«А ну-ка, химики!»
(интеллектуальные соревнования учащихся 7 классов – посвящение в химики)
Цели: Образовательные: в игровой форме сформировать знания учащихся о химических веществах и их превращениях. Развивающие: развить наблюдательность, память; развить умение сравнивать; развивать интерес учащихся к химической науки. Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе представлений о значимости химической науки для жизни человека.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые учащиеся 7-х классов и гости нашего интеллектуального соревнования!
Ведущая: Мы химики! А химия – это бессонные ночи
Ведущий: Это постоянные разговоры о химии.
Ведущая: Это химические опыты.
Учащиеся 7-х классов:
Ну конечно, без сомненья
Надо химию учить,
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
Надо лучше успевать
Нам, друзья, в учении
И не следует вздыхать
Что химия – мучение!
Если б химии не знали,
Топали б пешком всегда:
Без горючего автобус
Не поедет никогда!
Чтобы мы росли нормально,
Крепкими и сильными,
Витамины выпускает
Тоже наша химия!
Чтоб растения росли,
Вещества изобрели.
Хорошо бы нам такие –
Быстро б выросли большие.
Каучук в природе редок,
Без него не проживешь.
Были б мы как древний предок:
Без сапог и без калош!
Широко вошли к нам в быт
Разные пластмассы
За короткий очень срок
Их признали массы!
Полимер пусть, для волос,
Стимулирующий рост,
Поскорей изобретут -
Быстрей косы вырастут.
Ведущий: Демонстрационный опыт: «Марсианский пейзаж». (На плакате, заранее фенолфталеином написать «химия – волшебная страна», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.)
Ведущая: Почему же химия – волшебная страна? Да потому что химия, – как ни одна другая наука – способна творить чудеса.
Ведущий: Химия – позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья - вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.
Ведущая: Она превращает нефть в каучук, бензин; газ – в ткань; уголь – в духи, красители и лекарственные вещества.
Ведущий: Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает. Каждый человек (сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу).
Ведущая: Дорогие друзья! Сегодня мы приветствуем вас на КВН «Посвящение в химики» и показать лишь небольшую часть химических опытов, которые возможно покажутся вам чудесными. Но мы – люди, и мы сами учимся творить чудеса!
Ведущий. Сегодня в КВН участвуют: команда 7-А класса «Кислород» и команда 7-Б класса «Алмаз». Они покажут нам свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и изобретательность.
Ведущая. А вам, болельщики, желаем быть активными и внимательными. Представляю вам членов жюри. (Представление жюри.)
Ведущий. А теперь познакомимся с командами. Просим команды выйти на сцену. Перед тем как начать, мы предлагаем вам вытянуть жребий, какая цифра будет указана, под тем номером вы и будете выступать. (Тянут жребий.)
Ведущая: I конкурс – «Визитка». Презентации команд.
Ведущий: И прежде чем преступить к следующей конкурсной процедуре, мы для вас покажем опыт …
Демонстрационный опыт: «Зажигание костра без спичек».
(Для опыта приготовить кашицу из КМпО4 и Н2SO4 (конц.). Эту кашицу поместить на плитку и на нее незаметно накапать спирта. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты и избыток спирта воспламеняется.)
Ведущая: II конкурс – «Разминка». За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Какой элемент всегда рад? (Радон)
Какой газ утверждает, что он – это неон? (Неон)
Какой неметалл является лесом? (Бор)
Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)
А еще какой? (Меркурий)
Ведущий: Пока жюри подсчитывают баллы, поприветствуем на сцене учащихся 9-Б класса, которые, чтобы поддержать наших семиклассников, исполнят песню «Гимн химиков».
Ведущая: Предоставляем слово жюри: огласите, пожалуйста, результаты 2-х предыдущих конкурсов.
Ведущий: III конкурс – «Вопросы от учёных».
