СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий занятия.

Автор- составитель: Скопинцева А.Г., педагог дополнительного образования МОУСОШ№30 города Тамбова.

Тема четверти: «Голос и речь человека».

Тема урока: «Сядем мы на горке, да расскажем скороговорки».

Вид урока: «Урок – путешествие».

Цели урока: «Развитие творческих - речевых способностей детей, формирование представления о речи человека и её важности в жизни».

Задачи урока:1)закрепить знания о скороговорках и их роли в развитии дикции;

2)воспитывать владение культурой речи поведения и чувство коллективизма;

3)продолжить работу над развитием воображения и фантазии сочинением

скороговорок и стихотворений.

Методическое, дидактическое оснащение:

Оборудование: скамейки, берёзки, верба, пеньки, телевизор.

Дидактический материал: путеводитель, мяч, цветы, знаки поощрения – таланты.

Технические средства: магнитофон, фонограмма с голосами птиц, запись песни « Игра».

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия»

Сценарий занятия.

Автор- составитель: Скопинцева А.Г., педагог дополнительного образования МОУСОШ№30 города Тамбова.

Тема четверти: «Голос и речь человека».

Тема урока: «Сядем мы на горке, да расскажем скороговорки».

Вид урока: «Урок – путешествие».

Цели урока: «Развитие творческих - речевых способностей детей, формирование представления о речи человека и её важности в жизни».

Задачи урока:1)закрепить знания о скороговорках и их роли в развитии дикции;

2)воспитывать владение культурой речи поведения и чувство коллективизма;

3)продолжить работу над развитием воображения и фантазии сочинением

скороговорок и стихотворений.

Методическое, дидактическое оснащение:

Оборудование: скамейки, берёзки, верба, пеньки, телевизор.

Дидактический материал: путеводитель, мяч, цветы, знаки поощрения – таланты.

Технические средства: магнитофон, фонограмма с голосами птиц, запись песни « Игра».

Сценарий урока.



1






























































2



































3

































4

Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок: мы будем работать над речью, голосом, а особое внимание мы уделим теме: « Голос и речь человека». К нам сегодня пришли гости, так давайте с ними поздороваемся и познакомимся:

  • На параде;

  • У зубного врача;

  • На концерте.

Встанем в круг и произнесём своё имя. На улице прекрасное время года – весна. Вся природа как – будто оживает. А давайте прямо сейчас отправимся в весёлое путешествие, которое называется: « Сядем мы на горке, да расскажем скороговорки». И пойдём мы с вами в лес, да не простой, а волшебный, а почему он волшебный и что мы будем в нём делать, вы узнаете после того, как я загадаю вам загадку «Если б не было его не сказал бы ничего»

Итак, как вы думаете, ребята, что мы будем делать в нашем путешествии?

Правильно! Мы будем говорить чётко, ясно, внятно и понятно. Итак, можно отправляться в путь. Так, как наш волшебный лес находиться недалеко, то мы пойдём пешком. Но что нам необходимо взять с собой в дорогу? Правильно! Конечно наш артикуляционный аппарат. А скажите, пожалуйста, что в него входит?

Ответы детей: губы, челюсти, язык, верхнее и нижнее нёбо.

Совершенно верно, а как нам нужно его подготовить, чтобы он не устал в дороге? Правильно с помощью артикуляционной разминки.

Давайте её проведём.

  1. Назвать своё имя, найти опору, вдохнуть любимый аппарат.

  2. Губы вытянуть в трубочку, затем в улыбочку.

  3. « Ванька – встань-ка» - губы вверх и вниз.

  4. « Хоботок» - губы по кругу.

  5. Одеть верхнюю губу на нижнюю, а затем наоборот.

  6. Зубками покусать губы.

  7. « Качели» - язык вверх и вниз.

  8. « Укольчики» - проколоть щёку языком.

  9. « Кормление птенцов»- максимально открыть широко рот.

  10. Достать языком до носа, а потом до подбородка. (использовать носовой платок)

  11. « Змеиное жало» - язык плотно протянуть через зубы.

  12. « Снять напряжение с губ» - произносить тпру.

