Сценарий для 1 класса. «Казаки»
(представление казачьей культуры на фестивале донских национальностей)
На сцене две группы казаков
1 группа (Подходит ко 2 группе, снимает шапки и кланяется)
- Здорово, казаки!
2 группа
- Слава Богу!
Так по традиции приветствовали казаки друг друга при встрече.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Казаки - люди верующие: ходят в Церковь, соблюдают посты, очищают душу свою. И добавляют: «Если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ!»
Костюм
Казаки отходят в сторону. Два остаются. К ним подходит казачка. Ученики показывают на детали костюмов и ведут рассказ.
Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Любой народный костюм, в том числе и костюм донских казаков, является уникальным памятником народного творчества.
Женский костюм – это целый мир. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда пришли на Дон. Не только каждое войско, каждая станица, а даже каждый казачий род имел особый наряд.
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Он состоял из юбки и кофты. Кофты были приталенные по бёдрам, с оборочкой – «басочкой», воротник «стойка» или вырезан по объёму шеи.
Застежка делалась сбоку или сзади на маленькие пуговки. Нарядные блузки украшали тесьмой, кружевом, бисером.
Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Внизу юбки украшали кружевом, оборками, мелкими складками.
На волосах казачки носили файшонку, связанную по форме узла волос крючком ли сделанную коклюшками как кружево. Файшонку надевали на узел волос сзади и концами завязывали как косынкой.
Казачья одежда изменялась в зависимости от взаимодействия с соседними народностями, модой и указами императоров.
Казаки верхнедонских станиц одевались просто. Традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой по нижнему краю. Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар.
С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Шаровары непременно имели широкие лампасы красного цвета.
Казацкая папаха была важным атрибутом казака, поэтому, сбив её с головы, неприятель наносил казаку оскорбление. Оберегая бойца в бою, казацкая папаха означала собой его воинское достоинство, а её потеря предвещала казаку скорую смерть.
Традиции и обычаи. «Проводы на войну»
Казак в белой рубахе уходит к казакам. К казачке подходят «родители» казака. С собой «ведут» коня и подносят ребенка казачке. Одна казачка держит макет церкви. На нем висит ладанка.
Уходя в поход, казаки собирались в церкви на молебен. По обычаю, брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы родных. Землю зашивали в ладанку (расшитую сумочку с горстью земли и переписанной молитвой) и привешивали к кресту на грудь.
Считалось, что это должно оградить воина от ранений и другой беды. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
После благословения отца казак кланялся в ноги родным:
- Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!
Обращаясь к жене, говорил:
- Бог даст – вернусь! Береги детей!
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Кланялась коню. Передавала повод, говорила:
- На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой.
Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Как за Доном за рекой, под зелёным дубом
Расставалася казачка с парнем черночубым.
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
Расставалася казачка с парнем черночубым.
Расставалася казачка в поле у Ростова,
Обнимала да на ветру коника лихого.
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
Обнимала да на ветру коника лихого.
Говорил казак казачке, на коня взлетая,
Ты не плачь, не плачь по мне, Марья дорогая.
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
Ты не плачь, не плачь по мне, Марья дорогая.
Ты не лей, не лей напрасно, слёзы дорогая,
Буду в армию служить, землю защищая.
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
Буду в армию служить, землю защищая
Он сказал и поскакал по степной дорожке,
До свидания Тихий Дон и станица Вёшки
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
До свидания Тихий Дон и станица Вёшки.
Блюдо
Казаки на «конях» появляются на сцене. Девушки их встречают
Встреча казака из похода была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.
После встречи казака, направлялись в дом для угощения. Перед началом трапезы перед иконой нужно было сказать слова благодарности за хлеб и соль.
Казаки отличаются особым гостеприимным приемом и обилием блюд на праздничном столе.
Рыбные блюда составляют большую часть основы донской казачьей кухни. С давних времен на Дону считается, что если на столе нет рыбы, то можно сказать, что на нем ничего нет.
Блюдами, приготовленными из осетра, сазана, сома, гостей угощали в каждом доме. Не было ни одной семьи, где бы ни запасали рыбу впрок.
Рыбу употребляют в любых ее видах и зимой, и летом: вареная, запеченая, вяленая, соленая, сушеная.
Еда разносилась или передавалась по столу следующим образом: отцу, он ставил тарелку перед стариком, затем — перед гостем или перед тем, кого хотел отметить и похвалить.
Правила поведения за столом у казаков всегда были строгими, но справедливыми. За обедом вели себя тихо, стараясь не шуметь, иначе хозяин дома мог сделать замечание. А замечание было доходчивым и молниеносным – ложкой по лбу.
А вы пошумите, нам похлопайте и приятного аппетита!