Сценарий мероприятия «В гостях у Масленицы» СОШ №3 им.Фрунзе
Дата:____________Место:___________
Цели: формировать у детей положительное отношение к традициям народов, проживающих в КР; развивать воображение ,творческие способности детей, возродить интерес к обрядовым праздникам.
Ведущие-Айпери 11-в, Бегимай 11-в,Масленица-Айзирек 11-б. Учитель Туралиева Н.Д.
Звучит приветственная(созыв на праздник)
Выступают уч-ся 5-ых классов. Учитель Садыкова К.Э.
1-й – Эй, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!
2-й – Милости просим к нам на праздничные гулянья.
У нас сегодня представленье —
Всем на удивленье.
3-й – Приходите все без стесненья:
Билетов не надо —
Предъявите хорошее настроение!
4-й – Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
5-й – Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну
заклинаем!
Интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь,
Наши милые друзья!
10-й – Отдыхайте, веселитесь.
Здесь скучать никак нельзя!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинается.
Ведущая 1: Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. У древних славян этот праздник был посвящен проводам зимы. Народ любил этот праздник , называл Масленицу «честная», «сударыня», «веселая». Когда Русь приняла христианство , народ не отказался от любимого праздника и сохранил его до наших дней. Но значение праздника изменилось .Теперь Масленица-это не только проводы зимы ,но и подготовка к Великому посту.
Ведущая 2: Великий пост перед Пасхой –это время очень строгого воздержания в пище , зрелищах и и развлечениях. Неделя перед Великим постом называется « мясопустной» или «сырной». На этой неделе и проводится праздник Масленица. В течение этой недели нельзя есть мяса, но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины.
Ведущая 1 : – День первый — понедельник — встреча Масленицы.
Выезжала честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях козырных,
В широкой лодочке
Во велик город пировать,
Душой потешиться.
Звучит масленая фонограмма, Масленица идет с девочками 5 класса.
Ведущий 2 : (пока идет Масленица) – Едет Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Песня «Масленица» в исполнении уч-ся 5-ых классов
По улице красавица гуляла ,
Запевала песни запевала.
Заводила хороводы заводила,
Весну красную в наш дом приводила.
Эта Масленица, эта Масленица
Ох румяная да красавица.
В расписной платок наряжается ,
К нам весну ведет да улыбается.
Как в широкую веселую пору
Напечем блинов мы целую гору.
Будет праздничным с зимой растованье,
До свидания зима , до свидания.
Всю неделю мы ее встречаем,
Весну –матушку привечаем.
Зиму с песнями провожаем
Чучело на костре сжигаем.
Масленица – Спасибо, дорогие, что приветили!
Ведущая: – Дорогая наша гостья Масленица,
Прими от нас блинчиков,
Блинчиков поджаристых.
С добром и миром тебя встречаем.
Масленица. – Встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче
масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.
Я — Масленица-кривошейка,
Встречайте меня хорошенько,
С блинами, с каравайцами, с вареничками.
Девочки 5-ых классов читают стихи.
1 – я – Душа ль ты моя, Масленица сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах поваляться !
2 – я – Дорогая наша гостья Масленица, Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная!
3 – я – Платок беленький, новомодненький, брови черные, наведенные.
Шуба синяя, ластки красные, лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные! Ждали тебя, Масленица, готовились.
4 – я – Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько.
С блинами, с каравайцами, с вареничками и с печеным яйцом и с
песнями.
Ведущая 1 : – Наша дорогая Масленица, надолго ли ты к нам пришла?
Масленица – Всего на семь дней! Пришла к вам с песнями, с играми да с
Плясками! Ой, уж весело будет! Эх, веселиться хочу, а вы
готовы повеселиться?…отвечают….Отлично, начинаем!
Флешмоп в исполнении 5-ых классов под звучание русской народной мелодии
Масленица – Вот молодцы, хорошо повеселились!
Ведущая 2 : – Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
Наступает день второй, весь наполненный игрой!
Выходят уч-ся 10-а класса(ряженые,скоморохи) .
Учитель Абдумуталипова Р.Х.
Учен.1:Второй день Масленицы называется «Заигрыш».
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей.
Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день
начинались игрища и потехи.
Учен.2:На площадях выступали скоморохи и Петрушка.По улицам разьезжали на санях ряженые ,причем мужчины наряжались в женское платье ,а женщины-в мужское.
