СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сценарные планы уроков музыки с применением интерактивных методик развития процессов восприятия и ассоциативно-образного мышления школьников на примере изучения произведений различных видов искусства»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыкальное искусство» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности.

Просмотр содержимого документа
««Сценарные планы уроков музыки с применением интерактивных методик развития процессов восприятия и ассоциативно-образного мышления школьников на примере изучения произведений различных видов искусства»»





ГБОУ ВПО Московской области
«Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла

Итоговая практико – значимая работа



«Сценарные планы уроков музыки с применением интерактивных методик развития процессов восприятия и ассоциативно-образного мышления школьников на примере изучения произведений различных видов искусства»







Угаровой Юлии Александровны учителя музыки МБОУ СОШ №2 г. Дубны, слушателя курсов повышения квалификации 2017/2018 учебного года «Интерактивный подход к преподаванию предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» в образовательных организациях» (вариативный кафедральный модуль 72 час.)







Руководитель курсов – Ибрагимова О.В., к.п.н., доцент кафедры





















2018 г.

Содержание.

  1. Введение................................................................................................3 - 5

Интерактивные методики развития процессов восприятия и ассоциативно-образного мышления школьников.

Цель.

Задачи.

2. Практическая часть работы....................................................................7 - 15

3. Заключение..............................................................................................16 4. Используемая литература...........................................................................17
























  1. Введение


Объектом моей практико – значимой работы стало изучение интерактивных методик и использование их на уроках музыки.

Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыкальное искусство» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности. Я уверена, эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. Эстетика без этики мертва. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время. И в выполнении этих задач, мне как учителю эстетического цикла, отводится особая роль.

В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем образования в настоящее время и помогают разрешить некоторые задачи не только в обучающем, но и в воспитательном процессе школьников. Я хочу, чтобы урок музыки не был исключением.

Основная цель заключается в формирование творческой активности личности учащихся и её самореализации. На мой взгляд, это поможет детям выбрать правильные ориентиры в будущем, проявить свою индивидуальность и занять достойное место в жизни.

Для реализации и достижения результатов по данной проблеме ставлю перед собой такие задачи:

  1. Создание условий для творческой активности школьников;

  2. Развитие познавательного интереса и побуждение к самостоятельной

деятельности учащихся;

3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог);

4. Формирование общечеловеческих ценностей;

5. Организация атмосферы для самореализации личности.

В последнее время распространены технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ученика, дают возможность повысить его активность, способствуют здоровьесбережению школьников.

Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное давление на наших детей.

На своих уроках я стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учениками.

«Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погруженное в общение. Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

В своей работе я стараюсь использовать именно интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках уроков музыкального искусства, представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных интерактивных технологий на разных этапах урока.

В своей работе я опираюсь на научные достижения и опыт знаменитых педагогов, музыковедов, психологов. Готовясь к своим урокам, изучаю технологии:

- гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

- проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Обращаюсь к трудам Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Завадской. Эти педагоги акцентируют внимание на значимости уроков музыки как источника для сотворчества учеников и учителя.

На мой взгляд, интерактивные методы и приемы – это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников.

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей.

Я уверенна, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыкальное искусство» в современной школе, вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.

Система творческого взаимодействия на уроках требует и от меня высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, чтобы сохранить психологическое равновесие и эмоциональное состояние для своих учеников. Стараюсь быть открытой, толерантной, придерживаться демократического стиля общения с детьми.

Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.

  1. Самым простым и распространенным способом «достучаться» до

каждого ученика служит простое введение: «Представьте себе, что…».

Чтобы создать непринужденную, доверительную атмосферу на уроке, часто использую фразы: «Я приглашаю вас, юные друзья, в …» или «Сегодня мы в гостях …»

Эти приемы использую и при интерпретации музыкальных произведений. Это позволяет ребятам творчески мыслить, анализировать, фантазировать и раскрывает эмоциональную сторону учащихся.

  1. «О, эврика!» (эвристическая беседа). Этот метод побуждает

учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии.

  1. Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого

ученика в работу является организация вопросов друг другу. Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению.

