Конспект урока с просмотром короткометражного фильма «Телёнок»
Учитель – Кононова Татьяна Викторовна
Возрастная категория учащихся – 4-5 классы
Тип урока – внеклассное мероприятие (киноурок)
Продолжительность занятия – 40 минут
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием «короткометражное кино»;
Научить правильному пониманию художественного замысла сценариста и режиссёра картины;
Научить выражать учащихся собственное мнение о конкретном эпизоде или о фильме в целом;
Научить школьников составлять отзыв о фильме.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, фильм «Телёнок», презентация, карточки с планом отзыва.
Ход урока
Организационный момент (1 минута)
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами будет необычный урок: мы с вами на один час станем кинокритиками.
Подготовка к просмотру фильма (4 минуты)
- А знаете ли вы, кто такие кинокритики и чем они занимаются?
(Учащиеся отвечают, что кинокритик – это профессия. Кинокритики дают оценку фильмам, пишут рецензии или отзывы на ту или иную картину).
- Ребята, какие же вы молодцы, вы всё правильно сказали. Именно этим мы с вами и займёмся. Но чтобы приступить к обсуждению фильма, его нужно посмотреть.
- Сегодня нам предстоит посмотреть короткометражный фильм «Телёнок». Ребята, короткометра́жный фильм (короткий метр, короткометражка; фр. court métrage) — фильм, длина которого не превышает 50 минут. Средняя длина короткометражки колеблется в промежутке от 10 до 40 минут. Противопоставляется полнометражному фильму. (Слайд 1)
(Учитель включает фильм)
Просмотр фильма «Телёнок» (15 минут)
Обсуждение фильма (Слайд 2) (10 минут)
Учитель рассказывает о фильме. (Слайд 3)
(Ребята, вы посмотрели фильм «Теленок» 2019 года выпуска, режиссер картины – Виктория Рунцова. Являясь молодым режиссёром, ей удалось снять несколько отличных короткометражных фильмов, таких как «Воротничок». Но сегодня мы будем говорить о «Телёнке»).
Понравился ли вам фильм? Какие мысли возникли у вас в голове после просмотра?
(Дети отвечают, что фильм им понравился, что он заставляет задуматься о том, что добрые дела нужно делать чаще; о том, что животные тоже умеют чувствовать; о том, что нужно уметь дружить и др.)
О чём переживает Витя?
(Дети отвечают: Витя переживает о том, что телёнок остался без мамы.)
А почему Витя решил, что теленку плохо без мамы?
(Дети отвечают, что телёнок не хотел кушать, и поэтому мальчик решил, что он тоскует)
Правильно, ребята. И на какой поступок решается Витя?
(Дети отвечают: Пока утром родители ещё спали, мальчик решил отвезти на санках телёнка обратно в соседнюю деревню, но старший брат не позволил ему идти одному и отправился с ним).
Хорошо, ребята, но почему мальчишки взяли с собой ружьё отца? (Слайд 4)
(Учащиеся отвечают: потому что отец накануне видел в лесу волка.)
Удалось ли им дойти до соседней деревни? (Слайд 5)
(Учащиеся отвечают: им было тяжело идти, и в дороге они спорили, старший брат – Егор, уже собирался идти обратно, и тут им навстречу вышел волк. Витя испугался, отпустил сани, и они укатились в небольшой овраг вместе с теленком. После этого Егор уронил ружьё, а Витя храбро выстрелил, испугав волка. А к этому времени уже подоспели родители, заметившие отсутствие детей и теленка.)
Ребята, как внимательно вы смотрели фильм, какие же хорошие кинокритики здесь собрались! Чем пришлось пожертвовать, чтобы телёнок снова был вместе с мамой?
(Дети отвечают: отцу Вити и Егора пришлось отдать ружьё мужчине, у которого он купил телёнка, для того, чтобы тот отдал ещё и корову - мать телёнка, т.к. принимать обратно телёнка он не хотел.)
Хорошо, ребята, ну и последний вопрос перед тем, как мы составим отзыв о фильме. Чему научила мальчишек и их родителей эта ситуация? (Слайд 6)
(Мальчики помирились, старший брат перестал дразнить младшего, т.к. понял, что он добрый и не хочет никого обижать, а ещё потому что он спас им жизнь в лесу, отогнав волка выстрелом из ружья. А родители поняли, что животных лучше не разлучать, ведь у них тоже есть семья.)
Учитель: Очень хорошо, ребята, что мы с вами смогли прочувствовать то, что хотели донести до нас создатели этого фильма. Я думаю, что этот фильм может научить людей быть добрее друг к другу, а также заставит задуматься о том, насколько хорошо каждый из нас относится к животным.
Составление отзыва о фильме (7 минут) (Слайд 7)
Слово учителя: Ребята, после того, как мы с вами поговорили о фильме, вам необходимо составить небольшой отзыв. И сделаем мы это вместе. На ваших партах лежат карточки с заготовленными заранее ключевыми фразами, вам необходимо просто дополнить их, вписав туда ваше мнение. (Приложение 1)
Отзыв о фильме «Телёнок»
Мне понравился этот фильм тем, что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из всех героев фильма больше всех мне запомнился (кто и почему?)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этот фильм обязательно нужно посмотреть (кому и почему?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По десятибальной шкале я поставлю этому фильму оценку ________
Рефлексия (3 минуты) (Слайд 8)
- Ребята, сегодня мы вместе посмотрели небольшой, но очень добрый и светлый фильм, а затем ненадолго стали кинокритиками. Понравилось ли вам наше занятие?
(Ответы учеников)
- Я очень рада, что вам понравилось, а что больше всего вам запомнилось?
( Ответы учеников)
- Ребята, я надеюсь, что вы, придя сегодня домой, обязательно посоветуете своим родителям или братьям и сёстрам посмотреть этот фильм. Спасибо большое за урок и за вашу активность.
VII. Домашнее задание (по желанию) (Слайд 9)