СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия «Математика вокруг нас». (для учащихся 5 класса)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия

«Математика вокруг нас».

(для учащихся 5 класса)

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия «Математика вокруг нас». (для учащихся 5 класса)»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Математика вокруг нас».

(для учащихся 5 класса)

Цели мероприятия:

1) развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества;

2) формирование интереса к математике;

3) научить школьников мыслить логически, быстро думать, принимать правильное решение.

План:

  1. Объявление темы мероприятия, целей его проведения;

  2. Представление команд;

  3. Конкурс «Задачки-шутки»;

  4. Конкурс «Стихи»;

  5. Конкурс «Ромашка»;

  6. Конкурс капитанов;

  7. Конкурс «Волшебный квадрат»;

  8. Конкурс «Головоломка»;

  9. Конкурс «Составь квадрат»;

  10. Конкурс «Гонка за лидером»;

11. Подведение итогов мероприятия.



Ход мероприятия:

Организационный момент

Ведущий. Добрый  день, уважаемые дети! Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

Мы с вами на игре «Математическая викторина». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Главным действующими лицами будут две команды.

Ведущий представляет команды.

Конкурс «Задачки - шутки»

Нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде.

Итак, команды готовы?

Вопросы командам

1. Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?(30)

2. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит четыре килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу (4 кг).

3. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по

мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба).

4. Горело 5 свечей, две потушили. Сколько свечей осталось? (2)

5. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут).

6. Количество сторон треугольника умножить на порядковый номер ноты ля. Что получиться?(18)

7. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

8. Трое играли в шашки. Всего сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)

9. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегрели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп осталось?(Пять.)

10. Бутылка с пробкой стоит 1 руб. 10 коп. Бутылка на 1 руб. дороже пробки. Сколько стоит пробка?(10 коп.)

11. Я задумал пятизначное число, отнял от него единицу и получил четырехзначное. Какое число я задумал?(10000.)

12. У меня в левом кармане столько же денег, сколько в правом. Из левого кармана я теперь перекладываю в правый одну копейку. На сколько после этого станет больше денег в правом кармане, чем в левом? (На 2.)

13. Какое число, если его перевернуть, увеличится на три.(6)

14. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: у меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько же детей у него было? (Пять).

15. Масса арбуза 2кг и еще две трети арбуза. Сколько весит арбуз? (6кг)

16. Две дюжины помножить на три дюжины. Сколько будет дюжин? (72)


17. Пять землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100 м канавы? (5)

18. В корзине 3 яблока. Как их поделить между тремя товарищами, так чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Дать одному яблоко с корзиной.)

Итоги первого конкурса подводятся по количеству набранных очков.

Конкурс «Стихи»

Ведущий предлагает командам разгадать ребусы (подсказка: ребусы – геометрические фигуры).







Ответы:

  1. Треугольник

  2. Луч

  3. Отрезок

  4. Угол

После этого ведущий предлагает капитанам команд на выбор карточки с заданием:


1) Придумайте стихотворение, в котором встречаются словаТРЕУГОЛЬНИК и ШКОЛЬНИК.


2)Придумайте стихотворение, в котором встречаются слова ОТРЕЗОК ЕДИНИЧНЫЙ и ОТЛИЧНЫЙ.

Каждая команда может заработать 5 баллов.

Конкурс «Ромашка»

На доске представлены пять категорий:

Тик - Так

Путешествие 7 дней Простуда

Внимание

В каждой категории зашифрован вопрос. Командам по очереди предоставляется возможность открыть любую категорию. За правильный ответ на вопрос команда получает 3 балла.

Вопросы:

Простуда

 Врач прописал Кате 5 таблеток, указав, что каждую нужно принимать через 20

минут. На какое время хватит этих таблеток (1 час 20 минут)

Тик - Так

 Какой угол описывает минутная стрелка за 5 минут (30o)

7 дней

 Назовите пять дней, не называя чисел (1; 2; 3…) и названия дней (понедельник, вторник, среда…). (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

Путешествие

  В полдень из Москвы отправился курьерский поезд в Ленинград со скоростью 80 км  в час. В то же время из Ленинграда в Москву отправился пассажирский поезд со скоростью 40 км в час. Какой поезд при встрече находился на большем расстоянии от Москвы? ( Одинаково)

Внимание

 Сколько треугольников на рисунке? (9)





«Конкурс капитанов»

Какая часть квадрата закрашена? (1/64)





За правильный ответ на вопрос команда получает 5 баллов.



Конкурс "Волшебный квадрат".

Расставьте цифры 1,1,1,2,2,2,3,3,3 в 9 ячейках квадрата так, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковы.

За правильный ответ на вопрос команда получает 3 балла.



Конкурс «Головоломка».

