Сценарий занятия по теме: Россия комфортная: энергетика
Введение
СЛОВО ПЕДАГОГА: Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить об отрасли, которая играет одну из важнейших ролей в нашей повседневной жизни. И это вовсе не преувеличение.
Давайте взглянем на несколько знакомых предметов, которые я покажу вам: свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, и на слайде: газовая горелка, костёр, электроплита.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Все эти предметы дают нам свет и тепло. Подумайте, что их объединяет? Какую функцию они выполняют в нашей жизни? Эти вещи станут подсказкой к теме сегодняшнего занятия. Как вы думаете, что общего у всех этих объектов?
Ответы обучающихся.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Отлично, вы правильно подметили, что все они помогают нам в быту и
связаны с энергией, которая даёт возможность получать свет и тепло, а также выполнять
работу. Посмотрите вокруг: сколько в этом классе предметов, которые работают благодаря источнику энергии? Назовите примеры!
Ответы обучающихся (возможные ответы: лампочки, проектор, розетки, телевизор, мобильные телефоны часы и т. д.)
СЛОВО ПЕДАГОГА: Верно! Все эти устройства зависят от источников энергии. Итак, запишите тему нашего сегодняшнего занятия: «Россия комфортная: энергетика».
СЛОВО ПЕДАГОГА: Мы обсудим направления этой важной отрасли, без которой наша жизнь выглядела бы совсем иначе. Благодаря энергетике мы можем готовить пищу, передавать и получать информацию, читать книги по вечерам, смотреть телевизор, слушать музыку и подкасты и многое другое.
Ребята, для начала я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который познакомит нас с основными направлениями энергетической отрасли и покажет, как она влияет на нашу повседневную жизнь. После просмотра видеоролика мы проверим, насколько хорошо вы запомнили информацию.
Внимание на экран.
Видеоролик о среде и отрасли
Текст видеоролика:
Какая сила заставляет работать всё вокруг нас? Где рождается свет, который зажёгся от нажатия выключателя? И что нас ждёт в будущем — энергия солнца или ветра? Давайте разбираться.
Энергетика — это основа современной жизни. Благодаря ей в домах есть тепло и свет, работают гаджеты и техника. К слову, и ролик этот мы можем посмотреть благодаря энергетике. Когда-то людям хватало огня и дров, но сегодня мощные электростанции вырабатывают энергию, которая проходит по тысячам километров проводов, чтобы в комнате зажглась лампа или зарядился телефон. Всё, что движется, светится или обогревает, связано с энергетикой.
Электроэнергия — это ключевой источник энергии, который питает большинство устройств, которыми мы пользуемся каждый день. Поэтому начнём с того, как её производят.
Производство электроэнергии включает три этапа. Сначала электростанции вырабатывают
электричество и тепло. Например, на самой мощной гидроэлектростанции России — Саяно-Шушенской ГЭС — благодаря напору воды вырабатывается электричество. На втором этапе энергия проходит по тысячам километров линий электропередач и попадает в города и сёла. И наконец, третий этап — потребление энергии. Когда вы заходите в школьный класс и включаете свет, работаете за компьютером или заряжаете телефон — вы потребляете энергию.
Энергетика бывает разной. Где-то в ход идут уголь и газ — это тепловая энергетика. В другом месте используют силу воды, как на больших гидроэлектростанциях. А есть ядерная энергия, которая появляется благодаря атомным реакциям. Сейчас учёные всё чаще ищут источники, которые будут максимально безопасны для природы. Представьте: солнечные панели, ветровые турбины и даже дома, которые сами могут вырабатывать чистую энергию!
В России уже есть примеры таких экологически чистых проектов! Например,
Старомарьевская солнечная электростанция в Ставропольском крае вырабатывает столько энергии, что её хватает, чтобы осветить и согреть тысячи домов. А совсем рядом находится Кочубеевская ветроэлектростанция — крупнейшая в России. Она собирает силу ветра, чтобы снабжать электричеством целые города, и передает эту энергию в общую сеть страны.
Энергетика не стоит на месте — инженеры, техники, проектировщики и многие другие специалисты каждый день работают над тем, чтобы обеспечить свет и тепло в наших домах, делая это безопасным для планеты образом. Компании, такие как «Росатом», «Русгидро» и «Россети», развивают эту сферу, создавая новые рабочие места по всей стране.
А представьте себе будущее, где люди научились использовать энергию звёзд и освоили новые технологии. Если вам понравится эта сфера, то вы сможете участвовать в создании термоядерного реактора, который повторяет процессы, идущие в недрах звёзд. Или придумать что-то своё. Возможно, именно вы создадите то, что кажется невозможным сегодня!
Вот такая она — энергетика, фундамент, на котором строится жизнь современного
общества. Ну, а на вопросы, которые были в начале ролика, теперь вы можете ответить сами.