Вытереть губы платочком. Одеваемся (задания на беспредметное действие)

У меня есть волшебный путеводитель, который будет нам помогать, чтобы мы не заблудились. Под музыку дети поднимаются на сцену. Звучит песня « Игра»: « Я тебе говорю сперва, научись не глотать слова!»

Посмотрите, какой красивый лес. Давайте посмотрим, куда мы с вами пришли? На игровое поле. А что же мы должны сделать, чтобы продолжить наше путешествие?

Ответы детей: Вспомнить игровые упражнения для отработки звуков. Совершенно верно, давайте так и сделаем.)

МАЛЯР.

Языком нарисовать любую картинку, свою мечту.

5)ЗАДУТЬ СВЕЧУ

Медленно дуть на ладонь, затем прерывисто.

6)КТО УМЕЕТ УЛЫБАТЬСЯ

Как можно сильнее растянуть губы.

7)ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Представить себе своё любимое варенье и облизнуть губы.

Правильно мы должны выполнить упражнения для отработки гласных и согласных звуков.

1)И, Э, А, О, У, Ы.

2)Покачать так, как качаете маленького ребёнка: и-и-и, э-э-э,

а-а-а, о-о-о, у-у-у -, ы-ы-ы.

3)побросать в стенку мячики, произнося звуки отрывисто: и, э, а,

о, у, ы.

4 «Встретить большой пароход», произнося все звуки слитно: и э а о у ы.

(учитель показывает картинку с изображением парохода)

5) «Встретить маленький пароход» произнося все звуки нараспев: иии, эээ, ааа, ооо, ууу, ыыы .

6)произносить звуки с хлопками и ударениями на ударный звук:

Иэаоуы, иЭаоуы, иэАоуы, иэаОуы, иэаоУы, иэаоуЫ.

7) « Запустить звук А в космос» переходя на звук Ю.

Давайте вспомним упражнения для произношения согласных звуков. Но сначала скажите, пожалуйста, чем отличаются гласные от согласных?

Ответы детей.

Правильно гласные произносятся с голосом, их можно петь. А согласные произносятся без голоса, их петь нельзя.

А скажите, пожалуйста, какие бывают согласные?

Ответы детей.

Правильно, бывают согласные звонкие и глухие.

Итак, давайте проведём речевую разминку.

1)Звуки Б и П произносить отрывисто, как будто забиваете гвозди в стенку.

2)Звуки В и Ф произносить так, как будто забиваете гвозди в дощечку.

3) « Локоточки» произносить звуки Г и К так, как будто они отскакивают от локтей.

4) « Едим на машине» представить себе, что в руках держите руль и произносить звук В.

5) «Самолёт» представьте себе, что ваша рука маленький самолёт, и он летит со звуком В.

6) «Дрель» нужно просверлить стенку со звуком З.

7) « Рубанок» снять стружку с доски со звуком Ж.

8) « Метла» подмести двор со звуком Ш.

9) «Косари» косить траву со звуком С.

10) « Пылесос» почистить ковёр со звуком ВЖ.

11) «Тигрёнок» порычать со звуком Р.

12) «Комарик» поймать летящего комара со звуком З и потом хлопнуть в ладоши.

13) «Пули» нужно успеть отмахнуться от пуль со звуком Ф.

14) «Насос»

Я очень рада, что вы помните об этих звуках. Не забывайте о них, не позволяйте себе « акать», шипеть, свистеть, картавить, гнусавить.

И действительно, давайте отдохнём и подумаем, какие звуки мы сейчас отрабатывали?

Ответы детей: свистящие, шипящие, глухие, звонкие.

Итак, двигаемся дальше. Под музыку дети продолжают движение по сцене. Давайте посмотрим куда - же мы попали?

« Егоркин пригорок». Странно, почему мы пришли именно сюда?

Правильно! Это и есть наш главный пункт назначения, если вы помните так и звучит тема нашего урока. Что же мы будем здесь делать?

Ответы детей: повторять и вспоминать скороговорки. (Раз Егорка, два Егорка)

Дети садятся на скамейки и пеньки по кругу, берут в руки мяч и по группам произносят скороговорки.

