Литературно-историческая композиция «Виват, Петербург!», посвященная 315 –летию Санкт-Петербурга.
1.Звучит песня гр.Аквариум «Под небом голубым», на экране виды СПб
- Добрый день, друзья! Мы предлагаем отправиться в путешествие по Санкт-Петербургу.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский. (С.Я. Маршак)
Художественные образы обступают нас со всех сторон. Ведь откуда же писателям черпать вдохновение, как не из окружающего мира! «...из какого сора растут стихи, не ведая стыда», – размышляет Анна Ахматова, и она ничуть не лукавит. Петербург Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Гоголя, Гончарова, Тургенева, Белого, Ахматовой, Бродского, Блока, Сологуба, Чуковского, Довлатова – единый и многообразный, комичный и трагичный, упорядоченный и хаотичный, ясный и иллюзорный, низкий и величественный. Прошли столетия, а мы еще можем соприкоснуться с миром, где жили творцы Золотого, Серебряного века и их герои, словно забредшие в книги с улиц Санкт-Петербурга. Возможность видеть воочию мир, преломленный художественным сознанием литераторов, обогащает восприятие произведения, и вымысел оказывается былью.
В конце XVIII века в Петербурге стали появляться книжные лавки. Смирдин считается самым лучшим книготорговцем – его лавка, находящаяся в церкви Петра и Павла на Невском проспекте, была одна из выдающихся – как по качеству изданий, так и дешевизне. Он издал множество произведений русских классиков, среди них были: Державин, Жуковский, Крылов, Карамзин, Пушкин, Ломоносов. В его лавке проходили встречи писателей, ученых, художников. Скорее всего, создание такого литературного салона натолкнуло на мысль о необходимости «Литературного фонда», который будет поддерживать литераторов. Он был создан в 1859 году, а в 1917 году закрыт, и возобновил свою работу лишь в 1934 году. Именно тогда была открыта «Книжная лавка писателей» на Невском проспекте, 66. Сейчас там можно приобрести книги, а также встретиться с современными литераторами, посетить тематические вечера, связанные с разнообразными историческими событиями России.
Державин Г.Р.
В Летнем саду расположен памятник Крылову – величественная бронзовая статуя стоит на гранитном постаменте, на котором высечены персонажи его басен. Архитектор Барон фон Клодт был первым, кто создал памятник русскому литератору – это случилось в 1855 году, и с тех пор центральная аллея Летнего сада открывает посетителям это монументальное зрелище.
Крылов И.А.
После публикации повести «Пиковая дама», Пушкин напишет, что многие заметили сюжетную и типологическую близость между княгиней Натальей Петровной Голицыной и его героиней. Княгиня прожила до 94 лет, была известного рода и необыкновенная красавица. По слухам, она действительно обладала картежной тайной – мистик Сен-Жермен передал ей секрет после того, как она проиграла большую сумму денег графу Орлеанскому.
Описание дома Пиковой дамы соответствует пушкинским строкам. Огромный вестибюль, лесенка, ведущая к камину, зеркало и часы, винтовая лестница… Это здание до сих пор обладает таинственным ореолом, и ночью люди стремятся обойти его стороной, дабы не встретить призрак старушки, что свела с ума Германа.
Пушкин А.С.
Невский проспект – место встреч многих литературных персонажей и их создателей. Поручик Пирогов и художник Пискарев – герои гоголевской повести «Невский проспект» – именно здесь замечают прелестных женщин и устремляются за ними. Обманчивый Невский, переворачивающий действительность с ног на голову, заставит лермонтовского Арбенина испытывать муки ревности на маскараде, проходящем в доме Энгельгарта (ныне здание Малого зала Филармонии). Битовский Лобышев (рассказ «Пенелопа») будет брести по осеннему проспекту, сначала радостно-солнечный, чувствующий себя человеком, готовым на подвиги, а после встречи с некрасивой девушкой и своего побега от нее опечаленный тем, что он катастрофически зависим от мнения окружающих.
Лермонтов М.Ю.
На стене дома на Вознесенском проспекте, 11 установлен один из самых диковинных памятников города – памятник носу майора Ковалева. Это акция проходила в середине девяностых, в рамках фестиваля сатиры «Золотой Остап». Место было выбрано неслучайно – коллежский асессор Ковалев проживал на Садовой улице, а его цирюльник работал на Вознесенском проспекте. Розовый мрамор с бардовыми прожилками был привезён с Украины, художник Резо Габриладзе и скульптор Вячеслав Бухаев славно потрудились над воплощением в жизнь этого литературного образа. Сто килограммовый нос в 2002 году таинственным образом пропал с фасада здания, и был найден через год, когда художник Владимир Панфилов уже воссоздал точную копию экспоната. Так нос майора Ковалева в очередной раз «поводил людей за нос», оставив тайну своего исчезновения нераскрытой.