Обсуждение ролика
Чтобы наше занятие было ещё интереснее, предлагаю устроить соревнование. В течение занятия команды смогут зарабатывать очки за правильные ответы. Как же мы разделимся на команды? Очень просто. У вас имеются элементы одного пазла, ваша задача собрать пазл целиком, таким образом и сформируются 3 команды.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Присаживайтесь за столы. Первая задача: придумайте название для своей команды, связанное с темой занятия, и запишите его на табличке.
Обучающиеся сгибают листы А4, пишут название команды и ставят табличку.
Примеры названий (педагог может подсказать их обучающимся, если им трудно быстро придумать название своей команде): Энерджайзеры ЭкоВетер Сила Тока Солнечный Путь ГидроМастера ТермоДрайв Вольтовые Лидеры ЭнергоЭксперты
СЛОВО ПЕДАГОГА: Отлично, теперь, когда команды готовы попробуем ответить на эти вопросы. Напомню, каждый правильный ответ приносит команде один балл. Отвечать можно по поднятой руке, выкрики с места не засчитываются.
Итак, ВОПРОС №1: Где рождается свет, который зажёгся от нажатия выключателя?
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ: свет, который зажёгся от нажатия выключателя, может рождаться очень далеко — на электростанции, а затем он проделывает путь в тысячи километров по линиям электропередач. Электроэнергия путешествует от станции через множество проводов и трансформаторов, пока не доберётся до нашей лампы или нашего устройства.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Отлично! ВОПРОС №2: какая энергия даёт нам тепло, свет и возможность пользоваться устройствами каждый день?
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ: это энергия, которая поступает от различных источников — электростанций, использующих природные ресурсы, такие как вода, уголь или ядерные реакции.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Хорошо, ВОПРОС №3: а что нас ждёт в будущем — какую энергию выберет человечество?
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ: в будущем нас ждёт больше чистой энергии от солнца, воды и ветра. Новые технологии позволят создавать дома, которые будут сами себя обеспечивать энергией.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Молодцы, идём дальше!
ВОПРОС №4: Какая самая мощная гидроэлектростанция в России?
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ: Саяно-Шушенская ГЭС.
СЛОВО ПЕДАГОГА: ВОПРОС №5: а сможете ли вы назвать три этапа процесса производства и потребления электроэнергии?
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ (можно предложить разным командам ответить по очереди.)
Выработка на электростанциях.
Передача по линиям электропередач.
Потребление энергии.
СЛОВО ПЕДАГОГА: ВОПРОС №6: люди каких профессий работают над тем, чтобы обеспечить свет и тепло в наших домах?
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ: инженеры, техники, проектировщики
СЛОВО ПЕДАГОГА: Спасибо за ваши ответы, ребята! Мы действительно ценим труд людей, которые обеспечивают нас теплом и светом. Но, к сожалению, в энергетике иногда происходят аварии. В наше время их обычно быстро устраняют, и мы можем даже не заметить, что на какое-то время отключилось отопление или не работал свет. Но раньше были случаи так называемых блэкаутов, когда целые города оставались без электричества, погружаясь во тьму. Представьте, как это неудобно и непривычно — целый город в темноте!
СЛОВО ПЕДАГОГА: А у вас когда-нибудь случалось, что внезапно погас свет, перегорела лампочка или отключилось электричество в доме? Ребята, закройте, пожалуйста на несколько секунд глаза. Какие ощущения вы испытываете? Откройте глаза.
Как вы думаете, кто занимается тем, чтобы устранять аварии и возвращать в наши дома комфорт, свет и тепло?
ВОЗМОЖНЫЙ ОТВЕТ: наверное, электрики или кто-то из аварийных служб чинит провода, чтобы свет снова включился.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Правильно, ребята, верные мысли! Когда внезапно отключается свет или тепло, на помощь приходят специалисты аварийных служб. Они следят за состоянием сетей, устраняют неисправности и делают всё, чтобы быстро вернуть комфорт в наши дома.
Первый этап нашего соревнования завершён, и вы отлично справились! Давайте подведём промежуточные итоги и узнаем, сколько баллов набрала каждая команда.
Педагог подсчитывает баллы, объявляет команду, которая лидирует.
Основная часть
СЛОВО ПЕДАГОГА: Сегодня Россия — один из мировых лидеров в энергетике: мы производим и экспортируем электричество, которым пользуются миллионы людей.
А как Вы думаете карта какого региона представлена на доске?
СЛОВО ПЕДАГОГА: Правильно, карта ЯНАО. Как Вы думаете почему именно карта нашего округа? Какое отношение имеет он к теме сегодняшнего занятия? Лидером в добыче какого вида топливной энергии является ЯНАО?
СЛОВО ПЕДАГОГА: Ямало-Ненецкий автономный округ является лидером в области добычи природного газа. Уникальные запасы углеводородов, сосредоточенные в недрах этих арктических земель, являются объективными преимуществами региона. Природный газ является наиболее чистым и безопасным для окружающей среды и климата углеводородным топливом.