Другой вид работы в парах - обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение.

  1. Работа в группах. Эта технология помогает наладить

коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее - тот быстрее!».

  1. «Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить нестандартные решения учебных и творческих задач.

  2. Активно-ролевая (игровая) организация обучения.

Моим любимым методом, является игра, так как служит отличным средством включить в работу весь класс, снимает у учащихся боязнь неправильного ответа, раскрепощает учеников.

Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Благодаря разнообразности игр, этот метод можно использовать не только в начальном звене, но и в средней школе. На своих уроках использую такие разновидности игр: сюжетные, ролевые, имитационные, драматизация. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.

Интерактивные дидактические игры в своей работе использую как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому раздаточному материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло.

На уроках использую игры разные по характеру педагогического процесса:

Образовательные

Суть образовательного лото: прочитав вопрос, необходимо выбрать на табло образовательной игры правильный ответ и закрыть его фрагментом рисунка. Если все ответы будут верными – сложится картинка. Это помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал и снижает эмоциональную тревожность при ответах.

Познавательные

Например, поиск нужной информации в учебниках или дополнительных источниках или самостоятельное составление вопросов по предложенному материалу. Это может быть работа индивидуальная, в парах или в малых группах. Это вызывает интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Творческие

Это создание собственных вариантов завершения сказки, сочинение мелодий или стихов (для младших школьников может быть задание сочинить две строки к двум предложенным строкам), составление ритмических упражнений.

Обобщающие

Использование и обсуждение сюжетных иллюстраций и рисунков к урокам музыки. «А вы не были…?» (герой из мультипликационного фильма – попугай). «Новый год собрал друзей» и др.

Развивающие

Используя сюжетные иллюстрации, стараюсь развивать мышление, воображение, память учеников начальной школы.


Таким образом, любого вида интерактивная игра имеет определенный результат, который является её финалом. Для меня результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или усвоения знаний, а также умение применять эти знания на других школьных предметах и, конечно, в жизни.

Именно в активной игровой деятельности происходит взаимопроникновение форм, методов и приемов интерактивного обучения.

А следующие методы, применяемые мною, позволяют создать на уроке ситуацию успеха учащихся. Подготовительная работа этих методов занимает около двух-трех недель. Зато насколько трудоемка работа перед уроком, настолько велико чувство удовлетворения после него. А ребята испытывают настоящий творческий подъем!

  1. Инсценировки. Позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал.

  2. Выставки-презентации. Помогают «проявить себя» ученикам на уроках. Демонстрация собственных работ повышает авторитет ребенка, его уверенность в своих силах, самооценку.

  3. Метод проекта. Как правило, на своих уроках удается использовать только часть проектной деятельности, ее элементы. При этом проект может иметь долгосрочное действие, иметь свое продолжение и стать творческим домашним заданием для учеников.

  4. Интегрированные уроки. Помогают раскрыть и найти разные стороны личности учащихся.


Цель итоговой работы:

Повышение профессиональных компетенций учителя и изучение интерактивных методик на уроках музыки. Обобщение опыта по использованию интерактивных методик на уроках музыки.

Задачи итоговой работы:

  • Изучение интерактивных подходов к преподаванию предмета «Музыка»;

  • Обобщение собственного педагогического опыта;

  • Разработка сценарных планов уроков музыки с применением интерактивных методик.


2.


«Формирование ценностных ориентаций личности школьников на основе содержания предметов «Музыка».

1 слайд.

Интерактивный подход к преподаванию предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» в общеобразовательных организациях.

«Формирование ценностных ориентаций личности школьников на основе содержания предметов «Музыка».

Автор: Угарова Юлия Александровна, учитель музыки МБОУ СОШ №2, г. Дубна, 2018 г.

2 слайд.

Цель презентации: Показать направления формирования ценностных ориентаций личности школьников на уроках Музыки.
Задачи: Выяснить, какие ценности необходимо формировать; Показать, как содержание программы учебного предмета способствует их формированию.

3 слайд.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям.

4 слайд.

