КАК МЫ ГОВОРИМ?
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6-7 классах
Образовательные задачи:
дидактическая — углубить знания учащихся по изучению лингвистических и литературных тем;
развивающая — развитие внимания;
воспитательная — формирование интереса и любви к русскому языку.
Дидактические средства: плакаты, карточки с заданиями.
Ход урока
Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы снова встретились в Клубе Веселых и Находчивых на мероприятии, посвященном русскому языку.
Сегодня померяются знанием, умением, находчивостью, сообразительностью, эрудицией и юмором две команды — «Векознап» и «Юнг».
Не правда ли, странные названия? Давайте попросим команды представиться. Это и будет нашим первым конкурсом, который будет судить жюри в составе...
I. Представление команд
команды «Векознап» Капитан: «Векознап» мы себя назвали И довольны выдумкой этой. Слова раньше такого не знали: Его не было просто на свете. Чтоб не мучиться, голову вам не ломать, Мы хотим сейчас его расшифровать. Внимание! Внимание! -Расшифровываем название! Мы — веселая компания Знаков препинания. Песня , Пора-пора-порадуемся-дорогим гостям: И маленьким, и взрослым, и всем учителям. Отбра-отбра-отбрасывая страхи и сомненья, Все дружно говорим: « Мы рады вам! » Опять наш КВН зажег огни, И снова мы торопимся в дорогу. Ты робость и тревогу прочь гони, Отваги в каждом сердце нужно много. Пора-пора-порадуемся яростным боям, Противникам достойным, болельщикам-друзьям. Пока-пока-показывая все, на что способны, Жюри попросим быть нестрогим к нам. Нужны улыбки нам, чтоб всех взять в плен, И юмор нам необходим, тем паче. А что без дружбы значит КВН? А что за КВН, где нет удачи? Пора-пора-порадуемся слитности своей, Готовности сражаться, поддерживать друзей. Обду-обду-обдумывая сложные заданья, Шепнем себе не раз: «Вперед, смелей!» Приветствие 1. Веселой компаний знаков препинания Сейчас предстоит проявить свои знания, Находчивость, юмор, уменье держаться, Готовность отважно и стойко сражаться. С приветствием мы обращаемся к Вам: К жюри и соперникам, к нашим друзьям. Пусть будет все весело и интересно, Заслужен успех справедливо и честно. 2. Все знают: КВН — не только Веселье, шутки, звонкий смех. А подготовки нужно сколько, Чтоб каждый мог стоять за всех! И мы намучились немало, Пока вот здесь решили встать, И думаем теперь упрямо Честь векознапов защищать. 3. Но мы прекрасно понимаем, Что ведь и вы пришли за тем, Чтобы в бою (хоть не в кровавом), Добыть победу в КВН, Ну что ж, противник перед нами; Веди нас, капитан, сквозь шквал! Но прежде мы с двумя словами Хотели б обратиться в зал: 4. Болельщики! Мы очень просим Нас в трудном поддержать бою. И словом доказать, и дедом Любовь и преданность свою. А вам, соперникам отважным С кем предстоит нам воевать, Решили мы эмблему нашу На память добрую отдать; 5. Пусть эти знаки препинанья Напомнят через много лет Как всем нам помогали знанья Добиться в КВН побед. Жюри в подарок мы решили Автобусик преподнести. -Вы присмотритесь к пассажирам, К ним надо чутко отнестись! 