Кто может показать на карте крупнейшие месторождения? (дети располагают флажки на магнитах на карте?
СЛОВО ПЕДАГОГА: Ямало-Ненецкий автономный округ обеспечивает стабильное развитие экономики России и ее энергетическую безопасность.
На его территории открыто 242 месторождения углеводородного сырья, из которых 113 разрабатывается и на 129 месторождениях ведутся разведочные работы.
Здесь добывается более 80% всего природного газа страны и более 10% жидких углеводородов России (нефти и газового конденсата).
Групповая работа
СЛОВО ПЕДАГОГА: Ребята, а давайте подумаем люди каких профессий трудятся в нефтегазовой энергетической отрасли?
Вам предлагаются названия возможных профессий и их описания, но информация не систематизирована. Задача: попробуйте подобрать к названиям профессий соответствующие описания.
Профессия | Определение |
Трубоукладчик | Специалист, занимающийся укладкой труб с помощью специальных передвижных установок |
Оператор технологической установки | Специалист, осуществляющий ведение технологического процесса и наблюдение оборудования по добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья |
Нефтяник | Специалист, занимающийся добычей нефти |
Мастер по загрузке СПГ | Специалист, организующий взаимодействие с судовым персоналом и производством во время грузовых операций, настройку грузовых систем судно-берег, координирующий весь цикл грузовых операций во время стоянки судна |
Буровик | Специалист по сооружению скважины или шахтового ствола |
Химик-лаборант | Специалист, изучающий химические показатели и свойства углеводородного сырья |
Газовик | Специалист, занимающийся добычей газа |
Энергетик | Специалист, работающий в области разработки, производства и эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения |
Геофизик | Специалист, изучающий физические свойства и процессы, происходящие в твердой, жидкой и газовой оболочках Земли |
СЛОВО ПЕДАГОГА: Давайте проверим насколько успешно вы справились с поставленной задачей. Прошу ставить + и – рядом с вашими ответами.
Педагог открывает картинки с названиями и описаниями профессий и прикрепляет их магнитом к доске.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Давайте подведём промежуточные итоги и узнаем, сколько баллов набрала каждая команда.
Педагог подсчитывает баллы, объявляет команду, которая лидирует.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Запомните, ребята, ошибаться — нормально, особенно в процессе изучения новой информации.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Спасибо за работу, ребята! Вы проявили отличные знания и умение работать в команде. Как видите, энергетика — это сложная и многоуровневая отрасль, в которой нужны специалисты самых разных профессий. Благодаря таким инженерам, техникам и проектировщикам энергетические системы работают бесперебойно и обеспечивают нашкомфорт.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Ребята, а хотите попробовать себя в роли инженера энергосетей? Прошу вас пересесть за парты. Перед вами лежат комплекты для сбора простейшей электрической цепи: батарейки (источники энергии), соединительные провода, электрические лампочки и выключатели. Задача: собрать простейшую электрическую цепь, да так чтоб лампочка загорелась. И посложнее задачка: собрать цепь с двумя лампочками и ключами так, чтобы каждую лампочку можно было включать по отдельности.
Обучающиеся выполняют практические задания.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Молодцы! Вы успешно справились с поставленными задачами!
Сложно было? А хотелось бы узнать, что означают остальные элементы на данной плате?
СЛОВО ПЕДАГОГА: как вы думаете какие школьные предметы необходимо изучать для успешной работы в данной отрасли?
Физика поможет понять, как работает электричество, математика — рассчитывать и моделировать процессы, химия — разбираться в топливе и материалах. А информатика важна для работы с современными системами, которые управляют энергией.
Это теория, а практические навыки можно развить на занятиях в кружках по робототехнике, электротехнике и программированию. Эти занятия помогут освоить умения, которые пригодятся для работы с современным оборудованием.
Подведение итогов. Рефлексия
СЛОВО ПЕДАГОГА: Ребята, расскажите, что нового вы узнали об энергетике?
Ответы обучающихся.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Какая профессия в области энергетики вам показалась самой интересной и почему?
Ответы обучающихся.
СЛОВО ПЕДАГОГА: А есть ли у кого-то из вас родные или знакомые, работающие в энергетике? Может быть, вы знаете что-то об их работе?
Ответы обучающихся.
СЛОВО ПЕДАГОГА: Большое спасибо за сегодняшнее занятие! Надеюсь, вам было интересно узнать, что энергетика — это база, это основа человеческой цивилизации, без которой невозможны наука, техника и производство. И наша страна может по праву гордиться достижениями в этой области! Кстати, друзья, у вас есть возможность оценить свои способности с помощью дополнительных диагностик! На платформе «Билет в будущее» доступны диагностики «Естественно-научные способности» и «Технические способности». Прошу пройти их дома.
Спасибо за занятие! Будьте энергичными!