Современный национальный воспитательный идеал- это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Всегда идеалами духовной нравственности были: Свобода, Любовь, Честность, Великодушие, Доброта, Трудолюбие, Скромность, Верность, Милосердие, Мужество.

5 слайд.

Цели изучения предметов эстетического цикла Духовно-нравственное развитие личности школьника: Изучение закономерности развития мирового художественного наследия человека. Формирование способностей учащихся к самостоятельному творчеству. Умение оценивать музыкальные произведения. Умение метапредметно, ассоциативно мыслить.

6 слайд.

Задачи современной школы: Обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся. Развитие мышления учащихся. Внести в большой

мир искусства. Сделать мир искусства средством познания окружающей действительности. Духовно-нравственное совершенство молодежи.

7 слайд.

«Музыка – самое поэтичное, самое могучее, самое живое из всех искусств». Г. Берлиоз. Классика - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов, главным образом, прошлого времени. Классическая музыка XVIII века (Бах, Бетховен). Русская классика ХІХ века (Чайковский, Римского-Корсаков).

8 слайд.

«Да будет вовеки веков сильна…». С.С.Прокофьев: Кантата «Александр Невский. Задачи воспитательные: Пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества; Оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины.

М.И. Глинка: Опера «Иван Сусанин». Задачи воспитательные: Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа; Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

9 слайд.

1. «Музыка народов мира» 7 класс. Воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов. Воспитывать через музыку дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности.

2.Истоки возникновения такого сказочного праздника, как Рождество Христово. «С Рождеством Христовым!» (2 класс. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»). Духовно-нравственное воспитание детей через формирование эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, доброжелательности.

10 слайд.

Вывод: Музыка помогает приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры. «…Самая большая ценность, которая награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно ярче, а следовательно, и счастливее…» (Д.С. Лихачев «Письмо о добром и прекрасном»).

11 слайд.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). – М., 2013.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2012.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

5. Примерные программы по учебным предметам. Музыка 1-4, 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2013


«Создание мультимедийной интерактивной обучающей презентации для урока музыки».

Конспект урока.

Урок в 5 классе. Раздел: « Музыка и литература». Тема: «Путешествие в музыкальный театр. Опера». По программе «Музыка» автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Цель: познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры).

Задачи: Образовательные.

- сформировать у учащихся систему музыкальных знаний, умений и навыков;

- вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной формулировке;

- обучить разным способам слушания музыки, пониманию ее содержания;

- расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития.

Развивающие. (продолжать работу)

-при обучении развивать личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие;

Воспитательные.

- формировать духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы;

-напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости.

Интерактивные методы обучения: метод проблемного диалога, эвристическая беседа, индивидуализация, игра в режиссера-постановщика; системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Формы организации познавательной деятельности:

коллективная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:

музыка, литература, изобразительное искусство.

План проведения урока.

1. Организационный этап. 2. Актуализация базисных знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление нового материала. 5. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап урока. (Вступление)

Задача - настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.

Содержание. Чистая доска, отсутствие наглядного материала. Учитель просит учащихся вспомнить изучаемую тему. Концентрация вни­мания на конкретной задаче, не требующей определенных знаний, по­зволяет включиться каждому ребенку в поиски ее решения.

2.Актуализация базисных знаний. (Экспозиция)

Задача - вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной формулировке.

Содержание. В центре внимания чистая доска, которая за­дает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация создается через поиск незнакомого в знакомом. Какую информацию несет тема полугодия «Музыка и литература», что в ней знакомо и незнакомо нам? Учитель не дол­жен выступать как источник информации, он помощник ребенку, а вместе они слушатели музыки.

Учитель: На что сегодня вы обратили внимание, придя на урок? (Дети: На доске нет никаких записей). Учитель: Я предлагаю вам подумать и вспомнить тему полугодия.

Слайд №1. ети: «Музыка и литература»).

Слайд №2, 3.

Учитель: Давайте напишем на доске с какими вокальными и инструментальными жанрами в единстве музыки и литературы мы уже успели познакомиться. (Дети выходят к доске для выполнения задания)

Дети приходят к выводу, что все эти жанры им знакомы.