На Литейном проспекте, 37/39 находится известный парадный подъезд, «воспетый» в стихотворении Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Писатель жил в доме напротив и частенько наблюдал за толпой просителей, боязливо останавливающихся у этого могущественного и величественного здания. Построенный в стиле эпохи Возрождения, с балконом, украшенным кариатидами, дом не имел ничего общего с обликом людей, приходящих за помощью к Михаилу Муравьеву ‒ министру государственных имуществ. Сейчас в сквере расположен бюст Некрасова, запечатлевшего в своих стихах всю силу ненависти к бесчестию сильных мира сего.
Некрасов Н.А.
В Петербурге распространены тематические экскурсии по местам, связанным с биографией не только писателей, но и литературных героев. Если внимательно прочитать роман «Преступление и наказание» и расшифровывать слова: «С-й переулок», «К-н мост», «В-й проспект» – получится: Столярный переулок, Кокушкин мост, Вознесенский проспект. Герой романа Родион Раскольников жил в доме Иохима на Гражданской улице, 19. Будучи бедным, обосновался на четвертом этаже, к которому вели знаменитые тринадцать ступеней, сохранившиеся до сих пор. Достоевский, в пору написания романа, жил неподалеку от этого места, поэтому с английской точностью изобразил локус существования своего персонажа. В 1999 году на фасаде здания появилось рельефное изображение Достоевского и гранитная табличка: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Текст был написан писателем Даниилом Граниным и академиком Дмитрием Лихачевым.
Кабаре «Бродячая собака» – первое ночное литературно-артистическое кабаре в России. Завсегдатаями этого заведения были знаменитые поэты (Ахматова, Гумилев, Кузьмин, Маяковский, Северянин), известные режиссеры (Мейерхольд, Евреинов), художники (Судейкин, Кульбин) писатели (Тэффи, Аверченко, Толстой). Кабаре было открыто Борисом Прониным в 1911 году и просуществовало всего четыре года.
Над входом в кабаре висел (и висит до сих пор) герб, созданный Мстиславом Добужинским ‒ собака, ставящая лапу на театральную маску. Помимо этого символ собаки использовался на гербовой бумаге и ордене, который вручали почетным посетителям кабаре. Образ бродячего пса родился в связи с желанием талантливых людей найти свое пристанище, где можно будет раствориться в атмосфере фонтанирующей энергии близких по духу людей.
Внутреннее убранство «Бродячей собаки» было ярким и кричащим, будоражащим мысль и чувство. Посетителями кабаре являлась богема и так называемые «фармацевты» ‒ простые люди, за достаточно внушительные суммы покупающие входные билеты. Здесь проходили театральные вечера, выступления артистов, диспуты между поэтами, читались доклады на научные темы и многое другое. В годы Великой Отечественной войны кабаре было превращено в бомбоубежище и вновь открылось лишь в 2001 году. Теперь в «Подвале Бродячей Собаки» происходит множество ярких творческих встреч и мероприятий, посвященных Серебряному веку и не только.
Ахматова А.А., Блок А.А.
Видео «Алые паруса» 30 секунд
Когда во время ежегодного праздника выпускников школ «Алые паруса» на Неве появляется корабль, описанный в одноименной повести Александра Грина, все ахают от изумления. Однако немногие знают, что эту прекрасную книгу ее автор, «главный романтик» русской литературы ХХ века, умерший в Крыму и всю жизнь писавший о любви, верности и невероятных приключениях в теплых морях, создал в холодном Петербурге, где жил в ужасающей нищете с паспортом на имя покойника.
На доме № 11, что на улице Декабристов, прохожие с любопытством разглядывают укрепленную на фасаде мраморную мемориальную доску: «В этом доме с 1921 по 1922 г. жил и работал известный советский писатель Александр Грин». Однако на самом деле знаменитый автор «Алых парусов» никогда по этому адресу в Петербурге не проживал.
Шостакович Ленинградская симфония. Кадры хроники блокады Ленинграда.
Ахматова «Мужество»
На улице, названной в честь композитора Антона Рубинштейна, проживавшего на ней в доме № 38, в доме № 7 больше десяти лет провела поэтесса Ольга Бертгольц. Страшное блокадное время писательница прожила с ленинградцами, и ее творчество поддерживало людей в тяжелые времена бедствия. Сейчас на здании установлена памятная доска с изображением поэтессы, смотрящей в сторону.
Бергольц Ольга
50-70 годы как будто повторили начало века. Вновь брожение умов и вновь арт-кафе в Елисеевском.
Иосиф Бродский «Освоение космоса»
Чердачное окно отворено.
Я выглянул в чердачное окно.
Мне подоконник врезался в живот.
Под облаками кувыркался голубь.
