Сценарий занятия в технике пластилинография
на тему: «Гроздь рябины»
для детей старшей группы (5-6 лет)
Задачи:
- учить детей делать гроздь рябины, используя вид художественной лепки – пластилинография;
-закрепить приём раскатывания пластилина для создания ягод, веток, листьев рябины; закреплять умения использовать в работе стеку.
- развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы, мелкую моторику рук.
- обучение навыкам закрашивания рисунка пластилином.
- воспитывать в детях любовь к природе, учить составлять из отдельных частей целую картину;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации с изображением «Рябины»;
- пластилин разног цвета:
- стеки по количеству детей;
- дощечка для лепки;
- салфетки;
- лист твердого картона небольшого формата.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением рябины;
- отгадывание загадок про рябину;
- чтение стихотворения Меркушевой Н. «Я по парку гуляла…», Токмаковой И. «Ягодка рябины», Бориной М. «Рябинушка».
- наблюдение за рябиной на участке и территории детского сада.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, давайте посмотрим другу в глаза. Глазки у нас умные, добрые и красивые, а теперь поздороваемся с друг другом и присядем на стульчики.
Сейчас я вам загадаю несколько загадок, а вы попробуйте догадаться, что станет темой нашего занятия.
1.Много ягодок – огней 2. Что за дерево такое
Будет осенью на ней. Украшает лес зимою?
И подарит для Марины Грозди красные на ветках
Бусы красные…(рябина). Ну-ка угадайте детки:
Не ольха и не осина,
А красавица…(рябина).
Ответы детей.
Педагог: Правильно, рябина. Рябина – настоящая царица осеннего леса. Красные, яркие красавицы-гроздья видны издалека. Они привлекают внимание всего живого. Как мудро распорядилась природа, подарив нам эту красоту. Но не только броским нарядом привлекает это растение. Это лакомство для птиц, и, конечно же, полезный продукт для людей. Весной рябина зацветает белыми пушистыми цветочками. Из каждого цветочка завязывается ягодка. Летом ягодки маленькие и зеленые, поэтому мы их не замечаем. А ближе к осени они краснеют или становятся оранжевыми у ягод рябины много оттенков. Даже когда опадают осенью листочки, то ягодки крепко держатся за ветки и смогли бы провисеть до самой весны. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Но уже к середине зимы от них ничего не остается. Их съедают птицы. Птицы очень любят ягодки рябины. А другие лесные жители (олени, кабаны, лоси) тоже не прочь ею полакомиться. Они едят ветки, почки, листочки.
Человек тоже с давних пор знает, какое это полезное дерево – рябина. Ребята, а что можно сделать из древесины дерева?
Дети: мебель, посуду.
Педагог: Правильно, делают мебель и духовые музыкальные инструменты, деревянные ложки. А из плодов?
Дети: варенье, повидло, пастилу, кисель, а из цветов заваривают чай.
Воспитатель: Всех нас радует красота рябины. Природа – Волшебница смогла создать такое чудо! А как вы, ребята, думаете - получится у нас с вами создать что-то подобное
Ответы детей.
Педагог: а как же мы с вами можем изобразить веточку рябины с ягодками?
Предположение детей.
Педагог: Всё верно ребята, все ваши ответы правильные. Но мы сегодня попробуем создать такую красоту с помощью пластилина, в технике пластилинографии, с которой мы с вами уже знакомы. Давайте вспомним, что такое пластилинография? (Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными и объёмными).
Ответы детей.
Педагог: Но прежде чем мы пройдём в нашу творческую мастерскую, я предлагаю вам не много отдохнуть.
Физкультминутка Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
,
Дети садятся за столы.
Имея опыт пластилинографии мы ранее создавали плоскостные изображения. А ведь у рябинки ягодки какие?
Дети: круглые, красные шарики.
Педагог: Правильно, поэтому и изображение у нас будет объемным. Предлагаю приступить к нашей работе.
1 этап. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой.
2 этап. Также поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки. Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы. В работе используем стек, делаем прорези на листьях, чтобы они получились резные.
Педагог: Ребята, наши пальчики устали. Предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику.
С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки)
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть - (руки подносят ко рту – «едят»)
Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу)
Я поем еще рябинки (руки цепляются друг за друга)
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять… (загибают пальцы по одному)
Снова буду собирать. (сжимают и разжимают кулачки).
3 этап. Теперь самая главная часть нашей картины - кисть ягод рябины. Ягоды у рябины бывают красного и оранжевого цвета, выбирайте пластилин того цвета, какими вы хотите изобразить ягоды. Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми.
Рефлексия:
Педагог: Давайте теперь, рассмотрим ваши работы. Какая красота! Мы с вами, как – будто, попали в рябиновый лес! Молодцы, ребята! Вы все очень постарались передать красоту нашей рябинки. Послушайте стихотворение про рябину:
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет?
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет,
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка,
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная.
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
Шумов Н.
- Как называется техника работы с пластилином, которой мы сегодня пользовались?
- Как люди используют плоды рябины?
- Кто еще рад поспевающим ягодам рябины? Почему?
Педагог заканчивает занятие:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра!
Позанимались мы отлично,
Теперь играть нам всем пора!