Учен.3: Катались на качелях, каруселях ,сьезжали с горки на санях. А если не было санок, шли в ход рогожки; катались также на лошадях. Кстати , во время масленичных гуляний парни невест выбирали. Смех, музыка, звон бубенцов, песни и хороводы - до глубокой ночи продолжалось веселье.
Ведущая: – Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Ну, а с чего нам начинать:
Иль песни петь, или играть?
Масленица – Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
Кто задачку отгадает —
Сразу сладость получает.
Проводится конкурс загадок. За правильный ответ выдают конфету.
Загадки.
1. Всех оденет,
А себя никогда. (Иголка с ниткой).
В одном месте метров двести. (Клубок).
2. Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два — как яхонты. (Кошка).
3. На весь мир хватает
И во все щели пролезает. (Свет).
4. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).
5. Слушайте внимательно,
Очень занимательно:
Чего нет в капусте,
Ни в свекле, ни в репе,
А есть в моркови,
Огурце, помидоре? (Буквы “О”).
6. Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему
каждая овца шла? (По земле).
7. Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).
8. Отчего гусь плавает? (От берега).
9. Какой в реке камень? (Мокрый).
10. Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).
11. Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).
Учен.1:– Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры
молодцы собирались на площади силой своей померяться да
затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные.
Приглашаем самых сильных посостязаться(Обьясняет условия игры.Др.показывают).Игра «Петушиный бой». На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
Учен.2: – Еще одна старая русская забава «Утка-Гусь». Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. Музыка прерывается, кладет кому-то мячик в руки и убегает. Тот у кого мячик догоняет его, если не догонит, то сам становится водящим.
Учен. 3: – А вот еще одна забава —
Победителя ждет слава!
Кто в беге в мешках победит,
Того скоморох наградит.
Проводится бег в мешках.
Масленица – Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые.
Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устала я ,заморилась, проголодалась.
Ведущая 2: – Давай скорее объявлять следущий день.Среда — «Лакомка», «Сладкоежка».
Ведущая 1: – Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели. Да какая ж Масленица без блинов горячих, без блинов румяных!
Выходят ребята 6-а с песней про блины «Ой блины –блины…», выносят тарелки с блинами и угощают. Учитель Шаршекеева Г.С.
Учен.1:Среда на масленичной неделе получила название «Лакомка» .В каждом доме столы валились от вкусной еды. Была даже пословица: «Хоть с себя заложить ,а Масленицу проводить».
Учен.2:В старину было поверье, что ,если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде.
Учен.3: А сколько пословиц сложено про Масленицу!
Учен.4: Не житье, а Масленица .Масленица семь дней гуляет.
Учен.5: Милости просим к нам на Масленицу со своим добром , с честным животом.
Учен.3: Первый блин- комом, второй-знакомым, третий блин- дальней родне, а четвертый -мне!
Учен.4:В среду на Масленицу зятья приходили в гости к тещам. Тогда и родилась поговорка: «Ездить к теще на блины».
Учен.5:В этот день не забудьте вместе с папой проведать бабушку ,мамину маму. Ведь она для вашего папы теща.
Учен.1: Есть и в нашей палатке блины. Подходите ,блины покупайте. чайком запивайте.
Учен.2:Денег за блины не берем , но и даром не отдаем .Чтобы блин получить, надо словом заплатить.Назовите слово любой части речи,которое относится к блинам.(дети произносят слова,имеющие отношение к блинам: мука, молоко, яйцо, круглые, поджаристые и т.д.)
Ведущ.1: Блинов в среду наелись ,сил набрались. Они нам пригодятся на четвертый день Масленицы.
Звуковая перебивка (звон колокольчика,бубенцов)
Ведущая 2: – Четверг назывался широкий, или разгуляй-четверток.
Выходят уч-ся 6-б. Учитель Абышева Ж.А.
Учен.1: В четверг начиналась широкая Масленица . Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом». В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья.
Учен.2: Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками.
Учен.3: В эти дни можно было есть –до икоты. Орать до хрипоты. Плясать –до упаду.
Учен.4: Широкая Масленица –это самый разгар игр и развлечений. А для тех ,кто хотел показать силу молодецкую, устраивались жаркие кулачные бои.
Учен.5: Но это были бои по правилам: не бить лежачего Не класть в кулак тяжелого. Ниже пояса не бить .По затылку не колотить.
Учен.6: Вдвоем на одного не нападать. И до смерти никого не забивать.
Учен.3:Ну а кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом.
Учен .6: Внимание, внимание, вызываем и мы силачей на состязание!
