с папой по улице, остановились у витрины, и я застыла в восхищении. Папа все понял без слов и купил ее мне. Она со мной до сих пор..»
Игрушек не знали мы, дети войны,
Но куклы у нас все же были,
Нам мамочки давней военной поры
Из старых лоскутьев их сшили..
Мы впроголодь жили, траву ели мы,
В тетрадях свекольным отваром писали,
Мечтали-отцы вот вернутся с войны,
Обнимем всех наших родных, расцелуем!
1-ый ведущий:
Война мимо нас стороной не прошла.
Тебя и меня она тоже коснулась.
Отец? Он на фронте. И тетя ушла,
Мой дядя и дед с той войны не вернулись.
2-ой ведущий:
Сосед? Он вернулся израненный весь,
А этот- калекой: на фронте контужен.
И все-таки радость! Какая там спесь,
Ведь он и такой всем нам нужен!
Слова матери: «Мы глубоко гордимся нашей историей, нам есть что передать внукам и правнукам как свой завет, как свое самое ценное духовное богатство-это великую нашу любовь к Родине, нашу память о прошлом. Ведь наши дети будут пытаться понять, какими были мы, как вынесли все эти кровавые и задымленные 1418 дней Великой Отечественной войны, как выстояли и победили…»
День Победы! День Победы!
За спиной остались беды..
Вой снарядов, грохот пушек
Не тревожит наши души!
День Победы! День Победы!
И закончилась война!
Светлый праздник, со слезинкой,
Словно сладкое с горчинкой..
Можно ль равнодушным быть,
Коль войну ту позабыть?
Поклониться надо людям,
Героизму ратных будней!
Поклониться до земли
Всем, вернувшимся с войны!
И погибших помянуть,
Их с войны уж не вернуть!
Все стихи, использованные в сценарии, и воспоминания о Великой Отечественной войне принадлежат учителю Ликинской средней школы Одинцовского района Московской области Баукиной Людмиле Дмитриевне, ветерану педагогического труда.