СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план авторского метапредметного урока в 8-9 кл. на тему: "Видеоэкология - инструмент создания благополучной городской среды"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Метапредметный урок по предмету «Искусство» (МХК) в 8-9 классах имеет место в разделе III «Дар созидания», в рамках  темы: «Архитектура современного города». (По программе и учебнику «Искусство 8-9 классы» автора Г.П. Сергеевой и др. по ВГОС). Этот урок метапредметный потому, что взаимосвязан с такими предметами как Экология и Основы безопасности жизнедеятельности. Эту тему можно привязать к контролируемому элементу содержания МЭШ предмета Основы безопасности жизнедеятельности: «Окружающая среда и основные источники ее загрязнения», потому что затрагивается проблема визуального загрязнения городской среды.                                                                                                      Этот урок занимает достойное место в системе профориентационной работы в школе. Он знакомит с проблематикой отрасли современной архитектуры и строительства (и урбанистики),  с проблемами таких современных востребованных профессий  и профессий будущего, как: архитектор, ландшафтный архитектор, дизайнер городской среды, урбанист-эколог, урбанист.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план авторского метапредметного урока в 8-9 кл. на тему: "Видеоэкология - инструмент создания благополучной городской среды"»

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА

1.

Тема урока:

Видеоэкология - инструмент создания

благополучной городской среды

2.

Место урока

в системе уроков;

в системе профориентационной работы

Метапредметный урок по предмету «Искусство» (МХК) в 9 классе имеет место в разделе III «Дар созидания», в рамках темы: «Архитектура современного города». (По программе и учебнику «Искусство 8-9 классы» автора Г.П. Сергеевой и др. по ВГОС). Этот урок метапредметный потому, что взаимосвязан с такими предметами как Экология и Основы безопасности жизнедеятельности. Эту тему можно привязать к контролируемому элементу содержания МЭШ предмета Основы безопасности жизнедеятельности: «Окружающая среда и основные источники ее загрязнения», потому что затрагивается проблема визуального загрязнения городской среды.

Этот урок занимает достойное место в системе профориентационной работы в школе. Он знакомит с проблематикой отрасли современной архитектуры и строительства (и урбанистики), с проблемами таких современных востребованных профессий и профессий будущего, как: архитектор, ландшафтный архитектор, дизайнер городской среды, урбанист-эколог, урбанист.

3.

Профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития)

Отрасли экономического развития: архитектура, дизайн ландшафта,

городская среды и строительство.

Профессиональные ориентиры. Профессии:

архитектор,

ландшафтный архитектор,

дизайнер городской среды,

урбанист-эколог,

урбанист.

Урок ориентирован на направленность приоритетов рынка труда, ибо выше перечисленные профессии востребованы сейчас и будут востребованы в будущем.

4.

Цель и задачи авторского урока (не более 1000 знаков с пробелами)

Цель: познакомить учащихся с наукой Видеоэкологией, с помощью которой можно создавать визуально благополучную среду обитания человека.

Задачи:

заинтересовать идеей создания визуально благоприятной городской среды;

изучить основные принципы видеоэкологии;

побудить учащихся к осмысленному выбору будущей профессии.

5.

Ключевые тематические акценты авторского урока (не более 1000 знаков с пробелами)

Проблемы, относящиеся к психологии зрительного восприятия, может решить наука Видеоэкология. Ее родоначальник доктор биологических наук Филин Василий Антонович, он впервые рассмотрел окружающую видимую среду как экологический фактор. Термин "видеоэкология" введен в 1989 году. Филин В.А., то что мы видим, разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов и больших гладких плоскостей. Все это усугубляется отсутствием округлых форм и линий и разнообразных мелких элементов, которые благоприятно воздействуют на зрительное восприятие человека.

Учащиеся должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения.

Наше сегодняшнее занятие знакомит с проблемами таких современных востребованных профессий и профессий будущего, как: архитектор, ландшафтный архитектор, дизайнер городской среды, урбанист-эколог, урбанист.


6.

Используемые приемы, методы, образовательные технологии

Форма проведения урока:

урок-исследование с элементами поисково-исследовательской деятельности.


На данном занятии в полной мере реализуется деятельностный подход. На уроке деятельность учащихся преобладает над деятельностью учителя. На уроке создается и поддерживается высокий уровень мотивации и высокой интенсивности деятельности участников благодаря самостоятельной работе учащихся с рабочими листами. Занятие подразумевает высокий уровень визуализации и технологичности за счет использования нтерактивной панели МЭШ, (демонстрации презентации) и выхода в Интернет с помощью планшетов. На занятии учащимися анализируется визуальный ряд по проблематике темы. Данное занятие в полной мере содержит основные профессиональные функции: обучение, воспитание, развитие.