У
Игра «Жмурки с кушаком». Скоморохи определяют площадку, по которой будут двигаться 2 игрока. Одному из них дают в руки колокольчик, другому — кушак. Двигаясь по кругу, первый участник должен, звеня в колокольчик, убежать от другого, который с закрытыми глазами будет его ловить. Как только «жмурка» сможет дотронуться до первого игрока кушаком, игра останавливается.
Игра «Перетягивание каната».
Звучат « Самовар», «Тень-тень» – вокальная гр.
Ведущий – Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница — «Тещины вечерки»!
5-й день уж наступает, а народ не убывает!
К теще на блины идем
И друзей с собой ведем!
Выходит Теща и зять.
Зять. – Ах, на Масленицу, на пятый на денек,
Заглянуть хочу к тебе на огонек.
Обещала ты блинами угостить,
Даже доброе словечко подарить.
Отворяй-ка, теща, ворота!
Твой черед пришел для зятя хлопотать.
Теща встречает зятя.
Теща. – Петухи нонче рано запели,
Разбудили меня раньше раннего,
Красно солнышко подняло меня с печи,
Прилетел воробушек, на забор сел,
Прокликал, что мой зять одевается,
К милой теще в гости собирается.
Зять – Ну, спасибо, тещенька! Накормила, навеселила, пора и честь знать. Все поперепробовал, всем угостился. Наелся, наплясался, повеселился.
Теща. – Да как же так, зятечек? Думала-гадала семерых угостить, а зятюшка сел да зараз все съел! Я-то старалась пирог пекла, соль да муки на четыре рубли, сахара-изюма на восемь рублей, соли да крупы на четыре рубли, лучку да мачку на семь рублей, маслица с яичком на девять рублей. А зять сел, у присест съел. Как тебя, зятя, не разорвало? Уж я-то зятюшку употчиваю, в четыре дубинки дубовенькие, в пятую дубинку вязовенькую.
Теща хватает веник, гоняется за зятем и лупит его.
Инсценировка песни Галочка.
Вед – А сейчас конкурс танцевальный.
Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет, тот вперед.
Согревал нас много раз развеселый перепляс.
Звучат танцевальные мелодии «Барыня», «Лезгинка», «Яблочко». Желающие танцуют, лучшие — получают призы.
Проводится Аукцион.
Ведущая 2: – Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены
Приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись
разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились.
Ведущая: – А в субботу не безделки —«Золовкины посиделки»!
Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте.
Песня Порушка-пораня.
Выходит Фольклорная группа с Весной.
Ведущий – Погляди-ка, народ, к нам Весна идет!
Весна-красна — гость большой, хороший, пречестный,
На ней платье новое, зеленое, тому платью и цены нет,
Весне красной шлем привет.
Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.
Весна. – Здравствуйте и вы, люди добрые!
Я пришла к вам с радостью, с великой милостью.
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым, с овсом усатым,
С черною смородиной, со цветами лазоревыми
Да с травушкой-муравушкой!
Масленица – Весну красную я знаю,
На нее и не серчаю.
Знаю, ждет тепла земля.
Уступлю ей место я.
Хоровод лишь заведу,
А потом от вас уйду.
Весна. – К вам весна-красна пришла
С солнышком-ведрышком
Из-за гор, гор высоких.
Знаю, рады вы весне,
Спойте песню обо мне.
Песня Весна в исполнении фолклорной группы.
Конкурс гирявиков.
Конкурс “столб”.
Ведущая: – Вот и наступил последний день Масленицы — воскресенье
«Прощеный день», В воскресенье народ прощался с Масленицей.
В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с Песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.
Ведущая 2: – В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Потом целовались и не вспоминали об обидах.
Масленица. – Жаль мне с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Примите от меня земной поклон.
Ведущая 2: – Масленая весело гуляла, песни играла,
Протянула до поста, а теперь прощай —
На тот год приезжай!
Ведущая: – Чтобы Масленица в новый год опять показалась – с квасом и с блинами, с мягкими пирогами, с веселыми играми и песнями надо сжечь её чучело. А всем гостям я предлагаю положить в кармашек нашей Масленице записочки с бедами и несчастьями.
Сжигаем Масленицу. Водим хоровод под фонограмму.
Ведущая 2: – До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Ведущая: – Будут снова чудеса,
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения!
Ведущая 2: – Прошла Масленая,
Кончилось гулянье,
Идем теперь на отдыханье.