СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия " Мы говорим на русском языке " для учащихся 9-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мероприятие способствует  стимулированию интереса к изучению русского языка, воспитанию уважения, бережного отношения к русскому языку,расширению лингвистического кругозора учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия " Мы говорим на русском языке " для учащихся 9-11 классов»

Краснодарский край, муниципальное образование Отрадненский район, станица Отрадная, муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Колесника А.С.





Внеклассное мероприятие

9-11 классы















Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Середа Марина Михайловна



«Если не мы, то кто же сохранит красоту Родного Русского языка?!»


Цели:

- Стимулировать интерес к изучению русского языка;

-Воспитание уважения, бережного отношения к русскому языку.

- Расширение лингвистического кругозора учащихся.

- Развитие мыслительного и познавательного интереса.

-Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;


Оборудование:  мультимедийное оборудование ; презентация; на доске высказывания о русском языке, рисунки учащихся ; стенгазеты. Ведущие в русских национальных костюмах


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите зани­мательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!

А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».


Звучит песня «С чего начинается Родина?»


Ведущий:

Мы с вами живём в удивительной стране России. Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающих магической властью и необыкновенной силой. Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них. (СЛАЙД)


(постановка миниатюры учащимися, музыкальное сопровождение, слайд)

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое – в один слог всего!  - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь.  Русские.  Россия.  Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место! Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Автор: С. Романовский

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ УРОК МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Ведущий:

Задумываемся ли мы, какое сокровище нам досталось от наших предков? Что скрывают те родные слова, к которым мы привыкли с детских лет. К сожалению, в последнее время большинство русских людей воспринимают наш язык только как инструмент передачи информации, видя лишь самую верхушку айсберга того, что называется Русским языком. Современный человек неосмысленно пользуется языком, он его не понимает и не чувствует. А между тем многие писатели, лингвисты отмечают уникальность именно Русского языка. Давайте взглянем чуть глубже и постараемся подобрать ключик к сокровищнице, которую мы унаследовали от наших предков. (Слайд)

ЧТЕЦ

Русский язык

С кириллицы начав родное слово
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковский словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!
А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!

Яковенко О. Я



Ведущий:

Современный русский язык – самый распространенный европейский язык. Его международным признанием стало постоянное членство в Клубе мировых языков. Конечно, когда мы говорим о любом языке, в первую очередь речь идет о средстве воспитания, инструменте коммуникации, освоения окружающего нас мира. Именно язык формирует культуру любого общества, его духовную и национальную самобытность. Сегодня русский язык как государственный язык Российской Федерации является действенным средством межнационального общения народов, проживающих на обширной территории нашей Отчизны. Он выполняет объединительную функцию в политической, социальной и культурной сферах, выступает фактором сплочения граждан разных национальностей и вероисповеданий. Безусловно, русский язык будет всегда залогом сохранения и развития языков и культур всех народов страны. (СЛАЙД)


Ведущий: Богатство русского языка – не в количестве лексических единиц, зафиксированных в словаре, а в его гибкости, не имеющей границ. Так, например, считается, что больше всего слов содержится в английском языке – около миллиона на сегодняшний день. В «Словаре современного русского литературного языка» - только 131000. Но при этом не учитывается уникальная особенность нашей речи: если принять во внимание все возможные словоформы, то количество лексических единиц в русском языке превысит 1,5 миллиона. (СЛАЙД)

Ведущий:

Словарь русского языка внушителен по объему и гибкости смысловых значений настолько, что не хватит жизни для полного овладения даже при условии, если речь идет о человеке, у которого этот язык - родной. Очень наглядно доказывают цифры: абсолютный рекорд по количеству используемых слов принадлежит А.С. Пушкину – около 24 тысяч слов (из «Словаря языка Пушкина»). (СЛАЙД)

Ведущий:

Чем особенно ценен Русский язык, это своей богатой живой ОБРАЗНОСТЬЮ, т.е. способностью воссоздать у человека образ (голограмму, картину) услышанного или прочитанного.

Исконно Русское слово — это не просто определённое звучание и написание, а многомерный ОБРАЗ, в котором заключается живой процесс, кусочек знания о нашем мироздании, передаваемый из поколения в поколение. (СЛАЙД)


Ученик: О минувших периодах истории мы судим по сохранив­шимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукопи­сям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порож­дены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они те­перь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.


Чтец

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»


Чтец

ЯЗЫК

С благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий ,
И междометный вздох , и клич ,
Гордись , что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь.
С.Скачко


Ведущий:

Наша речь – это великое богатство, способное на многие чудеса. Как только из наших уст вылетают слова, окружающие способны составить о нас представление. С первого слова задаётся и тон общения, и манера, общие впечатления.

Ведущий:

Высокообразованный человек применяет в своей речи максимум 8000 слов. Среднестатистический «носитель русского языка» имеет и того меньше: около 3-4 тысяч слов. Это ли не повод задуматься о том, как ограниченно мы пользуемся огромным потенциалом русского языка и насколько нелепы попытки «обогатить» свою речь жаргонизмами или интернет-сленгом.

