Конспект -СЦЕНАРИЙ внеклассного мероприятия «Умники и умницы»
(«Правонарушения и их последствия»).(8-9 класс)
Цель: Воспитывать у обучающихся уважение к нормам права и повышать интерес к правовым знаниям.
Задачи:
1.Учить различать на практических примерах разные виды ответственности и наказания за те или иные правонарушения.
2.Расширить знания обучающихся о последствиях необдуманных поступков подростков.
3.Развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся: умение грамотно и точно выражать свои мысли, решать учебную проблему, развивать творческие способности через активные формы деятельности
Сценарий:
Подготовительный этап.
Ведущий: Добрый день , уважаемые старшеклассники !
Добрый день гости и члены ареопага!
Учитель :Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную тему «Правонарушения и их последствия».Поэтому позвольте приветствовать Вас на игре «Умники и умницы».
Жизнь каждого человека бесценна. А важнейшими правами человека является право на жизнь и личную неприкосновенность. Для того, чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве, действует Конституция РФ, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения. Однако очень многое зависит от нас самих и нашего поведения. И чаще всего именно подростки своим поведением и поступками создаете сложные ситуации.
Ведущий :Наша сегодняшняя игра посвящена теме «Правонарушения и их последствия».
Итак, напоминаю Вам правила Игры.
На каждом этапе игры участвуют три человека, которые прошли отборочный тур. Им будут представлены на выбор три дорожки, по которым двигаться, правильно ответив на вопрос- задачу.
На красной дорожке два шага и нет права на ошибку.
На желтой -три шага и возможность ошибиться один раз.
На зелёной –четыре шага и два неверных ответа.
За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл и орден.
Тот , кто первым прошёл свою дорожку, становится победителем.
I этап.
Учитель: Внимание, приступаем к отборочному туру! Участники ,Вам, будут заданы вопросы ,если вы знаете ответ, сразу поднимайте руку. Мы Вас выслушаем.
Ведущий: И так , задание :Определите вид ответственности, которая наступает в следующих ситуациях
Вопрос 1.Учащиеся техникума угнали автомашину со стоянки и разбили её.
Вопрос 2.Учащийся школы разбил стекло.
Вопрорс3.Учащийся случайно попал из рогатки в глаз прохожему.
( предлагает участникам, которые правильно ответили на вопросы вышли на дорожки).
Ведущий: Для того, чтобы определить ,кто из вас займет какую дорожку , мы предлагаем Вам подготовить небольшие выступления по заданным темам. (участники выбирают по жеребьевке)
У Вас 2 минуты на подготовку. Время пошло.
Остальным участникам мы тоже предлагаем ответить на вопросы, чтобы Вы могли заработать орден.
Вопросы для публики.
1.В каком международном документе записаны права детей?
(«Конвенция о правах ребёнка»)
2.В какой сказке нарушено право ребёнка на отдых и развлечение?
(«Золушка»)
3.Назовите виды правонарушений.
(Преступление и проступок.)
4.Подлежат ли наказанию и какому нецензурная брань в общественных местах, приставания к гражданам?
(Мелкое хулиганство налагает штраф до 2 мин.зарплат, исправительные работы до 2 месяцев, арест до 15 суток)
5. Назовите возраст ,с которого наступает административная ответственность по общему правилу.(16 лет)
6.С какого возраста наступает дееспособность ? (С 18 лет)
7. С какого возраста наступает правоспособность ? (С момента рождения человека)
8.В какой сказке С.Маршака нарушено право ребёнка на заботу и попечение. («12 месяцев»)
9.Объясните понятие : презумпция невиновности.
(Презумпция невиновности- это принцип, в соответствии с которым каждый, кому предъявляются обвинения в совершении преступления, считается невиновным до того времени, пока его вину не докажут в суде, соблюдая все процессуальные гарантии.)
II этап .
Ведущий : Переходим к нашим конкурсантам. Пожалуйста.
( заслушиваются выступления учащихся)
Ведущий: Начинам наш основной тур. Каждый из вас выбрал дорожки, поэтому вам предлагаются разного уровня задания. Выбирайте.
( Идёт заслушивание ответов учащихся. Если ответ ошибочный или его нет, то задание можно предложить «Публике .») ( см. Приложения)
Подводятся итоги.
Выступление представителя полиции или специалиста отдела по работе с несовершеннолетними правонарушителями(ТКДН).
III этап.
Ведущий: Предлагаю выйти в центр зала тех, у кого два и более орденов за ответы. Таких нет!? Тогда продолжим отвечать на вопросы.
11.Можно ли уважать человеческое достоинство ребёнка, который делает всё наперекор родителям и не уважать их?
(Конституция РФ, статья 21, обязаны.)
12. От каких условий зависит равенство прав детей в РФ?
Все дети имеют равные права
13. Назовите Возраст ,с которого наступает уголовная ответственность по общему правилу-------16 лет
Могут быть добавлены ещё задания для выбора одного победителя из «публики».
IV этап.
Ведущий : У нас есть участники с двумя орденами?( предложить выйти для награждения)Для подведения итогов предоставляю право членам ареопага.
Награждение победителей.
Задания для проведения внеклассного мероприятия взяты из банка заданий муниципальных и региональных олимпиад по праву (2012-2017 гг.)
Приложение 1.
