СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Экологическая безопасность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Экологическая безопасность»»

- Добрый день уважаемые гости, Добрый день уважаемые ребята.

Учитель:

- Предлагаю начать наше сегодняшнее занятие с упражнения «Звездопад». Закройте глаза (дети закрывают), представьте нашу планету ночное небо, бесчисленное множество звезд и вот одна из них падает. Значит… можно загадать желание. Загадайте: каким будет наше сегодняшнее занятие?

(Я хочу, чтобы наше занятие было сегодня хорошим, научным, интересным, замечательным, удачным.)

Учитель:

- Ребятки, а вот при каких условиях занятие будет считаться удачным? Занятие будет удачным тогда, когда….

(Когда мы будем дружно работать в группах, будем работать слаженно, друг друга слушать, уступать, размышлять, наблюдать, думать, искать, добывать информацию.)

Учитель:

- Ну что же. Тогда предлагаю послушать меня, подумать и сказать: на какое же занятие я приглашаю вас сегодня?


В мире много…. интересного,

Нам порою… неизвестного.

Миру знаний нет придела

Так скорей друзья за дело.


Так на какое занятие я вас хочу сегодня пригласить?

( получения знаний)

Учитель:

- А как ты догадался? Что тебе подсказало? Какие строчки моего стихотворения?

(В мире много интересного нам порою……неизвестного. А раз неизвестное, значит это надо что? Узнать.)

- Хорошо, сформулируйте тогда цель нашего занятия.

( Получить новые знания. Добыть новые знания.)


Учитель:

- Замечательно. Осталось только определить тему нашего сегодняшнего занятия, в течение которого нам эти знания нужно добыть. Приготовили свои планшеты. (дети достают) Внимание… на экран!

видеоролик

(музыка. одеваешь на себя шаль с банками, берешь в руки глобус)

Учитель:

Глобус обняла я – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»


В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»


Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»


Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!


Глобус обняла я – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»


(Звучит тревожная музыка, выходят дети – экспресс-сообщения)


SOS SOS SOS

Фея: «Спасите наши души!»


Лучик: «Спасите нашу суши!»,


Росток: «Спасите нашу воду!»,


Все: «Спасите мать-природу!».


Учитель: Нам порою тревожно,

Что порою безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Мы на этой планете


Фея: Земля в опасности. День за днем нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. (катастрофа)

Лучик: Катастрофически сокращаются леса (лес)

Росток: Вредными веществами, которые каждый год попадают в водоемы можно заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже во льдах Арктики нашли стиральный порошок. (водоемы)

Фея: Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться (пресная вода)

Лучик: За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных, сотни видов растений,26 видов птиц. (животные, растения, птицы)

Росток: На территории нашей страны выделено 300 районов с острой экологической ситуацией. (экологическую безопасность)


Учитель: Ребята, слова - подсказки перед вам – Определите тему сами! И тему нашу назовите или в планшете напишите. (Дети поднимают планшеты) Принимаю Ваши варианты


Дети отвечают: Экология, безопасность, катастрофа и т.д.


- Ох, я даже не предполагала, что у вас будет так много вариантов. Ну ничего, уточним нашу тему в течении занятия. А эпиграфом нашего занятия станут слова, которые мы с вами узнаем только в конце занятия.


Лучик: Я – Лучик Солнца золотой;

Пришел я к вам с небес прекрасных

Увидеть землю, Но постой:

А нет ли здесь врагов опасных?


Расточек: Ну, что ты Лучик золотой,

В классе этом нет врагов ужасных,

Тавла дарит мир, покой…

И все хотят дружить с тобой.


Фея: Расточек прав. Ребята не обидят тебя, Лучик.

Они многое знают о природе, о бережном отношении к птицам, животным, растениям по всему живому. Правда, ребята?

Лучик: Ну, что – то не верится.

Расточек: А давай устроим им проверочку! Специально подберем для них ассорти заданий! И пусть нам докажут, что они все про всех знают!

Фея: Хорошо!


Учитель: Ребята, мы вас разбили на четыре команды и попросим сейчас наших гостей быть сегодня на нашем занятии- помощниками. Но прежде… давайте проведем экологическую разминку. Так сказать настроимся на нужную волну.


Разминка. Экологические кричалки.      (музыка)

У вас на столах лежат конверты №1. В них лежат слова, из которых вы сейчас ровно за 2 мин. составите экологические кричалки и громко, дружно их проговорите.


  1. Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!

  2. Береги свою планету. Ведь другой на свете нету!

  3. Нам планету нашу жалко. Не хотим мы жить на свалке!

  4. Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!

  5. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

  6. В чистом мире мы едины и никем непобедимы!


Учитель:

- Какие вы молодцы, ребята! Теперь мы смело можем начать работать, но помнить, что нужно:

- Относится к заданиям максимально серьёзно и внимательно.

- Помнить, что на выполнение каждого задания дается ограниченное время 2 минуты.

- Завершить выполнение задания нужно по сигналу колокольчика.