1)У Егорки хороши скороговорки: вышел кот из ворот,

Кот рябой, хвост трубой, если сможешь, повтори,

Не один разок, а три.

2) Мама сшила для мартышки: шубу, шапку и штанишки.

Черепашка черепашонку сшила чепчик, распашонку.

3)У Тамары - тараторки тридцать три скороговорки.

Самая простая, знаете какая? Да вот она:

Собака Шарик несла сухарик.

4) Купила кукушка ушат, купать собралась кукушат.

5)У кролика Гришки - четыре братишки:

Кролик Гошка, кролик Прошка, кроликЛёшка, да Серёжка.

6) Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

7) Хвастал храбрый краб три дня - краба нет, храбрей меня.

8) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

9) Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.

10) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

11) Водовоз вёз воду из под водопровода.

12) Пришёл Прокол кипел укроп, ушёл Прокоп кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипел укроп.

13) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14) На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на дворе двора.

15) Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку, Грека цап.

Спасибо! А теперь подумайте и скажите: по какому принципу строятся скороговорки?

Ответы детей: подбираются похожие слова по звучанию, несколько раз повторяются определённые слова.

А как вы думаете: для чего нужны скороговорки?

Ответы детей: чтобы говорить - ясно, чётко, внятно, громко и понятно.

А посмотрите - ка вот сюда, что это за предмет спрятан за берёзкой?

(находим телевизор). Телевизор, странно, почему он здесь? А как вы думаете?

Ответы детей: Чтобы произносить скороговорки с разными подтекстами и интонациями.

Правильно, давайте узнаем прогноз погоды, сможем ли мы продолжать наше путешествие дальше. А может быть нам лучше вернуться? Давайте скажем скороговорку: « В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили чёрными чернилами чертёж», но с разными интонациями и подтекстом. Дети произносят скороговорки.

А скороговорки, то у нас не простые - их можно произносить то тише, то громче с усилением голоса. Давайте вспомним скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит». Дети произносят скороговорки начиная с тихого диапазона заканчивая совсем громким. « Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Ну, что ж, давайте пойдём дальше. Дети идут под музыку, взявшись за руки.

Интересно куда же мы пришли? Странно попали мы на поляну фантазии, а она почему-то совсем неинтересная, скучная, что бы это могло значить? Как вы думаете?

Ответы детей: нам было заданно домашнее задание-сочинить свою собственную скороговорку и нарисовать её на цветке.

Совершенно верно, давайте украсим нашу поляну, что бы она стала действительно поляной фантазии. Дети читают свои скороговорки и прикрепляют цветы на ширмы, пеньки, деревья.

1) Зоя с Зиной жуют резинку.

2) Хоккейные клюшки - стучат, как хлопушки.

И шайбы летят от ворот до ворот.

В команде «Хрю-хрю» тренировка идёт.

3) Кто громко хохочет, тот жить долго хочет.

4) Ходит, ходит, не находит. А находит, так уходит.

Тает, тает, не растает, а растает - уплывает.

5) Гусь гогочет: га-га-га – вот такая ерунда!

6) Гусь построил новый дом, гости шли к нему гуськом.

7) Видит лев в своём лесу - филина на дубу.

Филин с дуба прыг - лев его настиг.

8) Гром гремит, земля трясётся - это папа наш смеётся.

9) Ударил сильный мороз, у меня посинел нос.

Я на печку залез и смотрел стс.

10) Идёт с косой косой козёл.

11) Дед Дадон в трубу дудел. Дудку дед трубой задел.

12) Глаша готовила кашу, каша была хороша.

Гости покушали кашу, Глаша была голодна.

13) Целый день варила Оля, суп и кашу из фасоли.

Не съедобен суп у Оли, много в супе было соли.

14) Ай ду-ду-ду сидит ворон на дубу.

Вдруг подошла к нему коза и ай-да-айда-айда.

15) Коля с Галей хором пели, в классе окна зазвенели.

16) Зина с Зойкой танцуют польку.

17) Свинья вздыхала у корыта: «Совсем не стало аппетита».

Теперь наша поляна действительно полна вашими фантазиями. Но как это не грустно, нам пора возвращаться домой, в школу.