6. Кавычки, запятые, точки, Знак восклицанья и тире, Вопрос и рядом многоточие— Все, кто участвует в игре. Все знаки, с кем должны мы тесно, Надежно и всерьез дружить, Кто нам тогда поможет честно «5» и «4» заслужить; 7. Итак, сейчас начнётся встреча. Пусть зал сияет от улыбок! Хотим, чтоб всем помог наш вечер Не делать никогда ошибок! | Представление команды «Юнг» Капитан: Мы имя придумали очень простое. Сомненья нет, что понравится всем. В нем ветер романтики, что-то морское, Ведь в море Грамматики наш КВН. Мы юнги в том море, где штормы сильнее, Когда налетит изложения шквал. Обрушится бурею вдруг сочиненье Иль дрогнуть заставит диктантовый вал! Все: На вахте мы, юные грамотеи, Не страшны нам вихри, самум, ураган! Задания выполнить ваши сумеем — Надежно ведет нас вперед капитан. Песня (мелодия песни «Экипаж — одна семья») Что всего нужнее в КВНском море, Чтобы с трудностью любой поспорить: Знания нужны и капитан-вожатый, А еще нам верные нужны ребята. Припев: И тогда — заданья нипочем, Гору мы тогда шутя свернем, И тогда любой из нас ответит На вопрос хитрее всех на свете. Нам нужны для боя быстрота и юмор, Чтоб любой ответ был хорошо обдуман, Выдержка нужна для всех и нужно братство! Юнги! В этом наше главное богатство! Припев: И команда вся тогда — семья, И тогда плечом к плечу друзья. Не страшны сражения и беды. Верим, что добьемся мы победы! Приветствие Капитан: Юнги! Слушай мою команду! Всем приготовиться к приветствию: Друзья и соперники! Мы будем рады, Если вечер пройдет сегодня весело! 1. Мы желаем вам быть остроумными, смелыми. Выполнять без усилья любое задание. Но, конечно, гораздо бы больше хотели мы Выйти первыми в этом соревновании. 2. Вы примите от нас необычный подарок, Смысл особый в него заложить мы старались: Коль тонуть вы начнете от наших ударов, За спасательный круг чтоб скорее хватались. (Вручают соперникам бублики, перевитые ленточками, на которых нарисованы знаки препинания.) 3. А жюри кораблик дарим и эмблему отдаем. В синтаксические дали дружно, смело мы плывем. Наш кораблик КВНский, будь устойчив на волнах! Пунктуации подвохи не посеют в душах страх! 4. Наш девиз: «Пусть победу одержит сильнейший», Побежденные тоже в обиде не будут. Они смогут добиться успеха в дальнейшем, И победу в другом КВНе добудут. 5. Мы болельщикам нашим даем обещанье: За победу все будем бороться бесстрашно, Призовем свою волю, надежду и знанья, Все свершим — оправдаем доверие ваше! |
II. Разминка (поочередно каждая команда)
Шарады
1. Из списка птиц мой первый слог возьмите, Второй — с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пи-рог)
2. Первое — нота, второе — игра,
Целое встретится у столяра.(До-лотпо)
1. С буквой Ц я то, к чему стремятся люди,
А без Ц — хвойным деревом буду.(Ц-ель)
2. Мой первый слог - местоименье,
Второй же — времяисчисленье.
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу. (Я-год-а)
Метаграммы
(Заменяя одну букву другой, получаем новое
слово.,)
1. С Ч летаю над волной,
С Л не дам волкам покой,
С М — рубашка-безрукавка,
С 3 скачу в лесу по травке.
С Т меня крепи к детали .
Из железа иль из стали. (Сайка-лайка-майка-зайка-гайка)
2. С К в полях меня найдете,
С Г романсы запоете,
С В в косички заплетете, (Колос-голос-волос)
Анаграммы
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы — вмиг
Превращусь я и в аллеи
И в лужайки, и в цветник. (Карп-парк)
2.По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на изгибах руки.
Если ж буквы смещав, мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (Вена-Нева)
1. В океанах он живет,
1. И мала ему река.
Буквы ставь наоборот—
Будет .дергаться щека. (Кит-тик)
2. Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем—
Буду деревом в лесу, (Насос - сосна)
III. Выездной конкурс
По два человека из команды уходят, чтобы составить связный текст, рассказ на тему пословицы:
а) не разобьешь ореха — не съешь ядра;
б) мал золотник, да дорог.
