Сценарий
внеурочного мероприятия
по литературному чтению
в 3 а классе
«Путешествие в страну Знаний»
Учитель: Сидорова М. В.
Тема: «Путешествие в страну Знаний»
Цель: Способствовать приобщению учащихся к внеклассному чтению,
Задача: Доказать важность и необходимость учения, на примере детских юмористических произведений Н.Н.Носова.
Оборудование: Выставка книг детского писателя Н.Н. Носова, мольберт, кисти, краски, учебные принадлежности, модели музыкальных инструментов.
Актуализация темы: Со стремительным развитием телевидения и интернет технологий, многие дети перестали читать дополнительную художественную литературу, которая не только способствует общему развитию человека, но и воспитывает, высмеивая недостатки поведения, стимулирует духовный рост человека над собой, ненавязчиво учит дружить и уважать окружающих нас людей. Без художественной литературы скудеет пространственное воображение и, как следствие - наш внутренний мир.
Ход занятия
Учитель:
Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас на увлекательное занятие – путешествие в страну Знаний! А путешествие наше будет не обычным, я предлагаю вам совершить путешествие по произведениям детского писателя Николая Николаевича Носова. Каждый учитель и каждый родитель говорит вам о необходимости учения, о важности дружбы, о любви к животным и бережному отношению к окружающему миру. Н.Н. Носов показал в своих произведениях, как важно учиться, дружить, заниматься спортом и общественно полезным трудом через юмористические рассказы «ребят с нашего двора». В каждом произведении Н.Н. Носов высмеивает неряшливых и жадных ребят, совершающих дурные поступки, «продергивает» двоечников и лентяев, показывает успех старательных и усердных учеников, приветствует взаимопомощь учащихся и искреннюю дружбу. Вы растете в коллективе. Каждый день вас окружают сверстники, одноклассники, друзья, родители, учителя и многие другие. Каждый из вас выбирает, каким будет ваш путь в учебе и дружбе. В этом вам поможет дополнительная литература, волшебная кладовая знаний храниться в библиотеке. Я приглашаю вас в чудесную страну знаний! Добро пожаловать!
Ведущий 1
Приглашаем всех желающих регулярно посещать библиотеку! Здесь вы найдете книги любых жанров!
Ведущий 2
Книги развивают фантазию и эстетический вкус, воспитывают, закаляют характер, открывают тайны истории и делятся с нами новыми знаниями!
Ученик
Хватит! На уроках учат! В библиотеке.. и тут учат! Надоели уже ваше «письмо» и «математика»!
Ведущий 1
А без письма и математики – никуда! Вот, посмотри! Николай Носов и об этом написал!
Сцена первая
Витя Маляев (ученик…)
…вышел к доске
Ольга Николаевна продиктовала задачу «4 плотника строили дом..»
Витя Маляев
(записал условие задачи на доске мелом и стал думать, нарочно наморщил лоб, чтоб Ольга Николаевна видела, будто я думаю, а сам стал украдкой поглядывать на ребят, чтоб они подсказали мне)
Ольга Николаевна(ученица…)
— Ну, как ты станешь решать задачу?
— Какой будет первый вопрос?
Автор (Юлия)
(Витя только сильнее наморщил лоб и, повернувшись вполоборота к ребятам, изо всех сил заморгал одним глазом)
Ольга Николаевна
— Тише, ребята, не подсказывайте! Я сама помогу ему, если надо.
Автор
Она стала объяснять задачу и сказала, как сделать первый вопрос. Витя, хотя ничего не понял, но все-таки решил на доске первый вопрос.
Ольга Николаевна
— Правильно.
— Теперь какой будет второй вопрос?
Витя Маляев
(задумался и замигал глазом ребятам)
Автор
Таким образом, постепенно, с помощью Ольги Николаевны и с подсказкой ребят, Витя решил наконец задачу.
Ольга Николаевна
— Теперь ты понял, как нужно решать такие задачи?
Витя Маляев
— Понял.
Автор.
Вечером, дома. Папа поужинал и засел за свои чертежи, а Витя засел делать уроки. На дом была задана такая задача, что Витя никак не мог догадаться, как ее решить. Он сидел целый час, пялил глаза в задачник и изо всех сил напрягал мозг, но ничего у него не выходило.
Папа.
- Ну, что там у тебя не получается?
Витя Маляев
— Да вот, — задача попалась какая-то скверная.
Папа
— Скверных задач не бывает. Это ученики бывают скверные.
Автор.
Папа прочитал задачу и принялся объяснять, но Витя почему-то ни чего не понимал.
Папа
- Неужели вам в школе не объясняли, как делать такие задачи?
Витя Маляев
— Нет, — не объясняли.
Папа
— Удивительно! Когда я учился, нам учительница всегда объясняла сначала в классе, а потом задавала на дом.
Витя Маляев
— Так то, когда ты учился, а нам Ольга Николаевна ничего не объясняет. Все только спрашивает и спрашивает.
Папа
— Не понимаю, как это вас учат!
Витя Маляев
Вот так и учат.
Папа
— А что вам рассказывала Ольга Николаевна в классе?
Витя Маляев
— Ничего не рассказывала. Мы решали на доске задачу.
Папа
— Ну-ка, покажи, какую задачу.
(Витя показал задачу, которую списал в тетрадь.)
Папа
— Ну вот, а ты тут еще на учительницу наговариваешь! — воскликнул пала. Это ведь такая же задача, как на дом задана! Значит, учительница объясняла, как решать такие задачи. Обе задачи решаются одинаково.
Папа
— Экий, ты бестолковый!
— Ну, разве можно таким бестолковым быть!
Автор
Вите совсем ничего не было понятно, но он уже хотел спать и поэтому сказал
— Понятно.