Учитель: Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр.

Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре? (Дети: – Кукольный спектакль, Драматический спектакль, опера и балет.)

Далее просит учащихся открыть учебник и вспомнить знакомые оперы, а также известных им героев – действующих лиц опер. Какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер.

Как вы думаете, почему многие композиторы обращаются к такому литературному жанру, как сказка? (Ответы детей.)

Учитель: Давайте споем об этом песню. (Исполнение песни Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету». Слова М. Пляцковского)

Слайд №4, 5.

3. Изучение нового материала. (Разработка)

Содержание. В данном фрагменте учитель может дать учащимся задания, выполнение которых фактически будет свидетельствовать о понимании синтеза искусств в опере. Что в основе оперы лежит литературное произведение - либретто.

Учитель рассказывает об истории развития оперного искусства.

Слайд №6, 7

Учитель предлагает классу разделиться на 4 группы.

1 группа - «ПОЭТЫ». Подпишите под рисунками поэтические строки А.Пушкина, характеризующие события и действующих лиц оперы. Есть ли отличие между литературным и музыкальным произведением, между поэмой А.С.Пушкина и оперой М.И.Глинки?

2 группа - «ХУДОЖНИКИ». Передайте в рисунке контрастные музыкальные образы. Что их отличает.

3 группа - «КРИТИКИ». Какие виды искусств лежат в основе оперы.

4 группа - «МУЗЫКАНТЫ». Концерт-загадка. Прослушайте музыкальные темы оперы «Руслан и Людмила», ориентируясь на нотную запись (Т.Т. стр. 44-49) и запишите их в правильном порядке. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал контраст музыкальных образов. (Слушание записи).

Слайд №8, 9, 10, 11. Проверка заданий.

Слайд №12.

Учитель: Предлагаю послушать Увертюру. Как композитор утвердил идею победы добра над злом в увертюре? (увертюра, как и вся опера, завершается музыкой праздничной, светлой, ликующей).

После этого фрагмента оперы, учитель рассказывает классу о том, что Глинка вспоминал о том, что: «Увертюру прямо на оркестр я писал нередко во время репетиций в комнате режиссера».

Учитель: Почему же композитор сочинял увертюру после того, как была написана сама «большая сказочная опера»? Проблемные вопросы, адресованные учащимся, предполагают различные ответы детей, разную степень аргументации. Их главный смысл заключается в возможности высказывания своего собственного мнения, своей собственной оценки того или иного явления музыкальной культуры.

4. Закрепление изученного материала. (Реприза)

Задача - сделать обобщение, выводы, высказать оценочные суждения о своем пребывании в содержании урока.

Содержание. Рефлексивно-оценочные суждения. Вновь рабо­та с доской позволяет вывести содержание урока за границы урока в реальную жизнь человека. В данном фрагменте учитель должен ис­пользовать такие формы, которые позволят наглядно увидеть отноше­ние детей к музыке М.И.Глинки. Сравнение результатов на начало и в конце урока и есть те качественные изменения, которые произошли в ребенке.

Оценивание детей. Рефлексия.

Учитель: теперь мы знаем, что такое опера и можем ответить на вопросы «Блеф-клуба»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».


Игра «Блеф-клуб» «Верите ли вы, что…»

- Верите ли вы, что « кит» оперы - танец?

- Верители вы, что в опере нет разговорной речи?

- Верите ли вы, что М.И.Глинка сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

- Верите ли вы, что либретто - это краткое литературное изложение сюжета оперы, балета, мюзикла?

-Верите ли вы, что опера возникла во Франции?

- Верите ли вы, что в опере объединились несколько видов искусства?

(Да, музыка, драматургия, изобразительное искусство)

Учитель: Я увидела сегодня на сколько вы талантливы. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините и запишите либретто своего литературного произведения. Создайте свою книжку-малютку.

5. Подведение итогов.

Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.






Разработка модели сценарного плана исследовательского проекта по музыке.

Проект “Из истории музыкальных инструментов”.