Сегодня с нами будут играть: Дмитрий Иванович Менделеев, Александр Михайлович Бутлеров, Роберт Вильгельмович Бунзен, Анри Ле-Шателье, Михаил Васильевич Ломоносов, Эрнест Резерфорд. Великие химики против наших учеников.
Ведущая: Итак, первый вопрос. Против вас играет Михаил Васильевич Ломоносов, первыми будут отвечать команда … и внимание – вопрос: «Это сложное вещество в старину называли властелином жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда преклонялись перед ним. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде ближе к тому месту, где сидели князь и его приближенные. Что это за вещество? (Поваренная соль)
Ведущий: Внимание! Следующий вопрос задает Анри Ле-Шателье, отвечать будет команда … «Этот сплав железа англичане называли «свинским железом», потому, что он был пористым, словно его «свинки взбивали», в Австрии сорным или навозным камнем, в Германии – грязным камнем. Что это был за сплав? (Чугун)
Ведущая: Команда …, приготовьтесь, против Вас играет Дмитрий Иванович Менделеев. И вот вопрос: «Один химический элемент образует 3 разных вещества: одно во много раз дороже золота, а чтобы избавиться от другого, если в него выпачкаешься, нужно хорошо потрудиться, а третьим можно рисовать. Назовите данный элемент и эти вещества. (Углерод; уголь, алмаз и сажа)
Ведущий: Внимание, вопрос четвертый, и его задает Эрнест Резерфорд: «Юный химик, забравшись в заброшенную лабораторию, нашел запаянную пробирку из темного стекла. Открыв ее, он обнаружил в ней жидкость с металлическим блеском. Что это за жидкость была? (Ртуть)
Ведущая: Внимание, вопрос. Он от Александра Михайловича Бутлерова: «В огне не горит и в воде не тонет». (Лёд)
Ведущий: И решающий вопрос от Роберта Вильгельмовича Бунзена: «После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придает такой запах воздуху?» (Озон)
Ведущая: IV конкурс – «Конкурс капитанов».
Капитанам команд задаются вопросы, на каждый из которых они должны ответить за 3 секунды.
Ведущие. Капитаны, готовы? Поехали!
Ведущий: Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
Не все то - аурум, что блестит.
(Не все то - золото, что блестит).
Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
Куй ферум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
Купрумного гроша не стоит.
(Медного гроша не стоит).
Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
Тяжелые плюмбумные тучи.
(Тяжелые свинцовые тучи).
Ведущая: Пока жюри оценит «Конкурс капитанов». Команды продемонстрируют нам домашнее задание, которое они готовили по теме: «Урок химии в прошлые века».
Ведущий: Молодцы конкурсанты! Что ж, мы видим, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны произнести Торжественное обещание:
Обещаем, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Обещаем!
Обещаем всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон – Дмитрий Иванович Менделеев. Обещаем!
Всегда соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Обещаем!
Выливая ведро в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Обещаем!
Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Обещаем!
Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их из Интернета. Обещаем!
Если я нарушу эти обещание, то пусть мои товарищи заставят меня выучить таблицу Дмитрия Ивановича Менделеева наизусть!
Обещаем! Обещаем! Обещаем!
Ведущая: Домашнее задание «Урок химии в прошлые века» было последним конкурсным заданием, проводим команды аплодисментами. Сейчас наше многоуважаемое жюри будет подводить итоги конкурсных заданий.
Ведущий: Подведение итогов КВН. Предоставляем слово жюри для подведения итогов соревнования.
(определение результатов конкурсов; награждение команд и самых активных участников)
Учитель: Химия – чудесная наука! Но самое большое чудо создает школа, формируя гармонично развитого человека. Ребята мы благодарим вас за участие в конкурсе химический КВК, благодарим наших гостей, наше уважаемое жюри. Надеемся, что внеклассное мероприятие, которое мы сегодня провели, заинтересует вас еще больше в изучении химии. А знания, которые вы получите при изучении этой замечательной науки, обязательно пригодятся вам в жизни.