7.

Формирование образовательной среды урока (средства, инструменты,

информационные и методические материалы, инфраструктура,

система управления, способы коммуникации)

Техническое оснащение занятий:

  1. Планшеты с выходом в Интернет;

  2. Интерактивная панель МЭШ.

Визуальный ряд в формате презентации.

Способы коммуникации: работа в группах и диалог с педагогом.

8.

Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.)

На уроке развиваются познавательные и информационные компетенции – получение новых знаний через выполнение поискового задания по рабочим листам в сети Интернет. Социальные и коммуникативные компетенции развиваются благодаря практике работы учащихся в группах.

9.

Предполагаемые результаты

В результате урока учащиеся должны:

Знать: что Видеоэкология – наука о зрительном восприятии – важнейшей эстетической категории человеческой деятельности и человеческого сознания, по принципам которой можно создать комфортную благополучную среду обитания человека.

Уметь: анализировать произведения архитектуры и дизайна с точки зрения видеоэкологии и высказывать суждения о них.

Создавать: проекты архитектуры, ландшафта и дизайна интерьера по принципам Видеоэкологии


10.

Содержательная часть (подробное описание урока,

не более 6000 знаков с пробелами)


Возможный ход урока:

I этап

Обучающиеся под руководством учителя определяют тему урока. Разбившись на группы, получают рабочие листы с заданиями (см. рабочие листы).

II этап

  • самостоятельная работа обучающихся в группах;

  • распределение ролей и обсуждение задания;

  • исследовательская работа по выполнению заданий рабочих листов с использованием планшетов с выходом в Интернет;

  • промежуточное обсуждение полученных результатов работы в группе;

  • оформление рабочего листа в каждой группе.

III этап

Публичный отчёт обучающихся о результатах самостоятельной работы. Проверка и корректировка выполнения заданий.

IV этап

Обучающиеся под руководством учителя обобщают результаты исследования групп, формулируют общие выводы.

Подведение итогов работы. Рефлексия. Обучающиеся проводят внутреннюю оценку и самооценку работы каждого участника группы. Внешняя оценка работы групп.

V этап

Практико-ориентированное задание, которое дети выполняют в рамках домашнего задания.


ТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Проблемы, относящиеся к психологии восприятия, в частности – зрительного восприятия, может решить относительно молодая наука Видеоэкология. Это относительно новое научное направление об экологии визуальной среды и красоте. Это область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Наука Видеоэкология разработана в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия. Родоначальник этой науки – доктор биологических наук Филин Василий Антонович, он впервые рассмотрел окружающую видимую среду как экологический фактор. Термин "видеоэкология" введен Филиным В.А. в 1989 году. Он состоит из двух слов: "видео" все то, что человек видит с помощью органа зрения и "экология" наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой. Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад. Саккада – быстрые движения глаз, (от французского слова, означающего «хлопок паруса»). Автоматия саккад – это свойство глазодвигательного аппарата совершать быстрые движения глаз (саккады) в определенном ритме. Суть видеоэкологии заключается в том, что когда человек смотрит на какой-то объект, то его глаза, рассматривая этот объект, движутся не хаотично, а по определенному алгоритму. Этот алгоритм заложен в природе человека и не является случайным. Он сформировался в результате того, что в течение тысячелетий люди жили в окружении гармоничной природной среды. В природной среде – объектами наблюдения были природные ландшафты, которые являются многоплановыми, насыщенными множеством деталей, цветов, форм и текстур. В местах обитания человека произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни. "Загрязнены" города, жилые и производственные помещения и общественные помещения, транспорт, производственные процессы. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля, а также изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью. Визуальная окружающая среда – все то, что мы воспринимаем через орган зрения, иными словами, все то, на что мы смотрим глазами. В своих исследованиях то, что мы видим, Филин В.А. разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов.  Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют. Гомогенным называется видимое поле, на котором либо отсутствует видимые элементы, либо их число резко снижено. Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др. В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию. Гомогенная и агрессивная среды вызывают отрицательные эмоции и вредно влияют на зрение и психику человека. У человека, вынужденного постоянно находиться в подобной обстановке, может расстроиться психика и нарушиться зрение. Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми человек расплачивается за экологическую безграмотность. Визуальная среда мегаполиса и интерьеры жилых и общественных помещений пронизаны гомогенными визуальными полями. Однородные гомогенные поля окружают человека не только на городских улицах – их достаточно и дома, и в учебных и производственных помещениях. Они начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и заканчиваются мебелью, облицованной гладким пластиком. Глядя на такие гладкие поверхности, глаз по-прежнему не может ни за что "зацепиться" после саккады. Он как бы оказывается в безориентированном пространстве. Легко себе представить вред, наносимый гомогенной средой. Ведь только за 6 часов бодроствования наш глаз совершает 57600-115200 саккад (из расчета 1- саккады в секунду). Соответственно в год их число составит 21-42 миллиона. Это значит, миллионы раз наш глаз испытывает затруднение отыскать хоть какой-то элемент на полированной поверхности и вынужден работать в неэкономном режиме. Так, например, воздействуют на наши глаза полированные стенки и шкафы. При наличии подобной мебели должно быть в достатке других украшений в помещении, которые могли бы компенсировать однообразную противоестественную визуальную среду. Изобилие гомогенной визуальной среды наблюдается, к сожалению, и в детских учреждениях – школах, детских садах и т. п. Правда, в последнее время к формированию комфортной визуальной среды детских учреждений проявляют большой интерес специалисты в области педагогики (Николаева С.Н., 1992). Пространственно-предметная организация помещений и прилегающих территорий должна строиться не только на основе педагогической содержательности и целесообразности, но и с учетом зрительного восприятия. Визуальная среда в детских учреждениях должна содержать достаточное разнообразие зрительных элементов. В такой среде глаз сможет работать в собственном режиме, и ребенку там будет легко находиться. При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, эти требования повсеместно нарушаются, в результате, чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные поля. Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера, не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие, гомогенные и агрессивные поля надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз. Самое простое и эффективное средство улучшения визуальной среды – комнатные растения, особенно цветущие. Они оживляют голые стены, прикрывают агрессивные поля – решетку на окнах, стены и потолки либо полностью гладкие, либо – с решетчатым рисунком и т.п. Движущиеся подвесные мобили, аквариумы с рыбками, домашние животные избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины и различные украшения. Школьники должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки научно-исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Алисов Е. А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. – Курск, 2002.

