СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарная разработка занятия для младших школьников "Азбука бережливых. Как лампочка пришла в наш дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • познакомить с историей  появления электроэнергии, видами  современных лампочек;
  • формировать представления о том, где и как электричество вырабатывается и поступает в дом;
  • совершенствовать умение работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Сценарная разработка занятия для младших школьников "Азбука бережливых. Как лампочка пришла в наш дом"»

ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся»


Энергосбережение






Азбука бережливых

Как лампочка пришла в наш дом




















Сценарная разработка занятия кружка «Экологический экспросс»



Подготовила и провела

Валетко Жанна Александровна, педагог дополнительного образования


Слуцк, 2015

Тема: Азбука бережливых. Как лампочка пришла в наш дом

Цель:

  • создание условий для раскрытия правил энергосбережения.

Задачи:

  • познакомить с историей появления электроэнергии, видами современных лампочек;

  • формировать представления о том, где и как электричество вырабатывается и поступает в дом;

  • совершенствовать умение работать в группе.

Планируемые достижения учащихся:

  • усвоят, что электричество вырабатывается разными способами;

  • научатся определять энергосберегающие лампы;

  • запомнят правила энергосбережения.

Оборудование:

м/м презентация «Электричество в нашем доме», карточки с названия рабочих групп, карточки с заданиями, иллюстрации видов лампочек, сравнительные таблицы, листы для исследования, бумага, ручки, «смайлики» для проведения рефлексии.


Ход занятия


1. Орг. момент.

Создадим хорошее настроение.

- Улыбнитесь друг другу!

Для распределения на группы : выбор цветной карточки.


2. История появления электрической лампы.

Просмотр м/м презентации с элементами беседы

- Что ты делаешь, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаешь СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем – и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. Но так было не всегда. В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ.

Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Как вы думаете, на какое слово похоже слово “светец”? Умнички! Ну, конечно же, на слово “свет”. Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару!


Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Словом, не очень-то было удобно!

И придумали люди СВЕЧКУ.

Учитель показывает несколько различных свечей.

- Где вы видели такие свечи? В каких случаях их зажигают?

  • А где зажигают эти свечи и когда? Эти свечи мы зажигаем в церкви когда просим у бога здоровья для своих близких (рассказать о крещенском празднике). Когда горит свеча, происходит какое – то таинство. Свеча словно завораживает. Даже знаменитые люди, великие ученые и писатели свои работы создавали при свечах.

Но свечи тоже опасны. А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной. Пока эти люди не изобрели ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ.

  • В 1876 году Париж жил своей обычной жизнью. Обычный официант в крошечном кафе принес посетителю заказ и принялся за сервировку стола. Тарелка, вилка, ложка, нож… Столовые приборы легли в идеальном порядке параллельно друг другу. Неожиданно посетитель посмотрел безумным взором на стол, пробормотал что-то невразумительное и помчался к выходу.


  • Странным мужчиной оказался никто иной, как Павел Николаевич Яблочков. Уже много месяц русский физик бился над созданием надежной и долговечной электрической лампы. Вдруг, глядя на ровно разложенные столовые приборы, Яблочков нашёл способ получения электрической лампочки. Через год «свеча Яблочкова» залила светом Париж, Лондон, Берлин, Петербург. Мир давно нуждался в простой и дешевой электрической лампе. Когда Яблочков приехал в Америку, он узнал, что там изобретенная им лампочка носит имя Эдисона. Но русский инженер не стал доказывать свой приоритет, а продолжал работу над усовершенствованием своего изобретения.



  • Основной вклад в создание электрической лампочки внесли трое людей, по иронии судьбы родившихся в один и тот же 1847 год. Это были русские инженеры Павел Николаевич Яблочков, Александр Николаевич Лодыгин и американец Томас Эдисон.


Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и газовыми фонарями, и керосиновыми лампами. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и… загорится свет!

Но лампочка сама по себе не светит! Так что же заставляет ее гореть и светить?

Метод «Мозговой штурм»: фиксирование ответов на листе бумаги.

Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?

Из истории электричества. Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень. Отсюда и произошло и само слово Электричество. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы. Вы тоже можете повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь.

Опыты.

  1. Возьмите расческу и потрите ее о ткань. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги.

  2. Потрите воздушный шарик о волосы. Что заметили?