Послушайте и проанализируйте, как же с помощью голоса можно выразить свои чувства и эмоции.

Как прекрасно закончилось наше путешествие.

Вот мы и вернулись домой, многое увидели, повторили, побывав в волшебном лесу. А попробуйте к следующему уроку сочинить небольшой рассказ или стихотворение, а может быть вы нарисуете рисунок о своих впечатлениях.

Какой получился у нас интересный урок, мы многое узнали, повторили, вспомнили, соприкоснулись с актерским мастерством.

А древней Греции актёры за свой труд получали деньги, которые назывались ТАЛАНТЫ.

И сегодня я вам всем вручаю такие таланты с памяткой:

Вместо окрика злого, лучше доброе слово.

И улыбку не надо беречь.

Жизнь устроена мудро, это вовсе не трудно,

Берегите, пожалуйста, речь!

И, как поётся в песне: идите дорогою добра!

Звучит фонограмма песни «Дорога добра», детям вручаются таланты и улыбки. До свидания. Урок окончен. Спасибо за урок.

Под музыку дети уходят.





Объяснение темы и цели урока.

Мотивация и положительный настрой на работу.


Вхождение в ситуацию.






Использование своих голосовых возможностей чтение вслух.












Диалог – вопрос учителя с детьми.









Игровая разминка речевого аппарата.





Формирование культурно-эстетических навыков.









Создание новой проблемной ситуации, интриги.
































Проживание главной ситуации урока.



Работа детей в группах.




















Опрос пройденного материала.





Перевоплощение, создание новой мнимой ситуации.






Рождение новых образов.



Кульминация урока.















Творческое домашнее задание.































Эпилог урока.














Творческое домашнее задание.



Вручение знаков поощрения.













Данный урок является обобщающим по теме: « Голос и речь человека», основной целью которого было повторение пройденного материала. Формой урока является игра – путешествие, основная задача которого вызвать интерес к своему предмету. Этот урок содержит и выполняет основную функцию эмоциональной разгрузки: « Играя – обучая».

Но главной его целью является умение воспитать, научить, дать определённые знания через игру. Уметь превратить школьные будни в «Школу положительных эмоций». Эффективность педагогического процесса, в данном случае урока закономерно зависит от условий в которых он протекает: материальных (уютный зал), гигиенических (чистый пол, свежий воздух), морально – психологических (дети с удовольствием идут на урок, зная, что там будут играть и « отдыхать»), эстетических (красивые наглядные пособия, форма, наличие носового платка). При построении урока необходимо учитывать рекомендации психологов, распределяя нагрузку следующим образом:

5-23 минута урока – основная нагрузка

1-4 минута – настрой на работу

35-45минута – повторение

Весь урок направлен на сохранение здоровья детей, в первую очередь психологического, используя технологии « Психодрамы по Марену», АРТ – ТЕРАПИЯ творчеством.

Приоритет отдаётся развитию речи, потому что у детей имеются различные речевые нарушения, а также она является показателем развития интеллекта.

В рамках этого дети самостоятельно сочиняют различные скороговорки и стихотворения. Для полной наглядности красивой речи используются собственные голосовые возможности. Темп урока очень разнообразный от индивидуальных до групповых заданий. Для полного комфорта на уроке используется экологизация – связь с природой, пусть даже нарисованной. Основная атмосфера урока – сотрудничество учителя и учеников.

Использованная литература при составлении урока:

1)Беляньска Л.Б.,Сталкер Д. « Хочу на сцену» 1997г.

2)Афанасьев – Коморин С. « Триста творческих конкурсов» 1990г.

3)Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. « Театрализованные игры в школе»2000г.

4)Савкова З.В. « Как сделать голос звучным»1975г.

5)Дж. Родари «Грамматика фантазий» 1978г.


















У Егорки хороши скороговорки: вышел кот из ворот,

Кот рябой, хвост трубой, если сможешь, повтори,

Не один разок, а три.


Мама сшила для мартышки: шубу, шапку и штанишки.

Черепашка черепашонку сшила чепчик, распашонку.


У Тамары - тараторки тридцать три скороговорки.

Самая простая, знаете какая? Да вот она:

собака Шарик несла сухарик.


