7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Азова
Сценарий занятия «Казачьи посиделки»
в рамках внеурочной деятельности «Истоки Донского казачества»
на тему: «Край родной – Донской казачий».
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
первой квалификационной категории
Недвига Елена Владимировна
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у школьников, на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами).
Ведущая:
-Здорово дневали, люди дорогие!
Веселья вам да радости! Низкий поклон вам, всем!
- Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. Просим в нашу хату! Будьте как дома.
Припасли мы для вас забав на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли вам видно, всё ли слышно? Всем ли места хватило?
Сегодня вы услышите замечательные казачьи песни.
А песня родится там, где много солнца, света, радости.
Песня
Казачка:
-Поглядите-ка на наших казачат, подросли они, приосанились.
Какие они удалые, нарядные да молодые. А как красиво спивают. Ой, да молодцы казачата.
-А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
Ведущая:
Хоть и более привычно
Посидеть нам всем в кругу,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
(Дети присаживаются на подготовленные скамейки перед куренем).
-А скажите мне, кто это такие - казаки? (дети читают стихи)
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
(дети отвечают) Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.
Казачка:
-А скажите, казачата на берегу какой реки вы живете? Как называется наша река?
Казачка:
Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием).
- Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне.
1. Казак без песни, что виноградная лоза, без гроздьев.
Ребенок:
Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Казаки в степи идут
Погулять немножко.
Песня
-А поведайте-ка нам, казачата: «Кто же главный у казаков?» - (атаман)
-А как зовут помощника? – (есаул)
-А где выбирают атамана? - (на кругу)
-А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо)
-Как называют жилище казаков?(курень)
На берегах и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.
Ведущая: А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!
Казачка: Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?
Ведущая: Сопоставьте старинные слова с современными.
Вечерять – ужинать,Цибарка – ведро,Завеска – фартук,Курень – дом,Банить – мыть,Бедовая – шустрая,Чувяки – тапочки, туфлиОшкарябать – поцарапать,Кочет – петух,Торбочка – сумка
Ведущая: А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем.
-А пословицы о казаках вы знаете?
Пословицы:
1. Где казак там и слава.
3. Казаку конь себя дороже.
4. Казак без коня –сирота!
Казачка:
Что-то засиделись мы с вами. Не пора ли нам устроить казачьи гулянья, песни, танцы да состязанье?
Мальчик:
А у нас девчата есть, что не можно глаз отвесть.
А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.
А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.
Песня
Ведущая:
Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая: «На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Ведущая: Послушайте песню
Казачка:
А теперь пришла пора и для игр, детвора.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы играть.
Казачьи игры «Ручеек», «Платочек»
Казачка:
Хорошо вы поёте, играете, а загадки отгадаете?
Загадки:
1. Лохматый казак, посреди кушак
По двору ходит, порядок наводит (веник)
2. Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок)
3. Летела пташка промеж рта и чашки (ложка)
Казачка:
Казачата, а что готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)
А из чего варят уху?
Назовите блюда, которые готовят у нас из рыбы? (….)
Ведущая: Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким. Все эти качества они воспитывали с детства. Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений.
Вот такие мы ребята –Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
По воскресеньям казаки и стар и млад не работали. Они до обеда ходили в церковь, а затем отдыхали- пели песни, шутили, танцевали. Издавна после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата, чтобы отдохнуть,пошутить друг с другом.
А вы, ребята, знаете шутки казаков.
Давайте, покажите нам, пошутим вместе.
1. (Хозяйка и Федул):
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожог.
-Можно зашить?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2.(Хозяйка и Фома):
-Фома, что из леса не идёшь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идёт!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3. (Хозяйка и сынок):
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?
Казачка:
Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра
"Кто сегодня самый ловкий?"
ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)
Казачка: Подходите ближе, пряхи,
Пряжу тките на рубахи Тот, кто нить длинней спрядёт,
Вот того подарок ждёт.
ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"
Ведущая:
Любимый край степной...
Любимый, дорогой
И луг цветущий здесь весной...
И степь всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
Список используемой литературы:
1. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920».
2. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края».
3. Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.
4. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».
5.Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кириллова И.Х.
6. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.