- После удачного выполнения задания на каждой станции мы будет получать жетоны со словами, из которых в конце занятия мы сложим ключевую фразу нашего эпиграфа.

- И главное работать в группе …(спокойно, уважительно, сплоченно и т.д)


- А теперь … в путь. Ребята, скажите, о какой проблеме вам поведал видеосюжет, лучик, росточек и лесная фея? Об экологии?

- Что же такое Экология? Молодец. А откуда ты получил такую информацию? Откуда узнал про нее?

- У меня в руках, а у вас на столах есть очень умная книга. Называется она - Словарь Сергея Ивановича Ожегова. В нем даны определения многим словам, в том числе и экологии. Давайте, найдем его в словаре и узнаем: что же это такое (Дети ищут и зачитывают)

- А теперь давайте послушаем и сравним его с научным определением, которое нам дает богиня, а богиня чего, вы догадаетесь сами…


Станция «Вода»

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на слайд и отгадайте на какую станцию вы прибыли?

(Вода)

- А вы догадались, кто я? (Ведява – богиня воды). Ребята, находясь в лесу, на речке, помните, вы у природы в гостях. Так  будьте же вежливыми и благоразумными гостями. Пусть вам поможет ЭКО-ДЕВИЗ: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!». Поэтому я и пришла сегодня к вам, чтобы поведать, что же такое экология и как сейчас нелегко приходится всем водоемам на нашей планете. Эколо́гия, ребята,  — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Как вы уже знаете, вода занимает 2/3 всей нашей планеты. Она находится в морях, океанах, реках, озерах. Основная причина загрязнения воды — сбрасывание в нее отходов, которые остаются от бурной деятельности человека. Борьба с загрязнением воды необходима, потому что грязный мировой океан — это вымирание живых организмов в нем и нехватка пресной воды в масштабах планеты.

Скажите, чем может быть загрязнена вода?

(Нефтью, отходами производства, почвой)

- А пить такую воду можно? (Нет)

- Что нам нужно с ней сделать? (Очистить)

Так вот вам и первое задание от меня: «Представьте, что на нашем условном водоеме произошла техногенная катастрофа и вода загрязнилась».


Учитель:

- Нужно действовать быстро. На ликвидацию последствий дается 3 минуты.  Каждая группа будет очищать воду своим способом. Все необходимое у вас на столе. Внимательно изучите инструкцию. А результаты впишите в конце в ваш планшет. Удачи! Время пошло.


Дети:

1 группа: Мы использовали в качестве фильтра бинт, сложенный в 4 слоя и вату и получили чистую воду

2 группа: Мы использовали в качестве фильтра вату, марлю и таблетки активированного угля и получили чистую воду

3 группа: Мы использовали в качестве фильтра фильтровальную бумагу и получили чистую воду

4 группа: Мы использовали в качестве фильтра бинт, мелкие камушки (песочек) и получили чистую воду


Учитель:

А я ребята воспользовалась бытовым фильтром и чем же закончился мой эксперимент? (Получили чистую воду)

- Да, ребята, поэтому мы в школе с вами тоже всегда должны пить воду только из фонтанчиков, ведь именно от туда поступает фильтрованная и безопасная вода.


- Раз мы с вами с заданием справились, Ведява дает нам первое жетон-слово нашего эпиграфа. (СОХРАНИМ)

– Идем дальше…С понятием экология мы разобрались. А что же такое безопасность?

В нашей умной книжке есть несколько определений этого понятия. (слайд). Читает их. По вашему мнению какое из этих определений наиболее правильное. А теперь сравним ваш выбор с ответом следующего нашего гостя



- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на моей станции. Догадаться кто я не трудно, разгадайте-ка мой ребус!

Правильно, станция-воздух! А как зовут меня, вы знаете? (Вармава)

Верно, прозвал меня мордовский народ Вармавой. И пришла я к вам, чтобы рассказать, что такое безопасность. Безопасность – это состояние, при котором опасность не угрожает или полностью отсутствует, и при котором есть надёжная защита от опасности. И сейчас я хочу проверить, сможете ли вы себя обезопасить в экстренной ситуации «Представьте, что мы находимся на территории завода, на котором только что произошел выброс в воздух ядохимикатов».

На заводе имеется (Звуковое оповещение, воздушный фильтр, ватно-марлевая повязка, противогаз)

Объясните, как последовательно использовать предложенное оборудование, которое вы видите на экране, для ликвидации данной экологической проблемы. Конверт под №2, который лежит у вас на столе вам в этом поможет. Время пошло.

Расставить действия по порядку:

  1. Услышав сигнал сирены «Внимание всем!», включить телевизор, радиоприёмник и прослушать информацию об аварии. Уточнить время аварии, расстояние до объекта, направление ветра, длительность заражения. Приступить к действиям.

  2. Наденьте средства защиты органов дыхания (ватно-марлевые повязки, смоченные водой).

  3. Закройте двери, окна, форточки, отключите электроприборы, газ, закройте дымоходы, вентиляционные отдушины. Используйте для этих целей пленку, лейкопластырь или бумагу. Это значительно уменьшит возможность проникновения химических веществ в помещение.