Купила кукушка ушат, купать собралась кукушат.


У кролика Гришки - четыре братишки:

Кролик Гошка, кролик Прошка,

Кролик Лёшка, да Серёжка.


Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.


Хвастал храбрый краб три дня - краба нет, храбрей меня.


Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Собирала Маргаритка маргаритки на горе,

растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.


Карл у Клары украл кораллы, а Клара

у Карла украла кларнет.


Водовоз вёз воду из под водопровода.


Пришёл Прокол кипел укроп, ушёл Прокоп кипел укроп,

как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипел укроп.


Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.


На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на дворе двора.



Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак,

сунул Грека руку в реку, рак за руку, Грека цап.



Зоя с Зиной жуют резинку.


Хоккейные клюшки - стучат, как хлопушки.

И шайбы летят от ворот до ворот.

В команде «Хрю-хрю» тренировка идёт.


Кто громко хохочет, тот жить долго хочет.


Ходит, ходит, не находит. А находит, так уходит.

Тает, тает, не растает, а растает - уплывает.


Гусь гогочет: га-га-га – вот такая ерунда!


Гусь построил новый дом, гости шли к нему гуськом.


Видит лев в своём лесу - филина на дубу.

Филин с дуба прыг - лев его настиг.


Гром гремит, земля трясётся - это папа наш смеётся.


Ударил сильный мороз, у меня посинел нос.

Я на печку залез и смотрел стс.


Идёт с косой косой козёл.


Дед Дадон в трубу дудел. Дудку дед трубой задел.


Глаша готовила кашу, каша была хороша.

Гости покушали кашу, Глаша была голодна.


Целый день варила Оля, суп и кашу из фасоли.

Не съедобен суп у Оли, много в супе было соли.



Ай ду-ду-ду сидит ворон на дубу.

Вдруг подошла к нему коза и ай-да-айда-айда.


Коля с Галей хором пели, в классе окна зазвенели.


Зина с Зойкой танцуют польку.


Свинья вздыхала у корыта: «Совсем не стало аппетита».




В четверг четвёртого числа,

в четыре с четвертью часа,

четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка,

чертили чёрными чернилами чертёж.








И Э А

О У Ы






































Cценарий Урока.

Урок основ театрального искусства в 5 классе.

Автор- составитель: Скопинцева А.Г., педагог дополнительного образования МОУСОШ№30 города Тамбова.

Тема четверти: « Голос и речь человека».

Тема урока: « Говорим четко, понятно, громко, красиво»

Вид урока: «Урок – путешествие».

Цели урока: «Развитие творческих - речевых способностей детей, формирование представления о речи человека и её важности в жизни».

Задачи урока:1) Закрепить знания о языке и его роли в жизни человека;

2) Воспитывать владение культурой речи поведения и чувство

коллективизма;

3) Продолжить работу над упражнениями, воздействующими на диафрагму;

4)Развивать правильное звучание голоса;

Методическое, дидактическое оснащение:

Оборудование: карта, буквы, болото, платок.

Дидактический материал: путеводитель, мяч, знаки поощрения – таланты.

Технические средства: магнитофон, фонограмма с голосами птиц, запись песни « Если с другом вышел в путь»

Сценарий урока

1

Приветствие. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок.

Мы отправимся в страну, название которой вы узнаете после того,

как угадаете мою загадку: «Если б не было его, не узнал бы ничего»

Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей.

Совершенно верно – это язык. А страна, в которую мы отправимся

Сегодня называется « ЯЗЫКАРИЯ». Посмотрите на карту – вот здесь

находимся мы, а здесь наша волшебная страна. А в конце нашего путешествия

мы узнаем секрет: «Для чего нам нужен язык и голос?»

Так как волшебный замок, где скрыта наша тайна, находится не так далеко,

мы отправимся туда пешком. А как вы думаете, что мы возьмём в дорогу?

Ответы детей.

Совершенно верно – самое необходимое. Наш речевой аппарат. А вспомните, пожалуйста, что в него входит?

Ответы детей.

Правильно – это наши губы, челюсти, язык, верхнее и нижнее нёбо.

А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наш аппарат не устал в дороге?

Ответы детей.