Командам по очереди предлагаются вопросы:

1. Дело происходило в столовой. Во время обеда за одним столом 2 отца и 2 сына съели 3 апельсина, а за другим столом 3 сына и 3 отца съели 4 яйца. Как это могло случиться, если известно, что каждый съел либо целый апельсин, либо целое яйцо? (За первым столом сидели: отец, сын, внук, за вторым – дед, отец, сын, внук.)

2. Скажите, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов сидит по одной кошке, напротив каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке?

3.   Двенадцать разделили пополам, получилось семь. Как это могло случиться?

4. Как расставить 6 стульев в комнате так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула. 

Ведущий подводит итоги.

Конкурс «Составь Квадрат»

На стол каждой команде кладется прямоугольник со сторонами 4 и 9 единиц.

Задание: разрезать прямоугольник на две части так, чтобы из этих частей

можно было составить квадрат.

Команда, правильно разрезавшая прямоугольник первой, получает 10 баллов.

Другая команда, если решает задачу в течение двух минут после того, как первая, получает пять баллов.


Конкурс «Гонка за лидером»  (1 минута)

Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде 1

1. Какое число делиться на все числа без остатка? (ноль)

2. Наибольшее двухзначное число? (99)

3. Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? (одинаково)

4. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)

5. Возможен ли треугольник со сторонами 6, 12, 18? (Нет)

6. Какова третья часть от 60? (20)

7. В вазе лежит 17 фруктов, из них 6 бананов и 5 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (6/17).

Вопросы команде 2

1. Наименьшее натуральное число? (1)

2. Как называют сотую часть метра? (сантиметр).

3. Исключите лишнее слово:

1) сумма;    2) разность;   3) множитель (*);  4) частное.


4. Торт разрезан на 8 кусков. Оля съела 3 из них, какую часть торта съела Оля? (3/8)

5. Если площадь квадрата 36 см2, то чему равна длина его стороны? (6 см)

6. Что больше сумма всех чисел 1, 2, 3, 4,…, 9, 0 или их произведение? (Сумма.)

7. В корзине  15 слив. Хозяйка положила в компот треть слив. Сколько слив в компоте? (5)

Ведущий подводит итоги.

           Подведение итогов

Ведущий подводит итоги игры, награждает победителей.

Анализ внеклассного мероприятия

  1. Общие сведения

Дата: 19.03.14г.

Предмет: математика

Школа: МБОУ «Вадская СОШ»; Классы: 5а,5б

Учитель: Кудряшова Лариса Ивановна

Тема мероприятия: «Математика вокруг нас»

Форма мероприятия: командная игра - КВН

  1. Цель посещения мероприятия

1.Познакомиться с особенностями организации внеклассной работы по математике.

2. Познакомиться с методами и приёмами, используемыми учителем при организации внеклассной работы по предмету.

3. Познакомиться с технологией проведения внеклассного мероприятия.

  1. Цели внеклассного мероприятия

1. Развивать и пробуждать у учащихся интерес к предмету через внеклассную работу.

2.Систематизировать, повторить и закрепить знания, полученные учащимися на уроках.

3.Расширить кругозор учащихся через дополнительные математические сведения.

4.Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, ответственности.

5.Развивать устную речь, творческое мышление и воображение учащихся.

  1. Организация внеклассного мероприятия

  1. Вступление (Слово учителя и ведущих)

  2. 1 конкурс: «Разминка» (Задачи на смекалку)

  3. 2 конкурс: «Конкурс капитанов» (Кто быстрее решит геометрическую задачу)

  4. 3 конкурс: «Конкурс болельщиков» (Викторина)

  5. 4 конкурс: «Внимание!» (По памяти разложить фигуры)

6. 5 конкурс: «Художники» (Одновременно двумя руками с завязанными глазами нарисовать геометрические фигуры)

7. Подведение итогов игры.

5.Обоснованность выбора формы внеклассного мероприятия, его структуры и содержания

Внеурочные занятия  используются  для  углубления знаний учащихся в области программного материала,  развития  их  логического мышления, исследовательских  навыков,  смекалки,  привития  вкуса  к  чтению математической литературы,  для  сообщения  учащимся  полезных  сведений  из истории математики.
Главное назначение внеклассной работы – не только  расширение  и углубление теоретического материала, изученного на  уроках,  но  и  развитию умений применять  полученные  на  уроках  знания  к  решению  нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.
Внеклассные занятия с  учащимися  приносят  большую  пользу  и  самому учителю. Чтобы успешно  проводить  внеклассную  работу,  учителю  приходится постоянно  расширять  свои   познания   по   математике.   Это   благотворно сказывается и на качестве его уроков.

