СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "От экологии природы к экологии души"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия, просвященного Году экологии

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "От экологии природы к экологии души"»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему

« От экологии природы к экологии души»



Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем.

Систематическое проведение мероприятий такого характера будет способствовать:

• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;

• творческому общению детей с природой;

• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;

• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;

• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;

• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.

Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.



Цели  мероприятия:

- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и  животного мира, проблеме загрязнения  мест  обитания растений и животных,

-  пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.

Задачи:

 - опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;

- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

- развивать экологическое  мышление;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.





Слайд 1

Ученик: Людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом.

Звучит « Вальс цветов» сначала тихо, потом громче

Ученик: Чтобы жить, человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок

Ганс .Христиан Андерсен

На фоне показа слайдов 2-7 ( мелодия) Вальс цветов. ( Танец )

Танцующие останавливаются

Ученик

Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен

Мелодия сменяется на тревожную, Слайды городских « джунглей»( 8,9,10)

Ученик

Р.Рождественский . «В музее естествознания»

  • До теперешней нашей Земли,

  • До ее дождей и метелей

  • Бронтозавры не доползли,

  • Птеродактили не долетели.

  • Это – личная их беда,

  • За нее никто не в ответе.

  • Заблудились, пошли не туда.

  • Смерть нашли в тупиковой ветви.

  • Древо жизни листвой шелестит,

  • Ветвь – направо и ветвь – налево.

  • Человек разумный сидит

  • На вершине этого древа.

  • Он – мыслитель. Он хмурит лоб.

  • Человека идея гложет:

  • Хочет что-то придумать, чтоб

  • Самого себя уничтожить.

  • Он подпер подбородок рукой –

  • Вождь прогресса, краса и гордость...

  • Он – придумает! Он – такой!

  • Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!

  • А над ним проносится век.

  • Повороты. Круговороты...

  • Да неужто и человек –

  • Тупиковая ветвь природы?!

Ученик

Для первой стадии взаимоотношений человека с природой было характерно чувство неразрывной связи между ними. Человек и природа выступали как единое целое, подчиняющееся одним и тем же законам рождения, жизни и смерти .Считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того, чтобы приобщиться к гармонии мироздания Отношение человека к природе А.С.Пушкин считал одним из главных критериев духовности





Инсценировка сказки А.С. Пушкина « Золотая рыбка»

Последняя сцена « Старуха у разбитого корыта после того, как она пожелала быть владычицей морскою»



Ученик

  • Океан седой гремит набатно,

  • Он таит обиду в глубине,

  • Чёрные раскачивая пятна

  • На крутой разгневанной волне.

  • Стали люди сильными, как боги,

  • И судьба Земли у них в руках.

  • Но темнеют страшные ожоги

  • У земного шара на боках.

  • Широко шагает новый век,

  • На Земле уж белых пятен нету.

  • Чёрные

  • Сотрёшь ли, человек?

А.Плотников «Чёрные пятна»:



Мелодии на тему моря.

Танец на тему моря





Слайды с изображением моря(11,12,13,14,15)

Ученик

Я в морской глубине вижу страхи земли
В плеске волн вижу боль и сомненья.
Это море столетьями тайны свои
Укрывало под бурным теченьем.
Синий цвет, блеск волны и волшебная сила –
Все прекрасно, заманчиво, нежно.
Так опасно и все же безумно красиво.
Так невинно и все же небрежно.
Напишу свои тайны на желтом песке,
Их волна очень бережно смоет.
Я надеюсь, что море в ответном рывке
Мне секреты свои приоткроет.





Слайды

Портрет Горького



Звуки плеска волн



Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег

Слайд 17





.Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.

Слайд 18



Пусть море останется морем всегда.
Пусть плещет, играет, искрится вода
И ласковым шумом зовёт нас прибой
В прекрасный и призрачный мир под волной.
И парус белеет, и чайки кричат,



И тёмные горы о чём-то молчат.
Чертой горизонт проступает вдали.
И кажется, ты далеко от земли –
От споров и ссор, телефонных звонков,
Обид, опрометчиво сказанных слов,
Вопросов, которые нужно решить...
Как хочется здесь обо всём позабыть!
Вкус соли морской ощутить на губах,
Поплавать в изменчивых бурных волнах,
У моря сидеть на хрустящем песке
И видеть, как солнце встаёт вдалеке.
Остаться бы здесь на всю жизнь, насовсем,
Чтоб сбросить тяжёлую ношу проблем
И больше не думать о них никогда

Пусть море останется морем всегда...



Слайд 19



...Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей... Наш котелок тихо закипает. Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. — Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море. Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Всё кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения. Всё дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду всё встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения...

Сменяющиеся слайды, (20-22) на фоне которых ученик читает стихи:

Я приглашаю вас в леса,
Мы так давно там не бывали,
Что вспоминается едва ли
Их несравненная краса,
Я приглашаю вас, пока
Они уютны и зелены,
Мы там коленопреклоненно
Испьём воды из родника.
Я по тропе вас поведу,
Она усталость вашу снимет,
И станем снова молодыми
Мы у нее на поводу,

Под вечер сосны запоют,
Над головой сомкнутся ветки,
И нам покажется некрепким
Наш крепкий городской уют.
И под костра знакомый звук
Я приглашаю вас к поляне,
Где бросим между тополями
Мы скатерть прямо на траву,
Здесь юность звонкая моя
Живет, пронизанная солнцем,
Здесь, может мы и прикоснемся
К великой тайне бытия.

Мелодии из « Времен года» Чайковского

Природа не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары.

И требует взамен лишь одного,

Чтоб люди были к ней добры


На фоне сменяющихся слайдов:6

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите...
Берегите Землю!
Берегите..



  • Народная мудрость гласит:

  • « Посеешь Поступок – пожнешь Привычку,

  • Посеешь Привычку – пожнешь Характер,

  • Посеешь Характер – пожнешь Судьбу ».

  • Ведь чистые помыслы и поступки, это и есть экология души

  • Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:

  • Я люблю тебя, большое время,

  • Но прошу – прислушайся ко мне:

  • Не убей последнего тайменя,

  • Пусть гуляет в тёмной глубине.

  • Не губи последнего болота,

  • Загнанного волка пощади,

  • Чтобы на земле осталось что-то,

  • От чего щемит в моей груди

, невозможно не согласиться с Михаилом Пришвиным: «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя»


Слайд 33 ,

.

Воспитание души – это непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Слайд 34,

« никогда не поздно посадить деревце:

Пусть плоды тебе не достанутся,

Но радость жизни начинается

С первой почки посаженного тобой растения»

Вальс


1. Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому – 
Прямо за пристанью бьется волна.


2.Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть,
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.


3. Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый Маленький принц.


4. Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные бродят слова.


5.В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние, - 
В жизни у каждого сказка своя