Правильно, его нужно подготовить. А как это сделать?

Ответы детей.

Правильно, при помощи артикуляционной разминки. А давайте её проведём.

  1. Назвать своё имя, найти опору, вдохнуть любимый запах.

  2. Губы вытянуть в трубочку, затем в улыбочку.

  3. « Ванька – встань-ка» - губы вверх и вниз.

  4. « Хоботок» - губы по кругу.

  5. Одеть верхнюю губу на нижнюю, а затем наоборот.

  6. Зубками покусать губы.

  7. « Качели» - язык вверх и вниз.

  8. « Укольчики» - проколоть щёку языком.

  9. « Кормление птенцов»- максимально открыть широко рот.

  10. Достать языком до носа, а потом до подбородка. (использовать носовой платок)

  11. « Змеиное жало» - язык плотно протянуть через зубы.

12)Челюсти вправо, а затем влево.

13) «Собачки» - лакаем молочко из блюдечка.

14)Снять напряжение – тпру.

Вытерли губы платочком.

Итак, подготовились, можно отправляться в путь.

Звучит мелодия песни « Если с другом вышел в путь».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Но что это такое? На нашем пути болото, да не простое, а игровое.

Как вы думаете, что же это означает?

Ответы детей.

Правильно. Мы должны вспомнить игровые упражнения для разминки речевого аппарата. А если не вспомним, то пропадём,

увязнем в болоте и никогда не узнаем о тайне языка.

1)ХОБОТОК.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А потом их отпускаю и на место возвращаю.

2)ОРЕШЕК.

Зубы крепче мы сомкнём, а потом их разомкнём.

Всё на место возвращается и прекрасно расслабляется.

3)МАЛЯР.

Языком нарисовать любую картинку, свою мечту.

4)СЕРДИТЫЙ ЯЗЫК

С языком случилось что – то, он толкает зубы.

Будто хочет их за что – то вытолкнуть за губы.

Он на место возвращается и чудесно расслабляется.

5)ЗАДУТЬ СВЕЧУ

Медленно дуть на ладонь, затем прерывисто.

6)КТО УМЕЕТ УЛЫБАТЬСЯ

Как можно сильнее растянуть губы.

7)ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Представить себе своё любимое варенье и облизнуть губы.

Молодцы, мы удачно перебрались через болото. Давайте продолжим наше путешествие. Дети идут под музыку.

Декорации меняются. Но, что это такое? Грозные стражники А и Б

Не пускают нас в замок. Что же случилось? Может быть, вы мне подскажете.

Ответы детей.

Правильно – это начальные звуки гласного и согласного рядов требуют от нас пароль.

Как вы думаете какой?

Правильно мы должны выполнить упражнения для отработки гласных и согласных звуков.

1)И, Э, А, О, У, Ы.

2)Покачать так, как качаете маленького ребёнка: и-и-и, э-э-э,

а-а-а, о-о-о, у-у-у -, ы-ы-ы.

3)побросать в стенку мячики, произнося звуки отрывисто: и, э, а,

о, у, ы.

4 «Встретить большой пароход», произнося все звуки слитно: и э а о у ы.

(учитель показывает картинку с изображением парохода)

5) «Встретить маленький пароход» произнося все звуки нараспев: иии, эээ, ааа, ооо, ууу, ыыы .

6)произносить звуки с хлопками и ударениями на ударный звук:

Иэаоуы, иЭаоуы, иэАоуы, иэаОуы, иэаоУы, иэаоуЫ.

7) « Запустить звук А в космос» переходя на звук Ю.

Молодцы, стражник А готов нас пропустить, потому что мы выполнили его пароль. Но стражник Б пока нас не пропускает, ждёт, когда же мы выполним упражнения для согласных.

Давайте вспомним упражнения для произношения согласных звуков. Но сначала скажите, пожалуйста, чем отличаются гласные от согласных?

Ответы детей.

Правильно гласные произносятся с голосом, их можно петь. А согласные произносятся без голоса, их петь нельзя.

А скажите, пожалуйста, какие бывают согласные?

Ответы детей.

Правильно, бывают согласные звонкие и глухие.

Итак, давайте проведём речевую разминку.