Над облаками синий небосвод не потолок напоминал, а прорубь.
Светило солнце. Пахло резедой.
Наш флюгер верещал, как козодой.
Дом тень свою отбрасывал.
Забор не тень свою отбрасывал, а зебру,
что несколько уродовало двор.
Поодаль гумна оседали в землю.
Сосед-петух над клушей мельтешил.
А наш петух тоску свою глушил,
такое видя, в сильных кукареках.
Я сухо этой драмой пренебрег,
включил приемник "Родина" и лег.
И этот Вавилон на батарейках донес,
что в космос взвился человек.
А я лежал, не поднимая век,
и размышлял о мире многоликом. Я рассуждал: зевай иль примечай,
но все равно о малом и великом мы,
если узнаём, то невзначай.
Котельная "Камчатка" - легендарное место в центре Петербурга, где работали кочегарами такие известные люди, как Виктор Цой, Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик и многие другие.
Сегодня "Котельная Камчатка" является одновременно музеем и музыкальным клубом. Она соединяет две эпохи, храня личные вещи Цоя, Башлачева, Майка, и предоставляет возможность сыграть свою музыку молодым исполнителям.
1. В 1980е рок-движение становится массовым, происходят первые большие концерты и фестивали, в крупных городах открываются рок-клубы, контролируемые КГБ. Ленинград не стал исключением, и Ленинградский рок-клуб, существовавший с начала 1981 года, помог становлению многих групп, чьё творчество уже можно считать классикой. До сих пор на слуху названия Аквариум, Пикник, Кино, Алиса, Телевизор, Зоопарк… Во второй половине 80х к ним присоединились, переехав в Ленинград, ДДТ и Александр Башлачёв.
2. Группа Кино и её лидер Виктор Цой были, пожалуй, самым популярным явлением в рок-культуре 80х. Их музыка была незамысловата, а тексты понятны любому слушателю. Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики»; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения. Кроме музыки и поэзии, Цой снимался в нескольких кинофильмах, самые известные - «Игла» и «Асса». В 1989 году «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром СССР.
Пожалуй, самой популярной их песней была Звезда по имени Солнце, она вошла в «Хит-парад 100 лучших песен XX века, заняв в нём двенадцатое место.
3. Белый снег, серый лед, на растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней - город в дорожной петле.
А над городом плывут облака, закрывая небесный свет.
А над городом - желтый дым, городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды по имени Солнце...
И две тысячи лет - война, война без особых причин.
Война - дело молодых, лекарство против морщин.
Красная, красная кровь - через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива
И согрета лучами Звезды по имени Солнце...
И мы знаем, что так было всегда, что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим и кому умирать молодым.
Он не помнит слово "да" и слово "нет", он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой по имени Солнце...
1. Александр Башлачёв – автор и исполнитель песен, своим творчеством очень сильно повлиявший на многих рокеров своей эпохи, хотя сам группы вокруг себя так и не создал. Его тексты – пронзительные, острые, смешные или страшные, отражали все грани жизни того времени. Многие из них после смерти Башлачёва были перепеты другими группами.
4. Сегодня город мой стал праздничной открыткой.
Классический союз гвоздики и штыка.
Заштопаны тугой, суровой, красной ниткой
Все бреши твоего гнилого сюртука.
Усатое "ура" чужой, недоброй воли
Вертело бот Петра как белку в колесе.
Искали ветер Невского да в Елисейском поле
И привыкали звать Фонтанкой - Енисей.
Ты сводишь мост зубов под рыхлой штукатуркой,
Но купол лба трещит от гробовой тоски.
Гроза, салют и мы! - и мы летим над Петербургом,
В решетку страшных снов вплетая шпиль строки.
Летим сквозь времена, которые согнули
Страну в бараний рог. И пили из него.
Все пили из него - и мы с тобой хлебнули
За совесть и за страх.
За всех. За тех, кого слизнула языком шершавая блокада.
За тех, кто не успел проститься, уходя.
Мой друг, сними штаны и голым Летним садом
Прими свою вину под розгами дождя.
Поправ сухой закон, дождь в мраморную чашу
Льет черный и густой осенний самогон.
Мой друг "Отечество" твердит как "Отче наш",
Но что-то от себя послав ему вдогон.
За окнами - салют. Царь-Пушкин в новой раме.
Покойные не пьют, да нам бы не пролить.
Двуглавые орлы с побитыми крылами
Не могут меж собой корону поделить.
Подобие звезды по образу окурка.
Прикуривай, мой друг, спокойней, не спеши.
Мой бедный друг, из глубины твоей души
Стучит копытом сердце Петербурга.
А в настоящее время Санкт-Петербург остается культурной столицей и всегда с радостью встречает гостей!
Видео «Неофициальный гимн Санкт-Петербург»