СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Сохраним родную природу"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов о бережном отношении к природе.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Сохраним родную природу"»

«Сохраним родную природу» Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов

Автор: Евграфов Виктор Васильевич учитель биологии МБОУ Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области

Цели:


  • формировать у детей представление о вреде, наносимом окружающей среде при поджоге сухостоя;

  • познакомить детей с причинами и последствиями весенних палов, правовыми нормами, ограничивающими проведение палов травянистой растительности;

  • воспитывать бережное отношение к природе.


Ход мероприятия


Слайд 1.

Ведущий читает стихотворение:




Там, где плещется речушка,
Где ивы берег стерегут,
Живет красивая пичужка,
Варакушкой её зовут.
Голосистая певунья,
Со звездою на груди.
Полюбуйся и послушай,
Потом тихонько отойди.

Слайд 2.

Слушаем песню варакушки, песня прекращается по щелчку, дальше звучат слова ведущего


Ведущий: Это звуковое письмо нам прислала таинственная и прекрасная птица Варакушка. Птичка, носящая на своей груди символические цвета российской государственности – белый, синий и красный. Эдакий маленький российский знаменосец.


Слайд 3.

Ведущий: Варакушка гнездится на земле, и, поэтому, ее гнезда очень страдают от весенних травяных пожаров – палов. Традиция выжигания растительности в конце апреля - начале мая, к сожалению, имеет широкое распространение среди селян, что приводит к массовой гибели гнезд не только варакушек, но и других наземно-гнездящихся видов – чибисов, травников, уток, овсянок, жаворонков.

Поэтому в год варакушки наша задача – постараться пресечь традицию весенних палов, разъяснять их пагубность для птиц, гнездящихся на лугах и по берегам водоемов. Чтобы сохранить варакушку, которая отнюдь не чурается соседства с человеком, нужно также сохранять куртины кустарников на лугах, не уничтожать заросли кустарников по берегам водоемов и в поймах рек. И тогда не только мы, но и будущие поколения смогут наблюдать эту прелестную птицу – украшение среднерусской природы.

Беда, что многие жители искренне убеждены, что весенние палы не только не наносят природе вреда, но, наоборот, исключительно полезны. Сейчас мы попробуем в этом разобраться.



Слайд 4.

(Слайды 4 – 9 озвучивают ученики, изображающие Огонь, который приводит аргументы в поддержку весенних палов, и Варакушку, выступающую с контраргументами в защиту природы)

Аргумент 1 (самый общий).

После весеннего пала земля становится чище, освобождается от лишнего, и скоро дружно выходит зелёненькая травка, и вид её радует глаз.


Слайд 5.


Контраргумент 1. В естественных условиях – когда сухая трава не горит вообще или горит крайне редко – органическое вещество отмирающих растений или их частей скапливается на поверхности почвы. Там оно проходит сложный цикл превращений, частичного разложения, перемешивания с верхними слоями минеральной почвы (за счет деятельности многочисленных почвенных животных) и постепенно преобразуется в длительно-устойчивые органические соединения. Почва на протяжении тысячелетий накапливает это органическое вещество. При таких поджогах из земли быстрее вымываются минеральные вещества, и ей труднее противостоять водной и ветровой эрозии. Кроме того, эти пожары нарушают равновесие в экологических системах – при них погибают все насекомые, а также семена и почки многих видов растений (особенно однолетников). Пожар губит заросли кустарников. Это так актуально для наших мест, оглянитесь! Многие потери придут не сразу, а через несколько лет и коснутся если не нас самих, то наших детей и внуков. Какими словами они помянут предков?

Слайд 6.


Аргумент 2. Пал улучшает свойства травостоя и повышает плодородие почвы. Знатоки утверждают, что когда сгорит старая сухая трава, молодая растёт гораздо лучше. Основной довод выжигания травы состоит в том, что такое выжигание прогревает почву и обогащает ее золой от сгоревшей травы.


Слайд 7.


