Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки»
«Лекарственные и ядовитые растения. Порядок сбора и применение лекарственных растений. Практическое занятие»
Цель: обобщение и углубление знаний о лекарственных растениях.
Задачи:
- формировать знания о различных лекарственных и ядовитых растениях, их пользе и вреде для здоровья человека;
- развивать наблюдательность;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к разнообразию растений.
Оборудование: выставка книг о растениях: лекарственных и ядовитых, компьютер, проектор, презентация «Лекарственные и ядовитые растения»
Сценарий занятия
1.Организационное начало занятия
Он на луга зарёю пламенел,
Чуть затеняя всходы молочая,
И в небо направлял султаны стрел
Куст иван-чая.
Разливает летний сад
Знойный душный запах.
Одуванчики стоят
В облачках-папахах,
Тихо клонятся к ногам,
Слабый ветер дунет
И осыплет на луга
Белый пух июня.
2. Сообщение темы занятия
- Трава у дома… Каждый день мы видим её. Вот густой щетиной она выбивается из земли у самого крыльца, вот мягким ковром стелется по пригорку, вот бурьяном разрослась в придорожной канаве. Мы ходим по ней, топчем её. А взгляд скользит по поверхности, не задерживаясь на скромных цветах, стебельках и листьях. Но исчезни она, и нам станет неуютно. Так бывает в районах городских новостроек, где всё разрыто, перекопано, где только рыжая земля кругом да серые бетонные плиты, а газоны ещё не засеяны. Вот тогда мы понимаем вдруг, как нужна простая трава у дома. И не случайно, конечно, космонавты, как поётся в известной песне, тоскуют в полёте по ней, по простой траве, не случайно ждут той минуты, когда можно будет босыми ногами ступить на неё. Трава вполне достойна того, чтобы мы узнали о ней чуть-чуть больше, чем знаем сейчас.
- сегодня на занятии мы будем говорить о растениях, но не о простых, а о лекарственных.
3. Изучение нового материала.
-Давайте отправимся в лес. В настоящее время насчитывается около 700 видов растений, используемых в медицине. Только нужно хорошо их знать и уметь ими пользоваться. Ведь природа нам подарила не только лекарственные травы, но и ядовитые.
- В ходе нашей виртуальной экскурсии будем заполнять таблицу «Лекарственные и ядовитые растения»
Лекарственные и ядовитые растения
Лекарственные растения | Ядовитые растения |
| |
| |
Лесная аптека
Словно красивые драгоценные камни-самоцветы рассыпались по лугу: бордовые, красные, синие, фиолетовые, жёлтые и серебристо-белые крапинки диких луговых цветов, пестреют среди травы. Одни из них лекарственные.
Погляди – вон зверобой на лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой вылечить простуду.
- Почему он так называется? Бьёт он, конечно, не зверей, а болезни. Это очень целебная трава. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани: красную, рыжую, палевую, зелёную. Трава зверобоя применяется с древнейших времён для лечения ран, порезов, раздражений кожи, некоторых ожогов.
- А эти травы как приятно пахнут! Это мята и душица.
Сколько аромата!
Всюду, где есть мята,
Пряник и конфета
Нам напомнят лето.
Холодок нас освежит,
Чай из мяты подбодрит.
Хорошо, что каждый год
На лугах она растёт.
А вот чудесная душица.
Она нам может пригодиться.
С душицей чай приятный –
Душистый, ароматный.
Попробуешь – понравится,
Попьёшь – и сил прибавится.
- А вот клевер. Это растение - хороший медонос. Научное название клевера переводится с латыни как «трилистник». Достаточно взглянуть на его листочки, чтобы понять, почему он так называется. Применяется как болеутоляющее средство при головных болях.
- Повсюду ромашки. Белые короны их лепестков засияли по всему лугу. Остальные цветы отступили перед белоснежным ромашковым покрывалом. Цветки ромашки применяю в качестве успокаивающего средства. Помогут они и часто болеющим ангиной.
Если случиться тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
- А вот подорожник. Что вы о нём знаете?
Растёт лекарство под ногами,
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу!
Ведь подорожника так много.
- в лесу очень много целебных трав, сама природа сделала лес для нас источником здоровья. Берегите лес!
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
- Берёзовые почки применяют при лечении болей в ногах, руках.
- Тысячелистник используют при лечении порезов, царапин, при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних и наружных кровотечений.
- Листья крапивы использовались русскими знахарями очень давно и применяются до сих пор как средство для заживления ран и для предохранения от микробов.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон волшебный
Услышит целый луг:
И птицы, и деревья,
И все цветы вокруг.
- При болезни сердца. При сильном сердцебиении помогают капли из цветков ландыша. А ещё эти цветы используют при изготовлении одеколона, духов, мыла.
- Если плохой аппетит, поможет корень одуванчика. Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.
Каждый лист разбит на дольки.
Посчитай-ка долек сколько?
8, 10, 20, 30…
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желание есть
Дольки снова перечесть?