  4. Покинуть помещение только при получении сигнала на эвакуацию.


-Молодцы, ребята, Вармава вам дает второе слово-жетон. И слово это… (СОХРАНИМ)

- Экология, безопасность. А если мы эти два слова соединим? Что у нас получиться? Составьте словосочетание. (Экологическая безопасность.)

- Лучше всего нам расскажет об этом определение следующая богиня, которая пришла к нам в гости, но только если мы опять сможем разгадать ее ребус..

(Лес)

физкультминутка

(Дети хлопают в ладоши на хорошие поступки, а на плохие тихо топают.)

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Топают)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Топают)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Хлопают)

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? (Хлопают)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Топают)

Если мусор уберу

Банку закопаю? (Хлопают)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю.


- Ребята. А какая богиня была покровительницей лесов? (Вирява)

- Добрый день, ребята! Я хозяйка леса – Вирява! Экологическая безопасность, ребята, это устранение экологических проблем: загрязнений водоемов, задымлений воздуха, образования свалок бытовых отходов. Ну а теперь и я хочу проверить, как хорошо вы знаете лесных моих жителей и подготовила для вас блиц-турнир, который поможет мне провести Ульяна Владиславовна.

  • Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнезда? (Кукушка.)

  • Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

  • Какие животные спят зимой? (Медведь, еж.)

  • Когда еж не колется? (Когда только родился.)

  • У кого самый чуткий нос? (У бабочки.)

  • Кто бежит задними лапами вперед? (Заяц.)

  • Родилась в воде, живет на земле. (Лягушка.)

  • Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

- Какие вы умные, ребята! Молодцы. Отдам я вам жетон-слово. Но есть у меня для Вас еще большая просьба. Вы знаете что леса - это легкие нашей планеты?!

Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения, поэтому  увеличиваются объемы отходов. (картинки, вырубка, свалка, пожары) Посмотрите на картинке и озвучьте нам проблему лесов. А вы знали, что у каждого мусора есть свой срок разложения? Так, например, время разложения бумаги составляет 2 года, консервной банки — не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей и животных получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь.

Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения.

Помогите же мне создать эмблему, привлекающую внимание к данной проблеме окружающих людей. На ваших столах есть конверт №3. Там вы найдете правила поведения хорошие и не очень. Отберите только правильные и составьте по ним эмблему. У вас пара минут.

Правила поведения

  1. Не врывайтесь в лес с криком! В этом доме много деток — птенчиков,

зверушек; не пугай их. Наблюдайте за всеми на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.

  1. Не разоряй птичьих гнезд. Птица, почуяв посторонний запах, бросит гнездо.

  2. Не приносите  домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома. Научиться летать ему помогают его родители и друзья.                                       

  3. Не ломайте деревья – они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.

  4. Не ловите  понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть, это последний экземпляр на всей земле.                                                                     

  5. Не рвите  цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

  6. Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

  7. Не убивайте лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

  8. Не разжигайте  костёр вблизи дерева или куста – соблюдайте  правила разведения костров, чтобы не случился пожар. Не оставляйте  костёр непотушенным.                                                               

  9. Не оставляйте  мусор: в замусоренный лес ты  ведь не захочешь больше прийти.

  10. Будет правильно, если вы  унесете с пикника не только «свой», но и «чужой» мусор.

  11. Давайте дружить с природой! – это главное правило поведения человека в лесу.


- Давайте посмотрим, что у вас получилось на ваших эмблемах? У первой группы? У второй? У третьей?

Молодцы! Дает вам за это Вирява последнее слово-жетон… (БУДУЩЕЕ)

- Какая фраза у вас получилась? Это и есть, ребята, эпиграф нашего урока, тема которого была…? (Экологическая безопасность).

- Молодцы ребята. Теперь вас можно считать юными экологами международной независимой неправительственной экологической организации Гринпис, куда входят такие же умные ребята по всему миру, которые выступают за защиту окружающей среды. Разрешите мне в знак того, что вы теперь тоже являетесь членами этой организации – повязать вам зеленые ленточки.

(исполняют песенку)

Рефлексия: Существует мудрость настолько древняя, что даже никто и не знает сколько ей лет. 50 тысяч или 500тыс лет. А звучит она так. Вы попробуйте ответить, а я потом ее продолжу. Ты приходишь на эту Землю для того, чтобы… (Ответы детей)

- Ты приходишь на эту планету, чтобы…..сделать ее лучше, чем она была до тебя. Внести свой посильный вклад в улучшение своей планеты. И когда ты будешь считать, что это твоя планета, тогда ты будешь ощущать ответственность за все что на ней происходит.

- Ребята, я благодарю вас за наше занятие и надеюсь, что сегодня вы почувствовали ту самую ответственность за свою планету? И будите приумножать и защищать ее красоту от любых попыток ее уничтожить. И чем больше людей будет думать как мы сейчас с вами, тем больше вероятность того, что на земле никогда не произойдет катострофического.

До новых встреч!