СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия "Татарский орнамент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий занятия "Татарский орнамент"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия "Татарский орнамент"»

Конспект ОД на тему: «Татарский национальный костюм»

Предмет (направленность): художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Программные задачи:

Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.

Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.

Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

Учить различать татарский и народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак,тюбетейка; ичиги; платье с оборками).

Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.

Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.

  Материал к занятию:

Куклы в национальных костюмах.

Заготовки бумажных изделий.

Художественно-изобразительные средства.

 Оборудование:

  1. Готовый фартук из альбомного листа;

  2. Цветная бумага;

  3. Клей;

  4. Ножницы;

  5. Салфетки;

  6. Карандаш простой.

 Ход занятия:

Учитель:- Дети, мы с вами живем в большой, дружной стране

- А как называется наша страна?

Учитель: Да, правильно, Россия.

  - Дети, а вы знаете, какие народы живут в России?

Дети: – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)

Учитель: - Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей.

-А в какой республике мы живем?

Дети: в республике Татарстан

Учитель:Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.

- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты. Красный – это жизнь, сила.

- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.

Учитель:- Сегодня мы продолжим знакомство с культурой татарского народа и поговорим о татарской национальной одежде, познакомимся с основными элементами татарских народных костюмов, как мужских, так и женских.

- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и татарские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?

- Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них?

Дети:-Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде

Учитель:: Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников).

Учитель::- Хотите посмотреть, как раньше одевался татарский народ?

Рисунок №1. Женский праздничный татарский народный костюм.

- Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).

Рисунок №2 Калфак

Учитель::- На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

Учитель::- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?

Учитель:- Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.

Рисунок№ 3 Повседневная одежда татарской женщины.

Учитель::- В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.

Рисунок №4 Мужской праздничный татарский народный костюм.

Учитель::- Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.

Рисунок№5 Тюбетейка.

Учитель::- Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.

Рисунок № 6 Повседневная мужская татарская одежда

Учитель::- Также как и у женщин, у мужчин была праздничная одежда, сшитая из дорогих нарядных тканей и повседневная в которой они могли выполнять различную работу.


Рисунок № 7 Ичиги(читек).

- На ногах и женщины и мужчины носили ичиги - сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.

Воспитатель:- Ребята, теперь вы знаете, как выглядит народный татарский костюм женщин и мужчин.


Рисунок № 8 Татарский орнамент

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

Учитель::- Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом.

Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Сегодня мы с вами будем украшать орнаментом фартуки. Для этого давайте перейдём за столы, на которых размещены все необходимые для вашей работы предметы.

А давайте рассмотрим их. Посмотрите, какие они красивые и разные. Как они украшены, из чего состоят узоры? Как они расположены?

Дети: На фартуке узоры из цветов и листьев. Они расположены по-разному. На первом фартуке узор помещен на груди и на подоле. На втором он сочетается с оборкой. В этом узоре использованы веточка, цветы с листьями.

Воспитатель: обратите внимание на красивое сочетание красных цветов с вписанными зелеными частями и листьями. Мы будем украшать силуэты фартука по-своему. Для этого надо подумать, какой выбрать узор, какие взять цвета, как расположить элементы в украшении фартука.


(Дети украшают орнаментами свои фартуки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).


Итоги работы:

Учитель::- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые фартуки у нас получились (рассматриваются работы ребят).

-Вам понравилась ваша работа сегодня ?

Дети:...................

Учитель::-А что вы сегодня узнали на занятии?

Дети: .................................

Учитель::-Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети:..................................

Учитель::-Занятие окончено. До свиданья!