Сценарий занятия в театральной студии
Заместитель директора по ВР Курчавая Ольга Сергеевна, МКОУ «Сучковская СОШ», Большеулуйский район.
Тема: «Здравствуй, я актер!»
Цель: содействие формированию у обучающихся актерских способностей
Форма проведения: студия.
Формы и методы работы: творческая мастерская
Принципы деятельности педагогической студии: добровольное участие в работе студии, учет личностных интересов, активность участников.
Задачи:
– способствовать развитию эмоциональности и артистичности, фантазию и воображение, выразительность речи;
– воспитывать культуру поведения детей на сцене, в коллективе, а также чувство сплочённости и дисциплину;
– разрабатывать мимику, координацию движений, эмоциональность речи. Оправдывать свои действия на сцене
Пролог
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей театральной студии. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную творческую деятельность
-Отгадайте загадку:
Столяр Джузеппе Сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
- Ребята, вспомните, что Буратино искал в каморке Папы Карло? (дверь)
Включается загадочная музыка и под нее читается фрагмент сказки.
- А что же нашел Буратино за это дверью? (кукольный театр)
- Вы уже знаете, что такое театр? Вы раньше в нем бывали?
- А в каком? Что вы там увидели?
- Закройте на миг глаза и представьте себе, что вы находитесь в театре, оглянитесь вокруг, послушайте звуки театра. Кто что увидел и услышал?
( Вас раздели в гардеробе, вы посмотрели в зеркало, поднялись по красивой лестнице и попали куда?) (в зал)
- Вы увидели много-много мест. Кто в них будет сидеть? (зрители)
- А зрители – это кто? (это мы, люди)
Часть зала, в которой сидят зрители, называется зрительный зал.
Мы сели в кресла, и прямо перед нами находится сцена. Сцена – это такие специальные подмостки, на которых выступают актеры.
- А у сцены еще есть занавес. Если занавес закрыт, представление еще не началось или уже закончилось. Если занавес открыт – представление начинается.
- А кто работает и выступает на сцене? Как называют этих людей? (актеры)
- Работая на сцене, актеры должны помнить о правилах поведения: нельзя шуметь за кулисами. Как вы думаете, почему? (шум мешает тем актерам, которые в этот момент играют на сцене, нужно уважать других людей; и быть внимательным, слушать действие спектакля, чтобы не пропустить свой выход.)
- А еще актерам надо помнить о технике безопасности. Надо быть осторожными, особенно на сцене, чтобы не оступиться, не упасть и не причинить другому вред.
- Прежде, чем играть на сцене, актеры много учатся, тренируются, и называется такое действие репетиции.
-Ребята, а вы хотели бы прямо сейчас попасть в театр и стать настоящими актерами?
-Для этого вам нужно пройти через волшебную потайную дверь из каморки Папы Карло, но войти в эту дверь вы сможете только тогда, когда пройдете испытания. Вы к ним готовы?
Этюд
Мы выполним этюд, который называется «Кусочки льда»
-Представьте себе, что вы все кусочки льда. Заморозила вас зима. И каждый из вас застыл в своей позе. Постепенно приходит весна, и кусочки льда начинают оттаивать.
- Сейчас вы будете делать те движения, о которых я буду говорить.
- У тебя оттаял нос, правый мизинчик, рот, голова, рука, пятка, глаза, коленки, носочки, ноги.
- Солнце стало пригревать сильнее и наши кусочки льда быстро растаяли.
А теперь мы поиграем в «Надутый шарик»
-Праздник. Вы все воздушные шарики. Надуваемся сильнее и сильнее.
- Вдруг шарик лопнул, стал превращаться в маленькую резиновую тряпочку.
Экспликация
- А теперь, ребята, усаживайтесь на ковер, рядом со мной.
- Расскажу вам, откуда к нам пришел театр.
- Театр родился давным-давно, 26 столетий назад, в 5-м веке до нашей эры, в Древней Греции. После сбора винограда в честь бога Диониса (покровителя веселья, виноградарства и виноделия устраивались праздники в течении 5 дней с песнями, танцами, играми.
(Танец «Сиртаки»). Из этих праздников и появились первые пьесы. Трагедии рассказывали о героях прошлого, о сильных людях и о их спорах с Богами. А в комедиях было много выдумки и веселья, шуток и юмора.
