Сценарий внеклассного мероприятия на тему
« От экологии природы к экологии души»
Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.
Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.
Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем.
Систематическое проведение мероприятий такого характера будет способствовать:
• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
• творческому общению детей с природой;
• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;
• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;
• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;
• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.
Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.
Цели мероприятия:
- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных,
- пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.
Задачи:
- опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;
- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;
- развивать экологическое мышление;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.
Слайд 1
Ученик: Людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом.
Звучит « Вальс цветов» сначала тихо, потом громче
Ученик: Чтобы жить, человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок
Ганс .Христиан Андерсен
На фоне показа слайдов 2-7 ( мелодия) Вальс цветов. ( Танец )
Танцующие останавливаются
Ученик
Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен
Мелодия сменяется на тревожную, Слайды городских « джунглей»( 8,9,10)
Ученик
Р.Рождественский . «В музее естествознания»
До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.
Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Ученик
Для первой стадии взаимоотношений человека с природой было характерно чувство неразрывной связи между ними. Человек и природа выступали как единое целое, подчиняющееся одним и тем же законам рождения, жизни и смерти .Считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того, чтобы приобщиться к гармонии мироздания Отношение человека к природе А.С.Пушкин считал одним из главных критериев духовности
Инсценировка сказки А.С. Пушкина « Золотая рыбка»
Последняя сцена « Старуха у разбитого корыта после того, как она пожелала быть владычицей морскою»
Ученик
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
А.Плотников «Чёрные пятна»:
Мелодии на тему моря.
Танец на тему моря
Слайды с изображением моря(11,12,13,14,15)
Ученик
Я в морской глубине вижу страхи земли
В плеске волн вижу боль и сомненья.
Это море столетьями тайны свои
Укрывало под бурным теченьем.
Синий цвет, блеск волны и волшебная сила –
Все прекрасно, заманчиво, нежно.
Так опасно и все же безумно красиво.
Так невинно и все же небрежно.
Напишу свои тайны на желтом песке,
Их волна очень бережно смоет.
Я надеюсь, что море в ответном рывке
Мне секреты свои приоткроет.
Слайды
Портрет Горького
Звуки плеска волн
Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег
Слайд 17
.Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.
Слайд 18
Пусть море останется морем всегда.
Пусть плещет, играет, искрится вода
И ласковым шумом зовёт нас прибой
В прекрасный и призрачный мир под волной.
И парус белеет, и чайки кричат,
И тёмные горы о чём-то молчат.
Чертой горизонт проступает вдали.
И кажется, ты далеко от земли –
От споров и ссор, телефонных звонков,
Обид, опрометчиво сказанных слов,
Вопросов, которые нужно решить...
Как хочется здесь обо всём позабыть!
Вкус соли морской ощутить на губах,
Поплавать в изменчивых бурных волнах,
У моря сидеть на хрустящем песке
И видеть, как солнце встаёт вдалеке.
Остаться бы здесь на всю жизнь, насовсем,
Чтоб сбросить тяжёлую ношу проблем
И больше не думать о них никогда
Пусть море останется морем всегда...
Слайд 19
...Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей... Наш котелок тихо закипает. Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. — Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море. Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Всё кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения. Всё дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду всё встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения...
Сменяющиеся слайды, (20-22) на фоне которых ученик читает стихи:
Я приглашаю вас в леса,
Мы так давно там не бывали,
Что вспоминается едва ли
Их несравненная краса,
Я приглашаю вас, пока
Они уютны и зелены,
Мы там коленопреклоненно
Испьём воды из родника.
Я по тропе вас поведу,
Она усталость вашу снимет,
И станем снова молодыми
Мы у нее на поводу,
Под вечер сосны запоют,
Над головой сомкнутся ветки,
И нам покажется некрепким
Наш крепкий городской уют.
И под костра знакомый звук
Я приглашаю вас к поляне,
Где бросим между тополями
Мы скатерть прямо на траву,
Здесь юность звонкая моя
Живет, пронизанная солнцем,
Здесь, может мы и прикоснемся
К великой тайне бытия.
Мелодии из « Времен года» Чайковского
Природа не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары.
И требует взамен лишь одного,
Чтоб люди были к ней добры
На фоне сменяющихся слайдов:6
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите...
Берегите Землю!
Берегите..
Народная мудрость гласит:
« Посеешь Поступок – пожнешь Привычку,
Посеешь Привычку – пожнешь Характер,
Посеешь Характер – пожнешь Судьбу ».
Ведь чистые помыслы и поступки, это и есть экология души
Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди
, невозможно не согласиться с Михаилом Пришвиным: «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя»
Слайд 33 ,
.
Воспитание души – это непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Слайд 34,
« никогда не поздно посадить деревце:
Пусть плоды тебе не достанутся,
Но радость жизни начинается
С первой почки посаженного тобой растения»
Вальс
1. Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому –
Прямо за пристанью бьется волна.
2.Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть,
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.
3. Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый Маленький принц.
4. Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные бродят слова.
5.В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние, -
В жизни у каждого сказка своя