IV. Конкурс «Красна речь пословицами»
а) «Кто быстрее сориентируется» (называются пословицы разных народов— подобрать соответствующую русскую).
Финская: «Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться». (Семь раз отмерь — один раз отрежь.)
Африканская: «Комара давят не за то, что он пищит, а за то, что сосет кровь». (Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.)
Афганская: «Укушенный змеей боится и пестрой ленты». (Кто обжегся на горячем, дует и на холодное.)
Болгарская: «Кто набирает много дел, ни одного не выполнит». (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.)
Корейская: «Рис рассыплешь — собрать можно, слово скажешь — назад не вернешь». (Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.)
Английская: «Будь скор не на обещанья, а на выполнение». (Не спеши языком — торопись делом.)
Вьетнамская: «Тонущий хватается за водяной пузырь». (Утопающий хватается за соломинку.)
Английская: «Самый верный друг — это друг в нужде». (Друг познается в беде.)
V. Конкурс капитанов
Каждому капитану дается комплект карточек. Сложить пары синонимов.
будничный — повседневный
ландшафт — пейзаж
верный — неизменный
интеллект — ум
стремление — влечение
интервал — промежуток
автомат — машина
анализ — разбор
VI. «Знаете ли вы фразеологизмы?»
Восстановить фразеологизмы.
Старый друг лучше большого таракана.
Два сапога пара, да оба в воду упали.
У семи нянек кулаками не машут.
Держался Авоська за Небосъку и оба на левую ногу.
Чем хвалишься, от того и наберешься.
Скучен день до вечера, коли хвост телкин.
Маленькая рыбка лучше новых двух.
После драки дитя без глазу.
С кем поведешься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего.
VII. Итоги выездного конкурса «Рассказ на тему пословицы»
VIII. Конкурс «Как мы говорим».
Найти ошибки в разговоре действующих лиц
Сценка
Юля: Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.
Мать: Что за спешка?
Юля: Да наш класс сегодня сдает... Как это... металлолом.
Мать: Обед стоит на плите.
Юля: Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест.)
Миша (вбегая): Юля! Что ты так долго?
Юля: Сейчас. Только попью (быстро встает). Мама, у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьет.) Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мать: Возьми пальто.
Миша: Пальто не стоит. Его можно испортить. Возьми лучше... Как это... халат.
Мать: Действительно, возьми халат.
Юля (надевает халат) Хорошо. Я возьму халат. (Уходят)
Мать: Не могу понять, почему и Юля, и Миша, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.
«Время» — времени (род. п.) и требует продолжения, например, «Сколько времени я вас жду», надо сказать «который час»
Если кипяток остыл, он уже «кипяченая вода».
Половина—половине.
Надеть — на что-то или кого-то, одеть кого-то (одушевленный предмет).
«Кушать» —в 1 лице не употребляется, в 3 лице — ограниченно, можно сказать о ребенке и иногда в вежливой форме. . .
«Как это»— слова-паразиты, без смысла.
Ведущий: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным! орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». (И.С. Тургенев)
IX.Конкурс «Крылатые слова»
Точно неизвестно, но, думаю, что еще за 12-13 веков до нашего летоисчисления в Древней Греции жил поэт Гомер, который написал поэмы
«Илиада» и «Одиссея», где рассказывает о Троянской войне.
В этих поэмах много раз упоминается о том, как кто-нибудь из героев «голос возвысил и,-бросил крылатое слово». «Крылатые слова-это меткие, образные выражения. Они переходят из века в век, от одного народа к другому. Удачно, к месту сказанное слово, может заменить длинное объяснение. Они украшают нашу жизнь. Их много в баснях И.А. Крылова.
Назвать три «крылатых слова» из басен (2 очка за пример с названием - басни).
X Конкурс «Домашнее задание»
1. Инсценировать любой фразеологизм.
2. Переделать путем замены только одной буквы:
«тесто» в «булку»;
«ночь» в «день»,
XI. Подведение итогов конкурса