Папа
— Ну вот, наконец-то!
— Думать надо как следует, тогда все будет попятно.
Сцена вторая
Ученик
Вот, видите! Николай Носов, наверное, сам любил учиться, вот про математику и написал!
Ведущий 1
Николай Николаевич Носов писал не только про математику, а про любое учение.
Ученик
А про рисование или про пение писал?
Ведущий 2
А вот посмотри!
Автор 2 (Ильнур)
День начался с того, что Тюбик нарисовал портрет Снежинки. Он потратил на это дело почти два часа, но зато портрет получился как живой. Сходство было поразительное. Хотя многие говорили, что на портрете Снежинка получилась даже лучше. Тюбик сумел оттенить на портрете красоту ее черт и показать их ярче и выразительнее, то это как раз и требуется от настоящего искусства, каким является живопись. Незнайка, околачивался наверху и давал Тюбику разные ненужные советы, чтобы показать, будто он много понимает в живописи.
Незнайка (Богдан)
Глаза побольше нарисуй, девочкам это нравится.., краски на кисти побольше бери, да размазывай получше..
Автор
Тюбик долго терпел, но наконец, не выдержал и сказал.
Тюбик (Эмиль)
Раз ты считаешь, что можешь сделать лучше, возьми в руки кисти и напиши портрет сам!
Автор
Незнайка растерялся от неожиданности, но не подал виду, он взял в руки кисти и стал расхаживать вокруг Ромашки, выбирая лучший ракурс..
Незнайка
Так.. Вот так.. Ага.. Сиди смирно! Не вертись, а то не получится!
(Незнайка приступил к работе. Он выглядывал из-за мольберта, прищуривался, хмурил брови, проводил измерения..) А ну-ка не вертись! Смотри в одну сторону! Улыбнись! Нет, лучше не улыбайся.. Так.. Готово!
(Незнайка развернул портрет)
Ромашка (Сабина)
Ой! Кто это?
Незнайка
Как это кто? Это ты! Разве не узнаешь?
Ромашка
У меня не такие глаза! И нос не такой! мой маленький, аккуратненький, а этот!? Клюв, а не нос! Ты это специально! Чтобы меня обидеть!
Незнайка
Ни чего не специально! Ты сама вертелась! Вот глаза и получились – в разные стороны. Я старался!
Ромашка
Старался (рыдает). Если не умеешь, нечего было браться, а не обижать людей такой мазней! (убегает)
Автор
Незнайка стоял растерянный, он решил, что никогда не будет художником!
Сцена третья
Ученик
Ну, ладно, согласен. Рисовать тяжело: сидишь, смотришь внимательно, краски смешиваешь.. А музыка? Это же развлечение! Люди поют и играют на музыкальных инструментах для развлечения, значит это хобби! А кто же учится хобби? Увлечения по настроению и все!
Ведущий 1
Ну, хорошо. Если ты так думаешь.. Посмотри. Николай Николаевич Носов и об этом написал!
Автор 3
Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательный музыкант. У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них. Все слушали музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:
Незнайка (Богдан)
— Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.
Гусля (Полина)
— Учись! — На чём ты хочешь играть?
Незнайка
— А на чём легче всего выучиться?
Гусля
— На балалайке.
Незнайка
— Ну, давай сюда балалайку, я попробую.
(Гусля дал ему балалайку. Незнайка забренчал на струнах)
Незнайка
— Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, по-громче.
(Гусля дал ему скрипку. Незнайка принялся пиликать смычком по струнам)
Гусля
— Ну, учись на скрипке, если тебе нравится!
Незнайка
— А зачем мне учиться? Я и так умею!
Гусля
— Да нет, ты ещё не умеешь.
Незнайка
— Умею, умею! Вот послушай! (и принялся изо всех сил пиликать на скрипке)
Гусля
– Что ты делаешь? Ты не играешь, ты над инструментом издеваешься! Чтобы на музыкальном инструменте играть, сначала надо научиться!
Сцена четвертая
Ведущий 1
Каждый ученик должен добросовестно учиться, стараться, не лениться!
Ученик
Кто это сказал? Носов? А кто это?
Ведущий 2
Эх, ты невежда! Как можно не знать такого писателя? Вот, послушай!
Автор 4 (Ильвира)
Николай Николаевич Носов родился в 1908 года в Киеве, где мальчик и начал учиться в гимназии. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну.
Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку, закончил её в 1924 году. В возрасте 19 лет в 1927 году поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. На 2-м курсе в 1929 году юноша перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он окончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Во время Великой Отечественной войны снимает учебные ленты, предназначенные для советских воинов. Он был талантливым режиссером, за один из фильмов, снятых во время войны, Николай Николаевич был награжден орденом Красной звезды. В ленте рассказывалось об английском танке «Черчилль». Музыкальным сопровождением при демонстрации устройства танка была «Лунная соната», и этот нестандартный прием поражал зрителей своей необычностью.
Заключение
Ведущий 1
Теперь ты видишь, что не только школьные предметы требуют серьезного изучения, но и наши хобби: будь то музыка, живопись, робототехника, легкая атлетика, вышивание или катание на лыжах и коньках.
Ведущий 2
Любое занятие требует подготовки: знаний и постоянных тренировок, иначе нельзя стать мастером!
Ученик
Теперь я понял, за что бы я не взялся, сначала надо изучить предмет, чтобы никто не мог сказать, что я неуч и невежа!
Ведущий 1 и 2
Учитесь, дружите, цените то, что имеете, уважайте старших и стремитесь к новым знаниям!
Учитель
На этом наше путешествие подходит к концу. Я верю, что знания и книги станут вашими верными друзьями и помощниками! И помните: «Мир освещается солнцем, а человек знаниями!» До свидания!