гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Технологическая карта внеурочного занятия |
Этап занятия | УУД, формирующиеся на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 минуты) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Личностные: - самоопределение к деятельности - внутренняя позиция школьника - учебно-познавательная мотивация Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи. | Наш урок мне хочется начать с цитаты «Как у живых организмов, у проектов есть жизненные циклы. После медленного начала проекты начинают расти, достигают своего пика, начинают замедляться и в конце концов умирают. И как живые организмы, проекты не хотят умирать» — Samuel J. Mantel Jr., Jack R. Meredith - Какое слово часто повторяется в этой цитате? | - слушание - чтение цитаты про себя - определение главного слова Подвиг |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии(5минут) Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). | Вспомните примеры проектов. Приведите примеры проектов из литературных произведений, из жизни. Проекты бывают разными: строительные, научные, трудные, творческие, музыкальнее, ученические и др. | - построение грамотных устных ответов -Высказывания учащихся о том, что такое проект |
III. Выявление места и причины затруднения(5 минут) Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами. | - А каком проекте шла речь в цитате? А можем ли мы научиться делать проекты? Значит, какую цель мы поставим перед собой? - И, тема нашего занятия « Введение в проектную деятельность». Сегодня мы расширим наши представления об этом понятии. | Испытывают затруднения. Формулируют цель: «Узнать, что такое проект. Что движет человеком во время создания проекта». Определяют тему: «Проект». |
IV. Построение выхода из затруднения Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой, предлагаю работать по следующему плану: 1. Поработать в группах со справочным материалом и выяснить значение слова «Проект», подобрать к нему ряд однокоренных слов, выяснить значение неизвестных слов. 3. Составить таблицу с примерами проектов. | Учащиеся, с помощью учителя формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. - Сверить его с тем, какое определение даётся в толковом словаре, в научных текстах. |
V. Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 4) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое – моделирование логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану. Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия. | Приступаем к реализации построенного проекта. - Первая группа работает со словарями и выясняет значение слова «Проект». - Вторая группа подбирает ряд однокоренных слов к слову проект и ряд синонимов к этому слову. -Третья группа объясните слово «проект». - Как вы поняли, какой это может быть проект? Прочитайте. - Поработайте в группе с дополнительным материалом и выясните. | 1 группа. Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Проект - работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). •словарь Ожегова, •словарь Ушакова, •словарь Кузнецова, Выявление общего в толкованиях слов 2 группа Подбор однокоренных слов и синонимов к слову «проект»: Проектор, проекция. План, программа 3 группа Чтение текста, сообщение от группы главной мысли текста и вывода, ради чего делается проект. |
VI . Этап открытия новых знаний (20 минут) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах Физкультминутка (2 минуты) | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного | Опираясь на знания, приобретённые на уроке, заполните таблицу с примерами проектов, которые нам по силам сделать в 6 классе Таблица Проект о гимназии | Проект о своей семье | Проект о городе Липецке | | | | | Учащиеся комментируют и записывают в таблицу примеры проектов, используя информацию прочитанного дополнительного материала. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 минут) 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические – моделирование Познавательные: УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы: Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект. Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания. Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы. Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию. | Поработайте самостоятельно и создадим свои маленькие проекты ( мини-проекты) В гимназии №19 им. Н. З. Поповичевой сегодня действуют три музея: «Есть такая профессия Родину защищать» «Липецкая капитанская дочка» «Музейная экспозиция, посвященная Н. З. Поповичевой Учитель продолжается в своих учениках» Задание группам Создайте проект входной таблички музея 1 группа «Есть такая профессия Родину защищать» 2 группа «Липецкая капитанская дочка» 3 группа «Музейная экспозиция, посвященная Н. З. Поповичевой Учитель продолжается в своих учениках» Мини-проект будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежит лист бумаги – табличка, который вы должны будете красиво и правильно оформить. Для этого используйте папки, в которых лежит материал для оформления. Раскройте их, выложите материал на парту и посмотрите, что это такое. Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами. Для того, чтобы решить эту проблему, внимательно ознакомьтесь с содержанием карточки Содержание этапов проекта: 1 этап « Начальный»- Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы 2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала. 3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы 4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта 5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта В конце работы должен получиться результат – табличка. Защита мини-проектов по группам. | Самостоятельная работа Ученики выполняют самостоятельную работу и сверяют с образцом, аргументируют свой поект.
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Личностные: действие смыслообразования, эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. Регулятивные УУД : в сотрудничестве с учителем учитывают выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале | | Высказывания учащихся о том, что они узнали о проекте и проектной деятельности |
IX. Рефлексия учебной деятельности. 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. | Подведем итог нашего занятия. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, удалось нам её достичь? - Сравним определения понятия «Проект» в начале занятия и конце. - Изменилось ли ваше понимание? Как? - Почему оно стало другим в вашем понимании? Ваше домашнее задание Разработать проект «Новый музей в нашей гимназии №19» А закончить наше занятие мне бы хотелось тоже цитатой «Проект считается завершённым, когда он начинает работать на Вас, а не Вы на него» — Scott Allen, Microsoft Спасибо за занятие. | Ученики озвучивают поставленную в начале занятия цель. Высказывают суждения, смогли они найти ответы на поставленные вопросы, научиться чему-то новому.
Запись и осмысление домашнего задания. |