1)Звуки Б и П произносить отрывисто, как будто забиваете гвозди в стенку.

2)Звуки В и Ф произносить так, как будто забиваете гвозди в дощечку.

3) « Локоточки» произносить звуки Г и К так, как будто они отскакивают от локтей.

4) « Едим на машине» представить себе, что в руках держите руль и произносить звук В.

5) «Самолёт» представьте себе, что ваша рука маленький самолёт, и он летит со звуком В.

6) «Дрель» нужно просверлить стенку со звуком З.

7) « Рубанок» снять стружку с доски со звуком Ж.

8) « Метла» подмести двор со звуком Ш.

9) «Косари» косить траву со звуком С.

10) « Пылесос» почистить ковёр со звуком ВЖ.

11) «Тигрёнок» порычать со звуком Р.

12) «Комарик» поймать летящего комара со звуком З и потом хлопнуть в ладоши.

13) «Пули» нужно успеть отмахнуться от пуль со звуком Ф.

14) «Птичий разговор» представьте себе, что вы птицы. Почирикайте со звуками чку, чке, чка, чко, чкы, цка, цке, цко, цку, цкы.

Но сначала давайте послушаем пение птиц в лесу, чтобы лучше представить себе атмосферу птичьих разговоров.

Вот мы и смогли открыть волшебные замки и попасть в таинственный замок. Я очень рада, что вы помните об этих звуках. Не забывайте о них, не позволяйте себе « акать», шипеть, свистеть, картавить, гнусавить. Если вы не будете выполнять эти правила, звуки могут обидеться и покинуть нашу волшебную страну. И сейчас, наконец – то мы узнаем тайну, для чего нам нужен язык и голос.

С помощью его мы говорим и общаемся. Математики подсчитали, что с того времени как возникла речь, люди наговорили 10 миллионов биллионов слов – это 1419 нулей. Слова и составляют наш язык и речь. Сколько же нужно всего слов для языка ? Что до русского языка то в толковом словаре Даля содержится более 200000 слов. А в последнем издании английского словаря Вебстера 450000 слов. Ни один человек не знает всех слов словаря. Большинство взрослых людей понимают около 35000 слов. При этом мы понимаем в 10 раз больше, чем употребляем. Если мы будем правильно знать значения слов и употреблять их там, где нужно, грамотно составлять предложения, то наш голос и язык будет звучным, звонким, мягким, плавным, лаконичным, безупречным, острым, самым языкастым и театральным. Но не только наш речевой аппарат, гласные и согласные делают его таким. А как вы думаете, что ещё способствует его улучшению?

Ответы детей.

Правильно, упражнения, воздействующие на работу диафрагмы.

Давайте их вспомним.

  1. «Дрессировщики» - диалог между собачками и дрессировщиками ( группа делится на две половины и имитирует движения собачек).

-Это кость моя! Отдай!

-Ты за это мне полай! Голос!

-Ав!

-Голос!

-Ав!

-Кость твоя, мой друг!

-Ав! Ав!

Упражнение делается поочередно, то одна, то другая сторона.

  1. «Гармонисты»

(дети делают движения руками, как будто играют на гармошке)

-Трата – та! Трата – та!

-Вышла кошка за кота!

-За кота – котовича!

-За Петра Петровича!

3) «Хохлатки»

(дети изображают курицу и цыплят)

-Кудах – тахтах! Кудах – тах – тах!

Кудахтают хохлатки.

-Куда ах - ах! Куда ах - ах!

-Попрятались цыплятки?

4) «Циркачи»

-Але – гоп! Але – гоп! Але – гоп, гоп, гоп.

А сейчас давайте вспомним упражнения для развития фантазии.

1) « Четыре стихии» игра с мячом.

Если я вам скажу « вода» - то вы мне должны назвать всех тех, кто живёт в воде. Если я скажу «земля» вы назовёте земных жителей. А если скажу «небо» всех тех, кто может летать. Слово «Огонь» означает молчание и вы должны отбросить мяч назад.

2)«Существительные – прилагательные».

Я буду вам называть имена существительные – а вы должны подобрать к ним подходящие прилагательные. Например: мяч – круглый, яблоко – спелое. Только уговор – вы не должны называть цвет предмета.