Контраргумент 2. На самом деле, эффект более быстрого роста травы в результате выжигания является кажущимся: сухая трава просто скрывает поначалу молодые зеленые побеги, и невыжженные участки кажутся серыми – в то время как на почерневших выжженных участках зеленая трава хорошо заметна. Почва от беглого травяного пожара прогревается совсем незначительно, но при этом находящиеся на поверхности или у самой поверхности почки и семена трав уничтожаются, так что итоговый эффект от такого «прогревания» оказывается нулевым, а иной раз и отрицательным. Что же касается удобрения почвы золой – травяной пожар не добавляет ничего нового: минеральные питательные вещества, содержащиеся в золе, все равно попали бы в почву при разложении сухой травы (а летом, в тепле, она разлагается очень быстро). Во время пожара улетучивается азот, значит, почвы теряют азотистые удобрения, а фосфор, калий и различные необходимые для роста растений микроэлементы быстрее вымываются дождем из золы, чем если бы отмершие растения, постепенно сгнивая, отдавали почве накопленные питательные вещества. Видовой состав травостоя при пожаре сильно обедняется: в огне сгорают семена однолетних растений и выживают только некоторые многолетние виды. А многолетние травы, лишенные семенного обновления и подвергнутые высокой температуре, постепенно становятся все более редкими и низкорослыми. Там, где прошли палы, уже не скоро появится разнотравье, так как более выносливые сорняки захватят выжженную территорию. Лишней сухой травы не бывает. Её дружно и быстро перерабатывают дождевые черви, другие почвенные беспозвоночные, превращая в ценнейшее удобрение, внося его в глубину почвы к корням растений и одновременно делая почву рыхлой, живой. Сухая прошлогодняя трава – не мусор, а бесценное питание, жилой дом, приют, условия для жизни, созданные самой природой.

Слайд 8.


Аргумент 3. Весенние палы уничтожают вредных насекомых и их личинки, наносящих вред садам и огородам.


Слайд 9.


Контраргумент 3. Избирательно вредных? Надо задуматься о том, сколько вообще жизней губят весенние пожары. Это миллионы насекомых, огромное количество зверей и птиц, которые погибают вместе с гнездами и потомством. В огне гибнут не только вредные, но и полезные насекомые, их личинки и яйца. Все меньше становится бабочек, шмелей и других насекомых, опыляющих цветы растений. Все меньше становится златоглазок, которые уничтожают тлю значительно более эффективно, чем известные всем божьи коровки. Огонь не щадит лягушек, ящериц, ежей и других мелких животных. Особый урон наносят палы гнездованиям и выводкам птиц, которые строят гнезда в кустарниках, а то и просто на земле? Для многих животных пожар – катастрофа. Он разрушает места обитания птиц и зверей – не навсегда, лишь на некоторое время, но зато оно часто приходится на критический весенний период. Почему-то думают, что в траве и листьях зимуют только вредители растений. А тогда где обитают полезные насекомые? Они все живут под защитой травы, и во время пала, особенно, когда идёт кольцевой огонь, редко кому из них удаётся убежать от огня.

Слайд 10.


Ведущий: Очень часто беспечность человека оборачивается трагедией для общества. Горят леса… Горят торфяники… Выгорают целые деревни…

Огонь бесчинствует!

А вначале была чья-то невинная шалость, чья-то небрежно брошенная спичка или, казалось бы, аккуратно сожженный весенний мусор…

На экране картины пожарищ. Ученики читают стихотворение:


1 ученик:

По весне сосед у дома мусор в кучу собирал.

Не успел закончить дело – ветер листья разогнал.

Вновь собрал он листья в кучу, привалил сухой травой,

И чтоб ветер не вмешался – спичкой чиркнул он одной.

2 ученик:

Вмиг костёр искрой забился, листья скрючились в огне.

И пока сосед трудился, пламя прыгало в костре.

Но закончил он работу, пошёл к дому отдыхать,

И костёр устал трудиться, стал тихонько погасать.

3 ученик-сосед:               

«Догорит пускай немножко и погаснет вскоре сам»,-

1  ученик:

Так решил сосед уставший и пошел в дом по делам.

Но огонь лишь притаился, ждал он только ветерка.

Ветер дунул – огонь взвился, виден стал издалека.

2 ученик:

Поползли костровы лапы по сухой траве плясать

Прямо к дому, и к забору искры стали долетать.

Хорошо шли мимо люди – затушили тот костёр.

А сосед из дома вышел – в страхе руки распростёр:

3 ученик-сосед:               

«Что ж наделал я, бедняга, мог весь дом сейчас спалить!

Нет, нельзя, видно, весною жечь траву и уходить».

1ученик:

Все запомните, ребята, мусор лучше не бросать,

А разбросанный невеждой мусор надо собирать!

2 ученик:

А вот жечь его опасно для природы и людей.

Все хором:

Лучше мусорить не стоит на планете на своей!

1 ученик:

Люди! Запомните! Огонь губит все живое! Выгорают леса, гибнут животные…

Слайд 11.


Ведущий: В весенний период палы являются основной причиной лесных пожаров.