Ведущий:

Красивая и правильная речь свидетельствует о культуре человека, о его хорошем воспитании. Речь может возвысить человека в глазах окружающих, а может, наоборот, опустить.


ЧТЕЦ:

"Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя."

В.Солоухин


Ученик: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.


• Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно го­ворят … (водой не разольешь).

• Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).

• Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).

1.Валится из рук (не получается);

2.Голыми руками взять (легко, без усилий);

1.Клевать носом (засыпать);

2.Идти в ногу (согласованно);

1.Вставлять палки в колёса (мешать);

2.Давать слово (обещать);

1.В двух словах (сжато);

2.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).



I Ученик: Значение языка (речи, слова) отличают русские пословицы и поговорки:

II Ученик: «От доброго слова язык не усохнет»

I: Ученик «Каков разум таковы и речи».

II Ученик: «Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу».

I Ученик: «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»

II Ученик: «Живое слово дороже мертвой буквы».

I Ученик: Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира.

II Ученик: Это так, но и один из труднейших, как мне кажется.

I Ученик: Ты так думаешь?

II Ученик: Конечно, ведь столько нужно знать правил, чтобы речь наша была правильной и красивой. А сегодня она теряет былую мощь и красоту. Речь засоряют словами – паразитами, жаргоном,….

I Ученик: Поразительно актуальным во все времена оказывается стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».


ЧТЕЦ: Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»


Ведущий:

Невозможно не согласиться со словами И.С.Тургенева, ведь наш язык – это огромное богатство, но он же может сыграть с нами и злую шутку.

Как гласит русская пословица: «Язык мой – враг мой».

Ведущий:

А слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. И, оказывается, у великого могучего русского языка появилось в настоящее время много врагов. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.


ЧТЕЦ

Устная речь

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Даже джинсы, слайды, платья….

Ценам, цифрам – несть конца,

Отвлеченные понятья

улетучиваются.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.


Ведущий:

Некоторые люди считают, что для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, желания, оказывается вовсе не надо знать множество слов. А вот, насколько такая речь будет гармонична, литературна , выразительна и грамотна, судите сами.

(демонстрация фрагмента из х/ф «Двенадцать стульев»)

Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте
Калечить язык
Эллочкам -Людоедкам!

К сожалению, и в нашей жизни встречаются подобные «элочки». Сейчас вы увидите сценку из нашей жизни

Два ученика разыгрывают сценку.


Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

- Как живешь? - спрашиваю.

- Нормально, - отвечает.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

- Нормально.

Вот так поговорили!


ЧТЕЦ

Размышление о великом и могучем…
Как бы - мы живём на свете,
Как бы - взрослые и дети,
Как бы - думаем и дышим,
Как бы - знаем, как мы слышим…
Н а с а м д е л е – в наш язык
Сорных слов набор проник!

Говорим Так - Как живём,
Слово «как бы» всё жуём,

И когда я слышу «как бы»
да ещё "на самом деле"-
сдерживаюсь еле-еле,

вижу гаденькую фальшь,
чую спрятанную ложь,
И меня от этих "как бы"
каждый раз бросает в дрожь.


Ведущий:

Пытается ли кто-нибудь из нас анализировать свою речь? Вряд ли, а зря. В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно. Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал». Складывается такое впечатление, что запас слов у нынешней молодежи год от года уменьшается.


( из школьных сочинений; исполнение учащимися песни под гитару о русском языке)


Ведущий:

Зато повсеместно получил распространение уличный сленг. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи.

Ученик: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке пи­сатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митро­фанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.


Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).


Сцена 1

Мать.Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Нянька Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Мать.Так тебе жаль шестой?

Нянька.Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Мать.Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Дядя.Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Дядя.Помнится, друг мой, ты что-то скушать изво­лил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

НянькаНочью то и дело испить просил. Квасу це­лыйкувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такадрянь в глаза лезла.

Мать.Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Мать.Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку

Отец сторону) Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Мать(с досадою) Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

МатьОбойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.


Митрофан с Еремеевною отходят

Сцена 2

Нянька.Да поучись хоть немножечко.

Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она те­бе изволит дать таску по-вчерашнему.


Сцена 3

Мать.Друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб видно было, как ты тру­дишься, Митрофанушка.


Митрофан. Ну! А там что?

Мать.А там и женисся.

Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу


Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.


Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилага­тельное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.


Ведущий 1: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих зна­комых, друзей?


Ведущий:

Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор, компьютер. А то, что они хорошо знают, – тексты популярной музыки – представляет в большинстве своем набор однотипных клише, бессмысленный повтор банальных фраз.

Ведущий:

К сожалению, даже не все телевизионные каналы могут похвастать образцовой, грамотной речью своих ведущих. С экрана телевизора стало модным «быть ближе к народу», употреблять ненормативную лексику или, что вообще недопустимо, – мат.

Двигаясь такими темпами, наше поколение скоро успешно трансформирует язык Пушкина, Толстого, Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.