А сейчас мы устроим конкурс «Говорунов».

Нужно произнести любимую скороговорку с подтекстом о том, как прошел наш урок.

Дети рассказывают скороговорки.

Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться обратно в школу. Под фонограмму песни « Если с другом вышел в путь» дети идут по кругу, взявшись за руки. Вот мы и закончили наше путешествие. Мы многое узнали, повторили, вспомнили. А для того, чтобы лучше всё запомнить, давайте «завяжем узелки на память». Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. (учитель берёт заранее приготовленный платок).

1)Для чего нам нужен язык и голос?

2)Кто живёт в стране «Языкарии»?

3)Что нам необходимо для развития речи?

4)Для чего нужно развивать речь?

И на прощание я хочу раздать вам «Узелки на память» (памятки - практические советы)

1)Говори всегда четко, понятно, громко.

2)Тексты упражнений должны произносится осмысленно и выразительно.

3)Правильно произноси все звуки и слова.

4)Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.

5)Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.

И на прощание я хочу вам пожелать не забывать следующее

Вместо окрика злого, лучше доброе слово

И улыбку не надо беречь.

Жизнь устроена мудро, это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

Наш урок окончен. Спасибо за внимание. Под музыку дети уходят.

Данный урок является обобщающим по теме: « Голос и речь человека», основной целью которого было повторение пройденного материала. Формой урока является игра – путешествие, основная задача которого вызвать интерес к своему предмету. Этот урок содержит и выполняет основную функцию эмоциональной разгрузки: « Играя – обучая».

Но главной его целью является умение воспитать, научить, дать определённые знания через игру. Уметь превратить школьные будни в «Школу положительных эмоций». Эффективность педагогического процесса, в данном случае урока закономерно зависит от условий, в которых он протекает: материальных (уютный зал), гигиенических (чистый пол, свежий воздух), морально – психологических (дети с удовольствием идут на урок, зная, что там будут играть и « отдыхать»), эстетических (красивые наглядные пособия, форма, наличие носового платка). При построении урока необходимо учитывать рекомендации психологов, распределяя нагрузку следующим образом:

5-23 минута урока – основная нагрузка

1-4 минута – настрой на работу

35-45минута – повторение

Весь урок направлен на сохранение здоровья детей, в первую очередь психологического, используя технологии « Психодрамы по Марену», АРТ – ТЕРАПИЯ творчеством.

Приоритет отдаётся развитию речи, потому что у детей имеются различные речевые нарушения, а также она является показателем развития интеллекта.

В рамках этого дети самостоятельно сочиняют различные скороговорки и стихотворения. Для полной наглядности красивой речи используются собственные голосовые возможности. Темп урока очень разнообразный от индивидуальных до групповых заданий. Для полного комфорта на уроке используется экологизация – связь с природой, пусть даже нарисованной. Основная атмосфера урока – сотрудничество учителя и учеников.

Использованная литература при составлении урока:

1)Беляньска Л.Б.,Сталкер Д. « Хочу на сцену» 1997г.

2)Афанасьев – Коморин С. « Триста творческих конкурсов» 1990г.

3)Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. « Театрализованные игры в школе»2000г.

4)Савкова З.В. « Как сделать голос звучным»1975г.

5)Дж. Родари «Грамматика фантазий» 1978г.

6)ЧерноморовА.И., ШустоваА.И. «Практикум по выразительному чтению»1970г.

Надеюсь кому- то мой урок пригодится, буду очень рада!






Объяснение темы и цели урока.

Мотивация и положительный настрой на работу.


Вхождение в ситуацию.






Диалог – вопрос

Учителя с детьми.











Игровая разминка речевого аппарата.




Формирование культурно – эстетических навыков.

















Создание новой проблемной ситуации, интриги.
































Проживание главной ситуации урока.























.





Перевоплощение, создание новой мнимой ситуации.






Рождение новых образов.



Кульминация урока.



















Работа детей в группах.


























Развитие воображения и фантазии.










Творческое домашнее задание.









Эпилог урока.

Опрос пройденного материала.




.


Вручение знаков поощрения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!