На расческе есть электрический заряд. Электрические заряды вы наблюдаете и в природе Молния, некоторые рыбы используют электрические заряды для охоты и нападения.


3. Способы получения электричества

Работа в группах. Метод «Кластер»

А) Солнечная энергия

  • Солнечная энергетика — направление альтернативной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует неисчерпаемый источник энергии и является «экологически чистой», т.к. не производит вредных отходов во время использования.

Недостаток:

  • зависимость от погоды и времени суток.

Б) Энергия ветра

  • Люди научились использовать силу ветра (ветровые эл. станции)

Ветроэнергетика — отрасль энергетики, специализирующаяся на преобразовании энергии ветра в электрическую. Такое преобразование может осуществляться такими агрегатами, как ветрогенератор для получения электрической энергии, ветряная мельница для преобразования в механическую энергию. Ветряные генераторы в процессе эксплуатации не потребляют ископаемого топлива.

Недостаток:

Ветряные энергетические установки производят шумы

Наносят вред животным.

В) Энергия воды

  • Гидроэне́ргия — энергия, сосредоточенная в потоках воды. Чаще всего используется энергия падающей воды. Для повышения разности уровней воды сооружаются плотины.

  • Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы – электроны. Электрический ток вырабатывают большие мощные гидроэлектростанции, оттуда распределяют электроэнергию по проводам в наши дома.

Г) Тепловая энергия (газ, уголь, нефть, торф, атомы)

  • Теплова́я электроста́нция (или теплова́я электри́ческая ста́нция) — электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию.

  • В зависимости от источника энергии ( от вида топлива) электростанции:

  • атомные (АЭС)

  • тепловые (работающие на органическом топливе ТЭС)

  • газовые

  • дизельные

  • бензиновые

  • угольные

  • торфяные

Презентация работ групп


4. Исследовательская работа «Какую лампочку выбрать?»

Работа в группах:

  • виды лампочек

  • потребляемая мощность

  • световой поток

  • срок службы

  • выводы (заполнение сравнительной таблицы)


Виды ламп

время работы

за 1 день

потребляемая мощность

расход электроэнергии за 1 день

расход электроэнергии за 1 месяц

лампа накаливания

8

60Вт

480 Вт

14.400 Вт =14,4 кВт


светодиодная лампа

8

9 Вт

72 Вт

2.160 Вт =2, 16кВт



1 кВт = 1000 Вт

Для граждан,

проживающих в домах

не оборудованных электрическими плитами

до 150 кВт.ч 942,5(+8,8%)

от 150 до 300 кВт.ч 1 225,25

свыше 300 кВт.ч 1 467,5




5.Советы экономным и бережливым

Составление памятки

  1. Етижредос в етотсич ыпмал и ынофалп!

_____________________________________________________________


  1. Ишав анко ынжлод ьтыб имытсич!

_____________________________________________________________


  1. Етйузьлопси еонтсем еинещевсо!

_____________________________________________________________


Ответ:

Содержите в чистоте лампы и плафоны!

Ваши окна должны быть чистыми!

Используйте местное освещение!


6. Подведение итогов. Рефлексия

Блиц-опрос:

- О чём узнали?

- О чём обязательно расскажете дома?


Участники прикрепляют «смайлики» на силуэт лампочки.

- В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, помогает в приготовлении пищи, обеспечивает работу раз­личных бытовых приборов. Н этом мы поговорим подробнее на следующем нашем занятии по энергосбережению.



















С оветы экономным и бережливым


Содержите в чистоте лампы и плафоны!

Ваши окна должны быть чистыми!

Используйте местное освещение!





С оветы экономным и бережливым


Содержите в чистоте лампы и плафоны!

Ваши окна должны быть чистыми!

Используйте местное освещение!






С оветы экономным и бережливым


Содержите в чистоте лампы и плафоны!

Ваши окна должны быть чистыми!

Используйте местное освещение!






С оветы экономным и бережливым


Содержите в чистоте лампы и плафоны!

Ваши окна должны быть чистыми!

Используйте местное освещение!






С оветы экономным и бережливым


Содержите в чистоте лампы и плафоны!

Ваши окна должны быть чистыми!

Используйте местное освещение!

Составьте предложения для памятки


  1. Етижредос в етотсич ыпмал и ынофалп!