Ученик читает стихотворение:

Лесной пожар, гонимый ветром жалит,

Уничтожая все живое на пути,

И звери в диком шоке убегают,

На шкуру получая волдыри.
Кто не успел уйти от возгоранья,
Тот погибает в пепельном дыму,
Душой своею в небо улетая,
Останки превращаются в золу…

И все бегут, поджав хвосты и гривы,

Бегут, несутся звери напролом,

Не нападают никому на спины,

Друг друга не грызут, таков закон!

В рассвете дня поближе к водопою,
Чтоб охладить горящий пыл огня
И окунуться в воду с головою:
Спасенье ради жизни – не за зря!

Слайд 12.

Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Дым»

Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес, —

Не лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.
Лучи сквозили, трепетали тени;
Не умолкал в деревьях птичий гам;
Мелькали в чаще быстрые олени,
И ловчий рог взывал по временам.

На перекрестках, с речью и приветом,

Навстречу к нам, из полутьмы лесной,

Обвеянный каким-то чудным светом,

Знакомых лиц слетался целый рой.
Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!
Нам чудились нездешние созданья,
Но близок был нам этот дивный мир.
И вот опять к таинственному лесу
Мы с прежнею любовью подошли.
Но где же он? Кто опустил завесу,
Спустил ее от неба до земли?

Что это? Призрак, чары ли какие?

Где мы? И верить ли глазам своим?

Здесь дым один, как пятая стихия,

Дым — безотрадный, бесконечный дым!
Кой-где насквозь торчат по обнаженным
Пожарищам уродливые пни,
И бегают по сучьям обожженным
С зловещим треском белые огни...

Нет, это сон! Нет, ветерок повеет

И дымный призрак унесет с собой...

И вот опять наш лес зазеленеет...

Все тот же лес, волшебный и родной.

Слайд 13.


Ведущий: Существуют нормативные акты, согласно которым виновные в весенних палах (поджогах травы) могут быть привлечены к ответственности.

Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП):

Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных.
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.


Уголовная ответственность устанавливается УК РФ. Уголовный кодекс не содержит статей, предусматривающих прямую уголовную ответственность за проведение палов. Тем не менее, некоторые статьи Уголовного кодекса могут быть применены и в случае проведения палов, если они привели к тяжким последствиям для охраны окружающей среды:

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов.
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Слайд 14.


Ведущий: Если бы наша планета могла говорить, она бы спросила у людей, населяющих её: "За что мне эти весенние палы?"

Сколько добра делает она для нас, землян, а мы так беспечно, халатно, безответственно относимся к ней, к нашим полям, лесам, лугам, нанося всё новые и новые раны. Ей же больно!!! Каково это жечь живое? Погибают растения, животные. Почва становится "мёртвой" на несколько лет. Если огонь подбирается близко к населённым пунктам, есть жертвы  среди людей, домашних животных. Люди лишаются крова над головой.

Люди-земляне, одумайтесь! У вас земля уходит из-под ног!!! Весенним палам – нет!!!

Слайд 15.

Песня «Давайте сохраним»

Слова Н.Старшинова Музыка В. Серебренникова

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Слайд 16.

Заключительное слово Ведущего.







Использованные ресурсы:


http://www.openclass.ru/node/222348

http://festival.1september.ru/articles/551654/

http://www.yakutskenergo.ru/news/?id=3180

http://tank3x.rc-mir.com/

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev89.html

http://venividi.ru/files/u2519/DSC_0874_hf.jpg

http://www.ljplus.ru/img4/a/y/aya_myself/nebo-swallows-kk.jpg

http://webcommunity.ru/wp-content/uploads/2008/07/1-500x332.jpg

http://www.fotosnova.ru/gallery/zveri/bird/Svetlana_P7190326.JPG

http://img.amigos.lv/img/qna/0/3/5389/ATg77BWpNNV5POSza.jpeg

ttp://rewalls.com/animals/59583-nebo-lastochka-polet.html

http://www.photosight.ru/photos/1724940/

http://www.powerpic.ru/index/lastochka/

http://www.sunhome.ru/wallpapers/59556

http://travel.aviastar.org/eesti/valgesoo/valge_5.jpg

http://vyksaneversleeps.ru/img/photos/1_b_518.jpg

http://nature-photographing.com/d/4557-4/IMG_4572.jpg

http://ryazan.3dn.ru/pozhar_1/IMG_7039.jpg

http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2010/08/r14_2451.jpg

http://moto-116.ru/article/puteshestvie_na_ug/foto_28.jpg

http://www.bankoboev.ru/

http://www.deryabino.ru/


7