КРАСНАЯ ДОРОЖКА
1.Князев был задержан сотрудниками милиции на месте преступления за совершение карманной кражи. Князев мотивировал тем, что ему только 16 лет, уголовной ответственности он не подлежит и просил наложить штраф за те неправомерные действия, которые он совершил.
Чем является правонарушение Князева ?
Какую ответственность и наказание должен понести Князев?
Правонарушение Князева является преступлением. Князев должен понести уголовную ответственность, так как ему 16 лет (возраст наступления уголовной ответственности) и он совершил деяние, предусмотренное УК РФ (кража).16-летний подросток за обычную мелкую кражу получит административную меру пресечения, а также будет должен выплатить штраф(.если имеет свой заработок). Если преступное деяние совершается не в первый раз или относится к тяжкой категории, 16-летнему подростку может грозить уголовное наказание вплоть до лишения свободы.
2.Сергей И., учащийся 8 класса (14 лет), достоверно знал том, что подростки с его двора на днях совершили ограбление киоска .Но не стал об этом сообщать в государственные органы.
Нарушил ли Сергей закон? И можно ли его привлечь к ответственности ?
Несовершеннолетний нарушил закон ( ст.205.6): несообщение о преступлении. Его можно привлечь к уголовной ответственности.
3. Учащийся 9 класса был задержан сотрудниками милиции за угон мотоцикла. Он мотивировал тем, что хотел только покататься и ему только 14 лет и уголовной ответственности не подлежит. Поэтому и просил наложить штраф за те неправомерные действия, которые он совершил.
Будет ли он привлечён к ответственности и какой?
Грозит ли ему наказание и какое ?
Да, будет привлечён к уголовной ответственности. Так как с 14 лет по УК РФ за кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели . По первой части статьи 166 УК РФ несовершеннолетний может быть привлечен к штрафу до 120000 рублей (при наличии собственного заработка), ограничению свободы до 2 лет, лишению свободы до 5 лет. На практике наказание в виде лишения свободы приминается к несовершеннолетним условно.
4.Сидоров решил совершить квартирную кражу. Он заранее выбрал квартиру, хозяева которой уехали на выходные и решил проникнуть туда ночью через форточку. Но поскольку он сам не мог пролезть в форточку, то решил попросить помощи своего 13-летнего брата, пообещав ему небольшую сумму денег. Брат охотно согласился. В итоге из квартиры было похищено 30 тысяч рублей.
Имеет ли здесь место соучастие? Почему?
Нет, так как младший брат не является субъектом преступления (Ч. 2 с. 20 УК РФ)
Приложение 2.
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА.
1.Учащихся 9 класса задержала полиция в 23часа 15 минут по местному времени без сопровождения взрослых .
Грозит ли им наказание и какое ?
Да, выплата штрафа до 3 мин. зарплат родителей или лиц , их замещающих или от несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.
2.14-летний Сергей учащийся решил пошутить и позвонил по телефону, сообщив о ложном взрывном устройстве ,находящемся в школе.
Будет ли он привлечён к ответственности какой?
Грозит ли ему наказание и какое ?
Да, уголовная ответственность( за особо тяжкие с 14 лет)
По УК РФ ст.207 , будут оштрафованы родители.
С 2018 г.: «простой» состав преступления – ложное сообщение из хулиганских побуждении от 200000 рублей до 500000 рублей. (впервые)
3. Учащиеся 8 класса (14 лет) на городском стадионе распивали спиртные напитки. Привлекали своим видом и поведением внимания окружающих.
Будут ли несовершеннолетние привлечёны к ответственности и какой ?
Грозит ли им наказание и какое ?
Нет, хотя они совершили административный проступок, к административной ответственности будут привлечены их родители или законные представители, так как подросткам только 14 лет. Родители будут подвергнуты штрафу по ст.20.22 КоАП РФ.
А учащиеся поставлены будут на учёт.
4.Девятиклассники Александр и Максим отбирали у учащихся начальной школы деньги , пригрозив им, что если они расскажут , им не поздоровится.
Как можно классифицировать действия учащихся : преступление или проступок?
Действия учащихся действительно противозаконны, это является преступлением по ст.163 УК РФ-вымогательство.
5. С какого момента принято считать, что лицо достигло возраста ответственности
А) в день ( с 12.00) рождения
Б) с ноля часов следующих за днем рождения суток
В) с ноля часов дня рождения
Приложение 3.
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА.
1. 13-летний Озеров и 14-летний Мохов совершили кражу в магазине.
Подлежат ли они уголовной ответственности?
Озеров не подлежит уголовной ответственности, а Мохов подлежит, так как лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет подлежат уголовной ответственности за кражу (Ст. 20 УК РФ).
2. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
Осужденные впервые -в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы- в колонии усиленного режима.
3.Что собой представляет структура Конституции РФ ?
Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
4.Какие наказания применяют в отношении несовершеннолетних? Назовите не менее четырёх видов
Штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок.
5. 16-летний учащийся ,будучи не в нетрезвом состоянии приставал к девушкам на танцевальном вечере, требуя от их, чтобы они потанцевали с ним.
А получив отказ , оскорблял из нецензурной бранью.
Можно ли привлечь учащегося к ответственности (какой)и почему?
Да, можно. Так как его проступок подпадает под административную ответственность, которая наступает с 16 лет.