СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "У войны недетское лицо"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия, посвященного Дню юного героя-антифашиста. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "У войны недетское лицо"»

Час памяти «У войны недетское лицо»

«8 февраля – День юного героя–антифашиста» Слайд1: название «У войны не детское лицо»

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня классный час посвящен Дню юного героя–антифашиста, под названием «У войны не детское лицо». Вы узнаете историю этого памятного дня, поговорим о детях, которые сражались в ВОВ войне наравне со взрослыми.

Дети и война…Вдумайтесь в эти слова…

Дети – это начало новой жизни, это надежда на счастье и радость, это мирное солнечное небо, это папа и мама, которые всегда рядом, это школа с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

А война – это смерть, разруха, уничтожение всего живого и неживогона Земле. Даже слова эти несовместимы, и никогда не должны стоять рядом друг с другом.

Но когда в дом приходит война и приносит с собой кровь и боль, голоди страх, жизнь полностью меняется, и дети наравне со взрослыми постигаютвсееёужасы,дажевболеетяжелой,безысходной,отчаяннойформе,ивынуждены переносить невзгоды, которые и взрослому преодолеть не всегдапод силу.

Слайд 2: картинка 8 февраля

Ученик 1: 8 февраля – День юного героя–антифашиста. Что это задень? И почему его отмечают 8 февраля? Основой этого памятного дня стала смерть невинных детей во всем мире, умерших от рук фашистов, бандитов и разных группировок. Так, 8 февраля 1962 года рабочие Парижа вышли под красными флагами на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие новости. От него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили. Демонстрантов подстерегали фашисты –ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль.

Ученик 2: Ровно год спустя в другой стране, на Азиатском материке, в застенках багдадской тюрьмы умер от пыток ровесник Даниэля, Фадык Джамал, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать имена и адреса товарищей своего отца. (Слайд 3)

В этот же день в 1943 году в захваченном фашистами Краснодоне были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко. (Слайд 4)

А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран:

«Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днем памяти юныхгероев – наших сверстников. Пусть в этот день все дети во всех уголкахземли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов, еще теснее сомкнутсвои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир идружбуна всемземном шаре!»

Ученик 1: Вот уже более 50 лет 8 февраля – День памяти всех детей, которыеборолись за мир и в годы Великой Отечественной войны. Юные герои-антифашисты, это такие, же дети как вы, ребята. Они боролись за то, чтобы был мир во всем Мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле.

Звучит песня«Дети войны», посвященная ВОВ.

Слайд 5: клип «Дети войны»

Слайд 6: Дети герои

Учитель: Отдельной страницей в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг советских детей–героев антифашистов.

Их было так много, этих юных героев, что память не смогла сохранитьвсе имена. Известные и неизвестные маленькие герои Великой войны, онитысячами сражались и гибли на фронтах и в оккупации. Они стреляли из одного окопа: взрослые солдаты и вчерашние школьники. Они взрывали мосты, колонны с фашистской бронетехникой, закрывали своей грудью боевых товарищей. Они становились бесстрашными подпольщиками, совершая опасные диверсии и помогая укрывать раненых бойцов. Они каждый день рисковали жизнями, и не всем удавалось выжить в мясорубке страшной войны.

Ученик1: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.

Ученик 2: За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные с немецко-фашистскими захватчиками, многие советские дети заслужили самую высокую награду – звание Героя Советского Союза. А были они ведь детьми, не достигнувшими совершеннолетия. Они были разведчиками, подрывниками, связистами, адъютантами армейских и партизанских командиров. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Слайд 7

Чтец 1:

Поверьте, это совсем непросто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна, Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Чтец 2:

Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость. А было им столько, сколько вам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.

Чтец 3:

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим не поднимая век.

Чтец 4:

Боль и гнев сейчас тому причиной. Благодарность вечная вам всем, Маленькие, стройные мужчины, Девочки, достойные поэм.

Э. А.Асадов

Учитель: 22 июня 1941 года войска Фашисткой Германии вероломно напали на Советский Союз –началась Великая отечественная война.

Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее. Имена у них разные, но часто их взрослые называли «орлятами». Орлята –значит отважные, смелые. Им, орлятам, нашей огромной страны, сынам идочерям полков, детям из партизанских отрядов наш низкий поклон и словаблагодарности.