КВН – конкурс веселых и находчивых, достаточно распространенный среди мероприятий по математике и интересен учащимся всех возрастов. КВН – это игра и веселое эстрадное представление. Само название данной формы внеклассной работы определило, что этому мероприятию присущ дух соревнования, а задача организатора сделать его задорным состязанием команд одного класса, параллельных классов школы или команд даже разных школ. Нужно придавать большое значение организационным моментам, которые встают в период подготовки и проведения КВН - а, это:

  1. количественный состав команд, оформление команд;

  2. оформление помещения;

  3. состав жюри и порядок его работы;

  4. система оценок каждого конкурса;

  5. оформление итогов конкурса.



6-7.Эффективность используемых методов, приёмов, наглядных и технических средств





Основными целями данного мероприятия являются развитие познавательного интереса к математике, воспитание чувства коллективизма и ответственности, развитие творческой смекалки учащихся.

К мероприятию подготовлена слайдовая презентация, которая обеспечивает эффект наглядности, помогает учащимся при восприятии задачи, т.к. в работу включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

В разработке имеется подробное описание хода игры, расписаны слова ведущих и содержание задач с ответами. Продуманы формы работы с учащимися: групповая и фронтальная, поэтому во время поиска решения задач командами, остальные учащиеся - это не пассивные наблюдатели, а активные участники торгов логических задач и задач на смекалку и сообразительность. Работая в группах-командах, учащиеся должны не только назвать правильный ответ задачи, но и обосновать его, что способствует развитию логического мышления учащихся и их речи.

Задачи подобраны таким образом, чтобы прослеживалась связь между их содержанием и выбранной формой игры.

Каждая команда перед игрой выбирает название своей команды и девиз, проявляя при этом творческую смекалку и чувство юмора.


В ходе мероприятия применялся широкий спектр словесных методов (рассказ, беседа, викторина-опрос, использовалась ситуация диалога и обмена мнениями), использовались наглядно-иллюстративные методы (ИКТ-презентация, портреты математиков), применялись практические методы и приёмы (решение задач, выполнение заданий викторины), была создана ситуация успеха, в конце мероприятия проведено награждение победителей за игру.

8.Деятельность учащихся

До мероприятия:

  • Изготовление геометрических фигур

  • Помощь в оформлении зала

  • Помощь в оформлении объявления о математическом КВН

В ходе мероприятия

В проведении мероприятия участвовал 20 учеников 5-ых классов, зрителями были 12 учеников 5-ых классов. Все ученики были собранными, быстро решали задачи. Ведущие свои слова знали наизусть. Материал игры был познавателен, насыщен, интересен, поэтому ученики были очень заинтересованы, доказательством чему была идеальная дисциплина на протяжении всего мероприятия. При проведении викторины ученики были очень активны, что свидетельствует о заинтересованности учеников и усвоении ими материала в ходе мероприятия.

9. Деятельность учителя (до мероприятия):



  1. Подготовка материала, распределение ролей среди учеников, репетиции:

  2. Подготовка музыкального оформления (презентации)

  3. Подготовка викторины как материала для закрепления того, что узнали

  4. Оформление объявления о мероприятии

  5. Оформление зала

    • Плакат «Математика – царица наук!»

    • Портреты великих математиков

    • Мультимедийная установка

    • Экран



  1. Оборудование:

  • Жетоны для викторины со зрителями

  • Места для зрителей и участников

  • Мультимедийная установка

  • Карточки с заданиями

  • Геометрические фигуры

(в ходе мероприятия):

Основная работа была проведена учителем до мероприятия, в ходе мероприятия учитель выступал только в роли стороннего наблюдателя. Активное участие учитель принял при проведении викторины и подведении итогов. Доброжелательный настрой учителя настроил на позитивный лад учеников, поэтому конкуренция была добрая, но активная.



10.Результаты внеклассного мероприятия

Успехи:

Мероприятие соответствует возрастным особенностям учеников. Учителем использовались разнообразные формы работы (беседа, рассказ, викторина, решение задач и ребусов, показ ИКТ-презентации , показ портретов и т.п.). Для КВН был подобран интересный и обширный информационный, музыкальный материал. К подготовке и проведению мероприятия привлекались ученики разных классов, учитель музыки. Материал, который дети представляли на игре, соответствовал их возрастной категории. Математическую игру посетили 32 ученика 5-х классов, 6 учителей.

Неудачи:

Мероприятие проводилось сразу после уроков, когда ребята уже устали. Можно было перенести его на вечернее время с целью организации отдыха и досуга учеников.

Рекомендации:

Следует отметить тщательную подготовку учителя и обучающихся к мероприятию, привлечение учеников и учителей.

Следует отметить использование разнообразных форм и приёмов, использование ИКТ и наглядности.

Следует подобные мероприятия проводить в вечернее время, чтобы ученики отдохнули от уроков и с целью организации досуга во внеурочное время.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!