_____________________________________________________________


  1. Ишав анко ынжлод ьтыб имытсич!

_____________________________________________________________


  1. Етйузьлопси еонтсем еинещевсо!

_____________________________________________________________



Составьте предложения для памятки


  1. Етижредос в етотсич ыпмал и ынофалп!

_____________________________________________________________


  1. Ишав анко ынжлод ьтыб имытсич!

_____________________________________________________________


  1. Етйузьлопси еонтсем еинещевсо!

_____________________________________________________________



Составьте предложения для памятки


  1. Етижредос в етотсич ыпмал и ынофалп!

_____________________________________________________________


  1. Ишав анко ынжлод ьтыб имытсич!

_____________________________________________________________


  1. Етйузьлопси еонтсем еинещевсо!

_____________________________________________________________



Составьте предложения для памятки


  1. Етижредос в етотсич ыпмал и ынофалп!

_____________________________________________________________


  1. Ишав анко ынжлод ьтыб имытсич!

_____________________________________________________________


  1. Етйузьлопси еонтсем еинещевсо!

_____________________________________________________________

Сравнительная таблица


Виды ламп

время работы

за 1 день

потребляемая мощность

расход электроэнергии за 1 день

расход электроэнергии за 1 месяц

лампа накаливания





светодиодная лампа






Для справки

  • В среднем обычная лампа работает до 8 часов в день.




Сравнительная таблица


Виды ламп

время работы

за 1 день

потребляемая мощность

расход электроэнергии за 1 день

расход электроэнергии за 1 месяц

лампа накаливания





светодиодная лампа






Для справки

  • В среднем обычная лампа работает до 8 часов в день.





Сравнительная таблица


Виды ламп

время работы

за 1 день

потребляемая мощность

расход электроэнергии за 1 день

расход электроэнергии за 1 месяц

лампа накаливания





светодиодная лампа






Для справки

  • В среднем обычная лампа работает до 8 часов в день.


Кластер «Способы получения электричества»




















Кластер «Способы получения электричества»



































Список использованных источников


  1. Галузо, И. В. Учимся экономии и бережливости / И. В. Галузо,
    Е. В. Гречихо. – Минск:«Адукацыя і выхаванне», 2009.

  2. Каневский, Е. М. Уроки экономии в быту / Е. М. Каневский. – М. :Экономика, 1985.


























Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом если не знать правила безопасного пользования электричеством.


Давайте познакомимся с правилами безопасного обращения с электроприборами.


Выступление подготовленного ученика:


Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.


Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.


Не прикасайся к оголенным провода!


Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.


Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.


10. Закрепление.


Итак, мы сегодня много говорили об электричестве, о его пользе и опасности, как вы думаете, сможем ответить на вопросы муравьишки, откуда приходит и куда уходит электричество? Ответы на вопросы стр.63


А что нового вы узнали сегодня на уроке и сможете рассказать


своим родителям, сестренкам,


Оцените свою работу на уроке.







































8. Элементы питания.


Почему горит фонарик? Откуда здесь электрический ток? (демонстрация батареек) Люди научились химическим способом создавать электричество в батарейках. Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе.


Вопрос. Что может работать от батарейки?


А каким образом в фонарике загорается лампочка, работает фотоаппарат, часы – мы узнаем, проделав интересную работу с простой электрической цепью. Мы имеем батарейку, провода и лампочку. От батарейки мы будем питать электричеством (источником питания) лампочку (потребителя). Провода помогут нам доставить электроэнергию от источника питания к потребителю. Но чудо произойдет тогда, когда цепь будет замкнутая. Для этого нужен замок, который соединяет и рассоединяет цепь.


(ученик с учителем демонстрируют практическую работу с простой замкнутой электрической цепью, при которой учащиеся сами находят пути решения проблемных ситуаций).


Мощность (сила) пальчиковой батарейки, которую мы используем в практической работе, очень мала, следовательно, безопасна.


Холодильник может работать от батареек? Почему?


Давайте в парах (можно в группе) проделаем ту же работу самостоятельно.( дети проделывают исследование. У кого лампочка загорится, – работа оценивается положительно, кому требуется помощь,- помогают дети, справившиеся заранее с работой.) Дети делают вывод, при каких условиях приводятся в работу все предметы, работающие на батарейках, и наоборот.