Слайд 8: песня«Орлёнок»

Ученик 1: А сейчас послушайте большие истории маленьких ребят. Например, в первые часы Великой Отечественной войны в героической обороне Брестской крепости (в Белоруссии) принимали участие дети командиров, воспитанники полка, живущие в крепости. Они ухаживализатяжелоранеными,набивалипатронамилентыпулеметов,подносили,защитникам крепости боеприпасы, уносили раненых бойцов, заменяли тех,кто уже не мог держать оружие. Часто ночью под сильным обстрелом врага добирались дети до реки и обводных каналов, чтобы принести воды для маленьких детей и раненых бойцов. Мальчишки ползали на нейтральную полосу, забирали у убитых гитлеровцев патроны, гранаты, оружие, вместе со взрослыми отражали атаки.

Слайд 9: фото Леня Голиков

Ученик 3: Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал их партизанам. Сам остался в партизанском отряде.

Воевал на равнее со взрослыми. Ему было всего десять лет, но он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 10 : фото Зина Портнова

Ученик 4: Ленинградская школьница Зина Портнова, летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась

убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Cлайд 11 : фото Марат Казей

Ученик 5: Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет. За связь с партизанами была схвачена его мать-Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью кврагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе сопытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их...и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Слайд 12 : фото Валя Котик


Ученик 6: Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка, ему было всего 12 лет и учился он в пятом классе, а во время войны стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.

На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Слайд13: фото Лариса Михеенко

Ученик 8: За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина неуспела... Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.

В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П.В. Рындин в начале отказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях...Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно". Советская писательница Надежда Надеждина в честьдевочки-героянаписала рассказ«Партизанка Лара».

Слайд14:ТаняСавичева

Ученик 9: Таня Савичева жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода,отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. С начала блокады Ленинграда Таня стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет. В медицинской карточке было записано: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…». Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.

Слайд15:Вася Коробко

Ученик 10: Черниговская область. Фронт подошел в плотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. Окраина села. Под мостом- Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост подтяжестьюфашистскогоБТРа.Партизаныубедились,чтоВасеможнодоверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев.В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя,прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны1степени, медалью"Партизану Отечественной войны".

Ученик 1: Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба,клятвамститьоккупантамдопоследнеговздоха,партизанскиебудни,разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов…Разве что смерть была разной… Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-товыстрелвзатылок вглухомподвале…

Слайд 16: фото Надя Богданова

Учитель: Следующая героиня – это школьница, которая воспитывалась вдетском доме – Надежда Богданова – давайте послушаем ее удивительнуюисторию.

Слайд 18: видео «Надя Богданова»

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю Богданову погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая,она,прикидываясьнищенкой,бродиласредифашистов,всёподмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потомвместесбойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откосэшелон своенным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били,пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось -упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизанынашливорвуживой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали наморозеледянойводой,выжигалинаспинепятиконечнуюзвезду.Считаяразведчицумёртвой,гитлеровцы,когдапартизаныатаковалиКарасево,бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители.ПослевойнывОдессеакадемик В.П. ФилатоввернулНадезрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-гоотряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцысвоих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, котораяему,раненому,спаслажизнь...

Толькотогдаиобъявиласьона,толькотогдаиузналилюди,работавшиеснеювместе,отом,какойудивительнойсудьбычеловекона,

НадяБогданова,награжденаорденамиКрасногоЗнамени,Отечественнойвойны1степени,медалями.Послевойнывышлазамуж,завела семью, проживала в городе Витебск, Белорусской ССР. Умерла в 1991годуввозрасте58лет.


Учитель: Сегодня Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любилРодину и мужественно сражался с фашистами. Вся послевоенная молодёжьзнала этих юных героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек,совершившихсвоибольшиеподвиги,чьиименаосталисьнеизвестными?

Слайд 19: книги о детях войны

О историях юных героев писали многие писатели, например: Владимир Богомолов «Иван», «Зося», Валентин Катаев «Сын Полка», Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая», вам будет интересна книга

«Блокадный дневник Лены Мухиной», авторы Даниил Гранини Алес Адамович написали документальную книгу, основанную на реальных событиях «Блокадная книга», в которой упоминается дневник Тани Савичевой….. и другие истории выживания. Найдите чуточку своего времени и прочитайте хотя-бы несколько рассказов, прочувствуйте вместе с автором и героями страшную историю той войны.

Ученик 1: Пусть живетв наших сердцах память о юных героях,отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Ученик 2:Склоним головы перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран в фашистских застенках. Учитель:Почтим и память всех погибших минутой молчания!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

В городе Курске работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. За сорок лет сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан.


4