СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия «Казачьи посиделки» в рамках внеурочной деятельности «Истоки Донского казачества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

на тему: «Край родной – Донской казачий».

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия «Казачьи посиделки» в рамках внеурочной деятельности «Истоки Донского казачества»»

7




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

города Азова













Сценарий занятия «Казачьи посиделки»

в рамках внеурочной деятельности «Истоки Донского казачества»

на тему: «Край родной – Донской казачий».














Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5

первой квалификационной категории

Недвига Елена Владимировна


Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у школьников, на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами).


Ведущая:

-Здорово дневали, люди дорогие!

Веселья вам да радости! Низкий поклон вам, всем!


- Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. Просим в нашу хату! Будьте как дома.


Припасли мы для вас забав на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли вам видно, всё ли слышно? Всем ли места хватило?

Сегодня вы услышите замечательные казачьи песни.


А песня родится там, где много солнца, света, радости.


Песня

Казачка:

-Поглядите-ка на наших казачат, подросли они, приосанились.

Какие они удалые, нарядные да молодые. А как красиво спивают. Ой, да молодцы казачата.

-А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей


Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.


Ведущая:

Хоть и более привычно

Посидеть нам всем в кругу,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

(Дети присаживаются на подготовленные скамейки перед куренем).

-А скажите мне, кто это такие - казаки? (дети читают стихи)


Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.


(дети отвечают) Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.


Казачка:

-А скажите, казачата на берегу какой реки вы живете? Как называется наша река?

Казачка:

Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием).

- Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне.

1. Казак без песни, что виноградная лоза, без гроздьев.

Ребенок:

Расступись, честной народ,

Не пыли, дорожка.

Казаки в степи идут

Погулять немножко.


Песня


-А поведайте-ка нам, казачата: «Кто же главный у казаков?» - (атаман)

-А как зовут помощника? – (есаул)

-А где выбирают атамана? - (на кругу)

-А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо)

-Как называют жилище казаков?(курень)

На берегах и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.

Ведущая: А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!

Казачка: Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?

Ведущая: Сопоставьте старинные слова с современными.

Вечерять – ужинать,Цибарка – ведро,Завеска – фартук,Курень – дом,Банить – мыть,Бедовая – шустрая,Чувяки – тапочки, туфлиОшкарябать – поцарапать,Кочет – петух,Торбочка – сумка


Ведущая: А вы знаете казачьи поговорки?

- Казачьему роду нет переводу;

- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

- Казак с конем и ночью и днем.





-А пословицы о казаках вы знаете?

Пословицы:

1. Где казак там и слава.

3. Казаку конь себя дороже.

4. Казак без коня –сирота!


Казачка:

Что-то засиделись мы с вами. Не пора ли нам устроить казачьи гулянья, песни, танцы да состязанье?


Мальчик:

А у нас девчата есть, что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.

А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.

Песня


Ведущая:

Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая: «На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.


Ведущая: Послушайте песню


Казачка:

А теперь пришла пора и для игр, детвора.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть.


Казачьи игры «Ручеек», «Платочек»


Казачка:

Хорошо вы поёте, играете, а загадки отгадаете?


Загадки:

1. Лохматый казак, посреди кушак

По двору ходит, порядок наводит (веник)

2. Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок)

3. Летела пташка промеж рта и чашки (ложка)


Казачка:

Казачата, а что готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)

А из чего варят уху?

Назовите блюда, которые готовят у нас из рыбы? (….)

Ведущая: Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким. Все эти качества они воспитывали с детства. Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений.


Вот такие мы ребята –Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!


По воскресеньям казаки и стар и млад не работали. Они  до обеда ходили в церковь, а затем отдыхали- пели песни, шутили, танцевали. Издавна после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата, чтобы отдохнуть,пошутить друг с другом.


А вы, ребята, знаете шутки казаков.


Давайте, покажите нам, пошутим вместе.


1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожог.

-Можно зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.


2.(Хозяйка и Фома):

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идёт!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!


3. (Хозяйка и сынок):

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?


Казачка:

Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"


ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)


Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.


ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"


Ведущая:

Любимый край степной...

Любимый, дорогой

И луг цветущий здесь весной...

И степь всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя !







































Список используемой литературы:

1. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920».

2. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края».

3. Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.

4. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».

5.Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кириллова И.Х.

6. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.