  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010. – 197 с. 1974.

  3. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1980. – Кн. 1, 2.

  4. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. – М.: Московский центр «Видеоэкология», 1995.

  5. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. – М.: ТАСС РЕКЛАМА, 1997. – 320 с.

ТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

Что же это за наука – «Видеоэкология»? Она лежит в области соприкосновения искусства и медицины. Архитектура, дизайн и физиология зрительного восприятия и психология человека формируют основные ее принципы. Создатель видеоэкологии – Филин В.А., российский офтальмолог. Он, то – что мы видим, разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов. Гомогенная визуальная среда  – видимая среда, в зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов и больших гладких плоскостей. Все это усугубляется отсутствием округлых форм и линий и разнообразных мелких элементов, которые благоприятно воздействуют на зрительное восприятие человека. которой

Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др. Интерьеры в конструктивистском стиле и минимализме. В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью. Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность. Важно научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения.

При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера, не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз. Самым простым и эффективным средством создания комфортной среды обитания и улучшения гомогенной визуальной среды по принципам Видеоэкологии является использование комнатных растений, особенно цветущих. Для этих же целей подходят движущиеся подвесные мобили, кинетические арт-объекты и аквариумы с рыбками, которые избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины и различные украшения.

Необходимо создание комфортной визуальной среды во всей школе и особенно – в арт-терапевтической комнате для релаксации по принципам науки «Видеоэкологии» с целью здоровьесбережения и корректировки нарушений психического развития учащихся.

Так, учитывая эти принципы, каждый ученик может создать комфортную визуальную среду на своем рабочем месте.

Наше сегодняшнее занятие знакомит с проблематикой отрасли современной архитектуры и строительства (и урбанистики), с проблемами таких современных востребованных профессий и профессий будущего, как: архитектор, ландшафтный архитектор, дизайнер городской среды, урбанист-эколог, урбанист.



Список литературы:

  1. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. – М.: Московский центр «Видеоэкология», 1995.

  2. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. – М.: ТАСС РЕКЛАМА, 1997. – 320 с.





Рабочий лист группы №

Урока на тему: «Видеоэкология - инструмент создания

благополучной городской среды»


Перед началом работы учащиеся класса делятся на две группы.

  1. Состав группы:___________________________________________________________

2. Руководитель группы_______________________________________________________



Задание 1. Найдите в Интернете информацию о науке – «Видеоэкологии»? Чем она занимается и для чего нудна людям?__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Используя Интернет, найдите и перечислите по каким признакам можно определить гомогенную визуальную среду________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Используя Интернет, охарактеризуйте средства Видеоэкологии, с помощью которых можно создать визуально комфортную среду обитания для человека______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Практико-ориентированное задание


Изобразите проект визуально гармоничной среды обитания человека

(городская среда, ландшафтный дизайн, интерьер), учитывая основные принципы Видеоэкологии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!