Слайд №1 (тема проекта)

Слайд №2 (Цель проекта) Цель проекта: знакомство с историей возникновения и возрождения роговой музыки.

Слайд №3 (Задачи проекта) Задачи проекта:

  • развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся;

  • совершенствовать знания, умения и навыки в проектной деятельности;

  • воспитывать чувство гордости за отечественную музыкальную культуру;

  • развивать целеустремленность и системность в деятельности;

Слайд №4 (Вопросы проекта) Вопросы проекта:

  • Собрать материал об истории и возрождении роговой музыки.

  • Пробудить у обучающихся интерес к деятельности руководителя проекта “Российский роговой оркестр” Сергея Поляничко и его оркестру.

  • Есть ли будущее у энтузиастов, возрождающих роговую музыку. Доказать или опровергнуть это утверждение.

  • Подготовить ряд статей в ежемесячный лицейский журнал “Фортуна”.

Слайд №5 (Ожидаемые результаты) Ожидаемые результаты:

  • умение работать с информационными источниками;

  • овладение обучающимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности;

  • раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.

Слайд №6 (диаграмма)

Слайд №7

Во все времена охота считалась занятием благородным. Она приучала людей к выносливости и успешному владению оружием.

Слайд №8

Очень живописно рассказывает нам об этом великий русский поэт А.С.Пушкин:

“Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах”.

Слайд №9

Русские егеря не знали других инструментов, кроме медных рогов. Когда егеря одновременно дули в рога, то окрестности потрясал сильный ревущий звук, спугивающий дичь.

Слайд №10

Особо страстно и всецело посвящала себя охоте дочь Петра I императрица Елизавета. Она уделяла этому занятию немало времени и средств.

Когда, состоявший в чине гоф - маршала Семен Кириллович

Нарышкин был назначен обер-егермейстером, он поставил задачу улучшить грубые немузыкальные охотничьи трубы. Это и послужило началом организации той новой, замечательной полевой или охотничьей русской музыки, подобной которой не существует нигде – роговой. Именно с этих времён и берёт своё начало история Роговой Музыки…

Слайд №11

Инструменты были абсолютно не настроены, и по свидетельству очевидцев, при совместном звучании производили невероятный шум.

В 1751 году князь Нарышкин повелел придворному капельмейстеру,

искусному валторнисту из Богемии Яну Марешу “Согласить у своих охотников все рога в стройность”, т.е усовершенствовать эти инструменты: одни были уменьшены, другие – увеличены, третьи же сохранили прежнюю форму. Таким образом, было изготовлено 37 инструментов диапазоном в 3 октавы.

Слайд №12 (определение капельмейстер)

Слайд №13

Благодаря новым инструментам достигалось гармоничное звучание.

Красивый тембр и мощное звучание рогового оркестра покоряло слушателей. М.В. Ломоносов в 1753г. Создает оду “На изобретение роговой музыки”:

“… Что было грубостей в охотничьих трубах,
Нарышкин умягчил при наших берегах,
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятностей сыскали…”

Слайд №14

Как и раньше, каждый рог оркестра, изготовленный из латуни, давал один звук, однако, теперь имел уже свой определенный тон. Во время игры каждый должен был следить за тем моментом, когда ему нужно было взять свой звук, издавать его абсолютно точно и отсчитывать по своему листу момент вступления. Все звуки сливались и в их стройной последовательности звучало произведение. “Кто не слышал этой новой музыки, тот может составить себе о ней понятие, если вообразит, что слышит издали мощные рокочущие звуки нескольких больших церковных органов”. Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно. Музыкант переставал быть человеком, а был как будто клавишей, на которую нажимает капельмейстер, поэтому оркестры состояли исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам, известным богачам. Любопытен один исторический факт: “Два члена этого диковинного оркестра попали в полицию. На вопрос, кто они такие, один отвечал: “Я нарышкинский До” (название ноты); другой отвечал: “Я нарышкинский Фа-диез”. Недаром один из иностранных слушателей отметил, что подобная музыка “могла быть организована только в стране, где существует рабство”.