Ведущий:

Отрицательным в этом явлении считаю то, что со временем такая речь войдет в привычку и молодые люди забудут красоту русской речи, о которой так много говорили и писали известные классики. При попытке описать что-то, поразившее их своей красотой или необычностью, они ловят себя на том, что им не хватает слов, не хватает умения правильно использовать те слова, которые они знают. А ведь с помощью речи можно выразить буквально все: и чувства, и красоту окружающего мира, и свои фантазии.

( Просмотр Ералаша)

Ведущий:

Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

ЧТЕЦ

Улетело сказанное слово,

Как песок сквозь пальцы утекло,

Но оно кого-то укололо

И обиду дальше унесло.


А ведь надо просто научиться

Грамотно использовать слова

И не постесняться извиниться,

Только грубость вырвется едва.


Пусть слова бегут вперед игриво,

Радуясь, лаская и смеша.

Как приятно говорить красиво,

Сленгом в разговоре не греша.


Ведущий : Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий:

Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матершинник – богохульник». (СЛАЙД)


ЧТЕЦ

Э. Асадов « О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой

сурова.


Ведущий:


И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!



Мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. А всё потому, что произнося бранные слова, вы бросаете их не в сторону того, кого хотите оскорбить, вы бросаете их в сторону самого святого на этой земле, в сторону своей матери, и адресуете эти слова именно ей.


ЧТЕЦ

..Поосторожней со словами,

Они и ранят, и казнят,

Они порой в душе, как камень,

Никем не убранный, лежат.


...Поосторожней со словами:

Ведь словом можно и убить..

Прервав, как робкой свечки пламя,

Чужой судьбы живую нить.



...Поосторожней со словами:

Все то, что высказано зря,

Как бумеранг придет с годами,

В груди раскаяньем горя.


...Поосторожней со словами:

В словах - завет, в словах - запрет.

В словах всегда живем мы сами,

А ЖИЗНЬ - ОДНА, ДУБЛЕРА-НЕТ!!!



Ведущий:

Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых успехов и высот.

Ведущий:

С помощью слова можно стать не только поэтом или писателем, филологом или лингвистом, но и исключительно удачливым человеком умеющим решать любые сложные вопросы для пользы общественного созидания и собственного процветания. (СЛАЙД)

Ведущий:

Обладая красивым и правильным русским языком, можно стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, изъясниться в своих искренних чувствах, признаться в своей страсти, не боясь быть неверно или превратно понятым.

ЧТЕЦ

В нем страданье и радость рожденья,
В нем, как свет, ясный голос Христа,
В нем, как вечное благословенье
Православных молитв красота!

Подвиг в нём и святое смиренье,
В нем отрада и слезы, и боль,
Возвышение за всепрощенье,
Бесконечная к жизни любовь!

В нем отвага и смелость без меры,
В нем берёз белоствольная грусть,
Православная отчая вера,
В нем земля, в нём Великая Русь!

Ведущий:

Подводя итог всему сказанному, я хочу дать вам несколько советов как научиться говорить красиво

(В презентации)

А закончить наше мероприятие мне хочется словами Евгения Весника:

ДРУЗЬЯ, СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ,

КОГДА ПО-РУССКИ ГОВОРИТЕ,

ВЕДЬ ЭТО НАШ ЯЗЫК РОДНОЙ –

ЕГО ДЛЯ ВНУКОВ СОХРАНИТЕ!

( все вместе поём песню "Говорим на русском языке)


Клип на песню Григория Гладкова "Говорим на русском языке"


Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье — 
Говорить на русском языке!

Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли 
Говорим на русском языке.

Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.

Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.


Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке, 
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.

Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.

В Риме, Вашингтоне и в России, 
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.

У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.










ИЗ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ


Трактор мчался по полю, слегка попахивая… 

Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому! 

Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы. 

Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать. 

Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге 

Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью. 

Хлестаков сел в бричку и крикнул: Гони, голубчик, в аэропорт! 

Отец Чацкого умер в детстве. 

У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай. 

Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.

Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже. 

Шелковистые, белокурые локоны выбивались из под её кружевного фартука. 

Сыновья приехали к Тарасу и стали с ним знакомиться. 

Герасим бросил Татьяну и связался с Муму 

В лесу стоял необычайный аромат, и я тоже остановился постоять 

Летать на костылях непросто, но он научился. 

В горницу вошел негр румяный с мороза 

В 1968 году крестьянам выдали паспорта и те начали путешествовать по стране 

В пещере первобытного человека всё было из шкур животных, даже занавески на окнах 

Девочка съела пирожок вместе с собакой которая бежала за ней 

Лось вышел на опушку леса и завыл от досады 

По небу летели ласточки и громко каркали 

Отело рассверипело и убило Дездемону 

Hа берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот 

Кругом было тихо, как будто все вымерли… Какая красота! 

В комнате громко тикали солнечные часы. 

Когда русские дружинники вышли на поле битвы, из-за кургана выскочило монголо-татарское иго 

Дед вылечил зайца и стал жить у него 

В клетке сидит мой пернатый друг - хомячок 

Аня, сидя на стуле, спала, и мимоходом ела булку 

На крыше было много голубей. Человек соpок 

Корова - это большое животное с четырьмя ногами по углам









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!