СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия по теме «Введение в проектную деятельность»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого занятия по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия по теме «Введение в проектную деятельность»»

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка





Сценарий занятия

по теме «Введение в проектную деятельность»



Разработка:

учителя географии

Ширинской Людмилы Анатольевны






Предмет: Общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Мой проект» (Смотреть Приложение №1)

Тема урока: «Введение в проектную деятельность»

Участники: учащиеся 6 класса.

Тип урока: внеурочное занятие

Название УМК: авторская методическая разработка.

Педагогические цели занятия:

  • Формирование навыков проектной деятельности учащихся, развития личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

  • Ведение диалога, координация собственных действий с действиями партнеров, формирование социально-адекватных способов поведения.

  • Формирование способности к организации деятельности и управления ею: формирование навыка организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени.

  • Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Планируемые результаты:

Личностные

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Предметные результаты

  • создание условий для ознакомления с понятием проект;

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий.

Межпредметные связи: окружающий мир, литература, МХК



Образовательные ресурсы и оборудование:

  • Музыкальная аппаратура, телеаппаратура, интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование.

  • Интернет-ресурсы.

  • Слова Ожегова, словарь Кузнецова, толковый словарь.

  • Папки, с материалами для оформления музейных табличек.










Технологическая карта внеурочного занятия

Этап занятия

УУД, формирующиеся

на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащегося



I. Мотивация

к учебной деятельности (2-3 минуты)

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Личностные:

- самоопределение к деятельности

- внутренняя позиция школьника

- учебно-познавательная мотивация

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Наш урок мне хочется начать с цитаты

«Как у живых организмов, у проектов есть жизненные циклы. После медленного начала проекты начинают расти, достигают своего пика, начинают замедляться и в конце концов умирают. И как живые организмы, проекты не хотят умирать» — Samuel J. Mantel Jr., Jack R. Meredith

- Какое слово часто повторяется в этой цитате?

- слушание

- чтение цитаты про себя

- определение главного слова















Подвиг

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии(5минут)

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


Вспомните примеры проектов.

Приведите примеры проектов из литературных произведений, из жизни.

Проекты бывают разными: строительные, научные, трудные, творческие, музыкальнее, ученические и др.








- построение грамотных устных ответов

-Высказывания учащихся о том, что такое проект

III. Выявление места и причины затруднения(5 минут)


Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации


Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.


- А каком проекте шла речь в цитате?

А можем ли мы научиться делать проекты?

Значит, какую цель мы поставим перед собой?

- И, тема нашего занятия « Введение в проектную деятельность».

Сегодня мы расширим наши представления об этом понятии.

















Испытывают затруднения.




Формулируют цель:

«Узнать, что такое проект.

Что движет человеком во время создания проекта».

Определяют тему: «Проект».


IV. Построение выхода из затруднения

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.


Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой, предлагаю работать по следующему плану:

1. Поработать в группах со справочным материалом и выяснить значение слова «Проект», подобрать к нему ряд однокоренных слов, выяснить значение неизвестных слов.

3. Составить таблицу с примерами проектов.

Учащиеся, с помощью учителя формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


- Сверить его с тем, какое определение даётся в толковом словаре, в научных текстах.

V. Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

4) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

знаково-символическое – моделирование

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.


УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,

Регулятивные УУД :

умение работать

по предложенному

учителем плану.

Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия.

Приступаем к реализации построенного проекта.

- Первая группа работает со словарями и выясняет значение слова «Проект».

- Вторая группа подбирает ряд однокоренных слов к слову проект и ряд синонимов к этому слову.

-Третья группа объясните слово

«проект».

- Как вы поняли, какой это может быть проект? Прочитайте.

- Поработайте в группе с дополнительным материалом и выясните.


1 группа.

Проект это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

Проект - работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

•словарь Ожегова,

•словарь Ушакова,

•словарь Кузнецова,

Выявление общего в толкованиях слов

2 группа

Подбор однокоренных слов и синонимов к слову «проект»:

  1. Проектор, проекция.

  2. План, программа

3 группа

Чтение текста, сообщение от группы главной мысли текста и вывода, ради чего делается проект.

VI . Этап открытия новых знаний (20 минут)

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах











Физкультминутка (2 минуты)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД :

умение работать

по предложенному

учителем плану.

Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного

Опираясь на знания, приобретённые на уроке, заполните таблицу с примерами проектов, которые нам по силам сделать в 6 классе

Таблица


Проект о гимназии

Проект о своей семье

Проект о городе Липецке






Учащиеся комментируют и записывают в таблицу примеры проектов, используя информацию прочитанного дополнительного материала.





















VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 минут)

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.


Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание;

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические – моделирование

Познавательные:

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.


Поработайте самостоятельно и создадим свои маленькие проекты ( мини-проекты)

В гимназии №19 им. Н. З. Поповичевой сегодня действуют три музея:

«Есть такая профессия Родину защищать»

«Липецкая капитанская дочка»

«Музейная экспозиция, посвященная Н. З. Поповичевой Учитель продолжается в своих учениках»

Задание группам

Создайте проект входной таблички музея

1 группа «Есть такая профессия Родину защищать»

2 группа «Липецкая капитанская дочка»

3 группа «Музейная экспозиция, посвященная Н. З. Поповичевой Учитель продолжается в своих учениках»


Мини-проект будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежит лист бумаги – табличка, который вы должны будете красиво и правильно оформить. Для этого используйте папки, в которых лежит материал для оформления.

Раскройте их, выложите материал на парту и посмотрите, что это такое.

Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.

Для того, чтобы решить эту проблему, внимательно ознакомьтесь с содержанием карточки

Содержание этапов проекта:

1 этап « Начальный»Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы

2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме                                       в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала,                                             качественная и количественная обработка собранного материала.

3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы

4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и редактирование                                                     полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее                                                      гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета,                                                           подготовка к публичной защите проекта  

В конце работы должен получиться результат – табличка.

Защита мини-проектов по группам.

Самостоятельная работа

Ученики выполняют самостоятельную работу и сверяют с образцом, аргументируют свой поект.
















VIII. Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Личностные:

действие смыслообразования, эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Регулятивные УУД :

в сотрудничестве с

учителем учитывают

выделенные педагогом

ориентиры действия

в учебном материале



Высказывания учащихся о том, что они узнали о проекте и проектной деятельности






















IX. Рефлексия учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания





Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные:

действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Подведем итог нашего занятия.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, удалось нам её достичь?

- Сравним определения понятия «Проект» в начале занятия и конце.

- Изменилось ли ваше понимание? Как?

- Почему оно стало другим в вашем понимании?

Ваше домашнее задание

Разработать проект «Новый музей в нашей гимназии №19»

А закончить наше занятие мне бы хотелось тоже цитатой «Проект считается завершённым, когда он начинает работать на Вас, а не Вы на него» — Scott Allen, Microsoft

Спасибо за занятие.

Ученики озвучивают поставленную в начале занятия цель.

Высказывают суждения, смогли они найти ответы на поставленные вопросы, научиться чему-то новому.









Запись и осмысление домашнего задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!