Слайд №15

Первое выступление этого оркестра, к изумлению двора и иностранных министров, состоялось в 1757 году близ села Измайлово Московской губернии во время торжественной охоты, устроенной обер-егермейстером в честь императрицы. Елизавета, совершавшая прогулку верхом, была поражена звуками величественной музыки, которая как будто лилась с небес. В чистом поле раздавались фуги Баха. Это был сюрприз Нарышкина – концерт Рогового Оркестра. Звучание рогов произвело на императрицу Елизавету настолько сильное впечатление, что она сразу приказала организовать оркестр при дворе.

До этого времени Роговая Музыка считалась приватной, и называлась “Нарышкинскою” Роговой Музыкой, а после охоты в 1757 году Роговая Музыка стала именоваться – Императорской. Роговая музыка быстро стала популярной. Ни одно значимое событие не проходило без её участия.

Впоследствии музыка эта стала звучать и при дворе в Петербурге ("Невские серенады"), она часто исполнялась на шлюпках, и тогда в знойный летний вечер звуки ее, далеко доносившиеся с Невы, приобретали своеобразную прелесть.

Роговые оркестры просуществовали в русской музыкальной культуре около 100 лет. Последняя попытка его возродить была предпринята ко дню коронования Николая II (1896г.), но она не оказалась удачной. Роговые оркестры были забыты... и превратились в музейные экспонаты. В 1900 году коллекция пополнилась редчайшими рогами конца ХVIII в., купленными Николаем II у герцога Кобургского по инициативе К.К. Штакельберга.

Слайд №16

В экспозиции музея музыкальных инструментов в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге представлены 70 рогов из 3х комплектов. Рога, хранящиеся в музее музыки, молчали более ста лет.

Слайды №17-19

Современные музыканты по-разному видят пути возрождения старинной русской традиции. В 2006 в Петербурге произошло по-своему знаковое событие — образовался еще один роговой оркестр! Его организатором, художественным руководителем и дирижером стал молодой и разносторонне одаренный Сергей Поляничко. Его любимым детищем стал амбициозный проект — “Российский роговой оркестр”.

Помогает Сергею “музыкальный Левша” — Владимир Головешко, своими руками изготовивший 74 инструмента, составляющих арсенал нового оркестра. Владимир также занимается “высшей математикой” — на основе клавира сочинения создает “роговую” партитуру. Каждому исполнителю поручается от двух до пяти рогов, причем само их распределение представляет собой весьма нетривиальную задачу.

Сейчас в коллективе 25 молодых музыкантов. Это студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории, артисты музыкальных театров и симфонических оркестров — большинство из них лауреаты российских и международных конкурсов. Добровольно, без плетки и кнута, к тому же совершенно бесплатно они все свободное время посвящают тяжелой кропотливой работе. Оркестр продолжает традиции 18 века, выступает на многих площадках Санкт-Петербурга и гастролирует.

Слайд №20 (музыкальный фрагмент)

Слайд №21 (диаграмма)

Слайд №22 (Используемая литература и источники)

Литература:

  1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.




3. Заключение

- Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала.

- Помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

- Формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

- Являются условием для самореализации личности учащихся в современном мире.

Таким образом, достигается цель данной методической проблемы. Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыкального искусства, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Ученики используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыкального искусства на классных часах, которые готовят самостоятельно. И это здорово!

Проведение уроков с применением интерактивных методов дают возможность повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, воспитывать толерантность в течении дискуссий, формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде в условиях сотрудничества и взаимопомощи (эффект социализации), осознавать ответственность за результат – собственный и коллективный. Уроки с использованием интерактивных методов позволяют педагогу по-новому оценить индивидуальные особенности некоторых учащихся, когда даже самые пассивные включаются в активную деятельность с огромным интересом, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, появляется творческая инициатива. Все выше перечисленные плюсы говорят о целесообразности и эффективности применения интерактивных методик в практике общеобразовательной школы.



















4. Литература

1.Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

2.Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.

3.Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

4.Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.  М : Педагогическое общество России, 1998.  640 с.

5.Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87 с.

























17






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!