- В Древнегреческом театре все роли играли мужчины. И никакого грима не было, а были только маски.
- По маске можно было определить, какой герой – злой или добрый, веселый или грустный. (Показываются детям маски и выясняется: «Какая это маска по характеру?»)
- По цвету костюма тоже можно было определить, какого героя играли Древнегреческие актеры. Счастливые персонажи одевались в яркие цвета, трагические в темные.
- Настоящий актер должен уметь правильно выбрать для своей роли костюм и парик, уметь пользоваться гримом.
- Место, где костюмы хранятся в театре называется костюмерная. В нашем театре она находится за кулисами.
- Вы молодцы, ребята, прошли все испытания, а теперь пришло время пройти через волшебную дверь и стать настоящими актерами.
Практикум
- Теперь вы настоящие актеры, поздравляю вас. Сейчас вы подниметесь на сцену, за кулисы, в костюмерную, наденете костюмы и мы с вами будем играть спектакль. Не забудьте соблюдать технику безопасности на сцене.
( Дети поднимаются на сцену, переодеваются в костюмы.)
- Актеры готовы?
- Ваша задача внимательно слушать текст, где я буду называть персонажей и их действия. Как только я назову вашего героя, вы выходите на сцену и выполняете действия и звуки того героя, которого вы изображаете.
- Итак, мы начинаем (звонок, как в театре).
1. Был солнечный летний день. Ярко светило солнышко.( вышло солнышко и начало в разные стороны светить лучиками.)
2. Росла на поляне стройная березка (вышла березка).
Она шелестела листиками в знойный день и дарила всем жителям леса прохладу.( качает ветвями).
3. А друзей у нее было много: вырос у ее корней грибок, чтобы звери лесные лечились в лесной аптеке (выходит мухомор и растет). Сначала он был совсем маленький, потом становился все больше и больше.
- Рада ему березка, машет ветвями.
4. Птицы любили посидеть на ее ветвях и спеть песенку (ворона вылетает, кружится у березки, садится и поет песенку).
- Рада им березка, наклонила веточку.
5. Ежик любил пошуршать листочками под березкой и пофыркать своим маленьким носиком (выбегает ежик, фыркает носиком, бегает вокруг березки.)
- Обрадовалась березка, помахала ежику веточками.
6. Вот и мышка-норушка пробежала, попищала да и вырыла норку под березкой – дом для своих деток. (выбегает мышка, бежит мелкими шажками, пищит, роет норку под березкой.)
7. Вдруг, откуда ни возьмись лиса- всему свету краса – хитрая, лукавая идет, увидала мышку, мышка испугалась, запищала, а лиса как бросится на нее, да чуть ее не сцапала. (выходит лиса, идет и красуется, мышка испугалась. запищала, лиса бросилась на мышку, и они убегают)
- Заволновалась березка, зашелестела листочками.
8. И даже мишка-медведь, косолапый увалень, как подойдет к березке. Так ревет: «Не тронь моя березка», ляжет под ней, развалится, лежит, отдыхает в тенечке, а потом встанет, да и пойдет себе дальше (выходит медведь, косолапит, ревет, ложится под Березко, встает и уходит)
- Жила березка, всем радость дарила.
9. Но вот однажды, налетел ветерок, подул, стал срывать листики с деревьев.
(ветерок выбегает, машет руками, кружится, воет)
10. Закружились листочки в хороводе, опустила березка свои веточки, начался листопад (листочки танцуют, кружатся.)
Это наступила осень.
-Наш спектакль окончен. Актеры, выходят на сцену.
- В конце спектакля делают поклон. Вот так (показ),
- А теперь сами.
- А зрители благодарят актеров за прекрасно сыгранные роли и доставленное удовольствие (аплодисменты)
- Уважаемые актеры, а теперь разоблачайтесь, снимайте свои костюмы и спускайтесь в зрительный зал.
Рефлексия
- Ребята, какие новые слова, связанные с театром вы сегодня узнали? Я буду показывать рукой, а вы называть (сцена, кулиса, задник, зрительный зал, костюмерная, актеры, зрители, репетиции, поклон, аплодисменты.)
- Наше занятие подходит к концу, мне очень понравилось с вами работать и в память о нашем знакомстве я хочу подарить вам маски. Выберите себе ту, которая вам понравилась, по вашему настроению.