- Есть растения, которыми можно вылечить бородавки.
Эй, брат комарик, берегись!
На куст её ты не садись –
Придётся с жизнью распрощаться:
Раз сядешь – вновь уж не подняться.
Росянка – это лекарственное растение, которое питается мухами и комарами. Из росянок готовят лекарство от бородавок. Бородавки лечит и чистотел. Вместо ваты ещё во время Первой мировой войны использовали мох сфагнум. Да и раны он быстрее заживляет. Во всём многообразии растений и грибов в лесной кладовой найдутся те, которые не только помогут выздороветь, но и порадуют вкусом сладкой ягоды: малина, ежевика, клюква, земляника, брусника, черника, голубика.
Опасные (ядовитые) растения
- Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок.
- Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего!
Забирай скорей его!
- Ядовитыми называют растения, содержащими такие химические вещества, которые, попав в организм человека, вызывают отравление.
- По топким низменным местам, около рек и прудов, а то и прямо в воде растёт весьма опасное зонтичное растение, похожее на петрушку, - вех ядовитый, или цуката. Высокий трубчатый стебель привлекает ребят как материал для духового ружья или водяного насоса. Вот тут и возникает опасность. Стоит хотя бы немного подержать во рту стебель веха или, ещё хуже, откусить кусочек и пожевать его – и можно получить опасное для жизни отравление, первые признаки которого появляются очень быстро, спустя 5-10 минут. Начинает болеть живот, появляются головокружение, слабость, тошнота, рвота, затрудняется дыхание, резко бледнеет кожа. Это растение можно легко распознать: если потереть пальцами листья или стебель, то распространяется довольно неприятный запах.
- Белена – ещё одно ядовитое растение, встреча с которым нежелательна. Растёт оно на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях, заброшенных пашнях. Цветёт желтовато-белыми цветами с фиолетовыми прожилками с середины июня до конца августа. Одновременно с цветами растение даёт зеленоватые коробочки с крышечками – так называемые плоды, содержащие множество буро-серых семян. Эти семена похожи на мак, что и вводит в заблуждение неопытных ребят. У белены тоже неприятный запах.
- Летом в лесу, в тенистых местах под елями порой в изобилии можно встретить листья ландыша майского с цветочными стеблями, увешанными ярко-красными ягодами. Некоторые могут принять их за съедобные, и тогда неминуемо отравление.
- Ягоды ядовитого вороньего глаза ребята иногда принимают за чернику. Если внимательно присмотреться, то их трудно спутать с черникой.
- Волчье лыко (кора и листья) содержат ядовитые вещества. Его нельзя трогать, тем более брать в рот листья, стебли, цветы, ягоды, семена, кору и корни.
У паслёна ландыша и волчьего лыка ядовитые ягоды. Из длинных полых стеблей борщевика часто делают трубки для стрельбы горохом, что может привести к сильному ожогу дыхательных путей и появлению сыпи.
- Как избежать отравления ядовитыми растениями? (Собирать только хорошо знакомые растения. Отучиться от вредной привычки братьв рот первую попавшуюся ягоду, травинку, сдирать кору с прутьев зубами)
- Что нужно делать при отравлении? (Вызвать рвоту, промыть желудок. Как можно быстрее обратиться за помощью в медицинское учреждение.)
4. Физкультминутка
5. Изучение нового материала (продолжение)
- Заготовка лекарственных трав – очень ответственное дело. Для получения качественного продукта сборщику необходимо хорошо знать методы работы, уметь правильно определять время сбора каждого растения, знать особенности упаковки и доставки сырья. Сбор ведут с ранней весны до поздней осени. У многих лекарственных растений собирают только части, поэтому необходимо знать, какая именно часть растения нужна. Кроме того, нужно уметь составлять календарь сбора.
Сбор проводят в три этапа:
- весенний (апрель) – кора, почки, корневища;
- летний (июнь-июль) – листья, трава, цветы;
- осенний (август – сентябрь) – плоды и подземные органы.
- Ответственным моментом при заготовке лекарственных растений является их сушка. Сушка проходит в продуваемом месте, под навесом. Солнечный свет снижает качество трав, так как листья испаряют влагу быстрее, чем стебли. Подземные органы промывают и сушат на солнце.
- Сбор лекарственных трав необходимо организовать так, чтобы не истощать их запасы.
Лечебные чаи
Витаминный чай:
- шиповник (плоды) – 1 часть;
- смородина (плоды) 0 1 часть.
Желудочный чай:
- черёмуха (плоды) – 3 части;
- черника (плоды) – 2 части.
6. Закрепление изученного материала
(Презентация составленной таблицы)
- Проверим, знаете ли вы грибы?
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шапкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке,
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я… (Подосиновик)
Игра «Четвёртый лишний» (На слайде 4 картинки гриба, необходимо выбрать лишний и обосновать свой ответ)
7. Итог занятия. Создание ситуации успеха.