СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план открытого урока "Биосфера и человек"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план открытого урока "Биосфера и человек"»

Сценарный план

урока географии

на тему:

 «Биосфера и человек»









Составитель: учитель географии

МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»

Емельянова Анна Николаевна

















Класс: 6

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: расширить знания и представления о биосфере и человеке.

Задачи урока:

образовательная: получить новые знания о биосфере и человеке, о человеческих расах и влияние человека на биосферу.

развивающая: развить познавательные интересы учащихся, умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

воспитательная: формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения.

Учебник: 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/Г35[А.И.Алексеев и др.].-10-е изд . - М . : Просвещение,2021.-191с. :ил., карт.-(Полярная звезда).- ISBN 978-5—09-078120-6

Планируемые результаты:

предметные: оценивание последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственной деятельности в окружающей среде; нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы; понимание необходимости получать информацию из различных источников, оценивать и представлять в разных формах, учебным текстом, схемами, таблицами и рисунками учебника.

личностные: формирование экологической культуры, сознания; влияния деятельности человека на природу; ответственного отношения к природе, понимания важности ее сохранения.

метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, частично-поисковая.

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационная, исследовательская, развивающего обучения, проблемного обучения, развития навыков контроля и самоконтроля.






Ход урока

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята!

Создание эмоционального настроя учащихся к проверке готовности обучающихся к уроку.

«Подайте руку своему соседу по парте. Чувствуете, как тепло ваших рук перетекает друг к другу? Пожмите руку товарищу .

« Другу ты отдать сумей

всё тепло души своей.

Всё отдал – богаче стал,

что сберег и не отдал,

то навеки потерял».

Давайте дарить тепло своей души товарищам и каждый станет от этого ещё щедрее и богаче.

- Я надеюсь, сегодня вы покажите свои знания, умения и будете активными участниками нашего урока. И начнем мы урок с повторения ранее изученного материала. Давайте обратимся к вашим компьютерам и поработаем в парах. Вам необходимо ответить на ряд вопросов и если все задания будут выполнены, верно, то на экране появится интересный персонаж.


Прием «Интерактивная раскраска»

1.Кто создал учение о биосфере? (Вернадский)

2. Гумус - это (продукт разложения органических остатков растений и животных)

3.Организмы, которые употребляют готовые органические вещества (Потребители)

4.Твёрдая оболочка Земли (Литосфера)

5.Информационная оболочка Земли (Ноосфера)

6.Источник энергии в биосфере (Солнце)

7.Как называются организмы, обитающие на дне Мирового океана?

8.Процесс, протекающий в зелёных органах растений (Фотосинтез)

9.Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)

10.Организмы, которые разлагают органические вещества, возвращая земле химические элементы (Бактерии)

А теперь посмотрим на экран, что у вас получилось?


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Притча о человеке и природе

К одному богатому жителю Лондона приехал

погостить друг из отдалённой шотландской

деревушки. Там у него была небольшая частная

гостиница и своё хозяйство. И вот англичанин решил

показать своему другу город со всеми его

достопримечательностями. Долго они бродили по

суетливому городу, где прохожие, не останавливаясь

ни на секунду, бежали по своим делам. В самый час

пик, когда народу было особенно много, друг внезапно

остановился и прислушался. Люди продолжали бежать

мимо нескончаемым потоком. — Я слышу стрекотание

кузнечика, — вдруг сказал друг. Лондонец

усмехнулся: — Ну конечно. Откуда в центре города

кузнечики, подумай сам! Друг оглянулся вокруг: они

стояли посередине улицы, где все тротуары были

забетонированы, а вокруг высились небоскрёбы Сити.

Но около входа в один из них ютилась небольшая

клумба с бледно-розовыми цветами. Именно к ней и

направился друг. Постояв рядом с ней немного, он

наклонился, и, приподняв один из листочков, показал

лондонцу притаившегося кузнечика. Тот был очень

удивлен: уже много лет он не видел и не слышал в

городе ничего подобного. — У тебя просто

Источник: https://uroky.kz/fo-

Рабочие листы с

дескрипторами

феноменальный слух! – восхитился он. — Да нет, –

ответил ему друг. – Это зависит от того, кто что хочет

слышать. Смотри. Шотландец вынул из кармана

несколько монеток и бросил их на тротуар. Все люди

вокруг замедлили свой шаг, начали вертеть головами и

похлопывать себя по карманам, проверяя, не у них ли

выпали деньги. — Вот об этом я и говорю, – сказал

друг. – Все зависит от того, кто на что настроен

А сейчас вам предлагаю разгадать ребус,и мы с вами сможем определить тему. нашего урока

и



Слайд 1

-Ребята, какая же тема урока? (Биосфера и человек)

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

-Ребята, как вы думаете, а цель нашего урока какая?

Цель урока: (приобрести новые знания о биосфере и человеке)

3. Актуализация знаний.

- А что вы уже знаете о биосфере?

-А кто же мы такие – люди? (размышление учеников, мы люди живые существа, разумные)

-Какие вы молодцы!

Рассмотрим  основные теории происхождения человека.

- Ребята, у вас на столах лежат заготовки, которые вы должны сгруппировать в соответствии со справочной информацией и разместить их на шаблоне, который находится перед вами.

( информация напечатана на листах)

(Обучающиеся работают в группе)

Прием: «Ментальная карта» (В виде дерева)

Первая ветвь – «Теория эволюции».

портрет Ч. Дарвина;

выживают сильнейшие;

у обезьяны и человека был общий предок;

Вторая ветвь – «Религиозная теория»

первые люди – Адам и Ева и их дети населили Землю

Третья ветвь – «Внеземная теория»

Инопланетяне посетили Землю и остались жить

-Ребята, молодцы, что же вы узнали, выполняя эту работу.

(дети называют теории происхождения человека и их суть).

Давайте, поместим эту работу на доске (учитель и дети крепят дерево на доску)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 2

Ребята, давайте посмотрим на экран (на экране картинки разных народов)

-Ребята, на что вы обратили внимание?

-Чем же люди отличаются друг от друга?

-Молодцы!

Учитель: Представленные вам изображения людей имеют общие наследственные физические признаки. Эти группы людей имеют общее название. Давайте обратимся к учебнику на странице 158 и найдем информацию о том, как же называются эти группы?

Зачитайте определение.

Расы - это крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков

-Молодец!

Как появился сам термин “раса”, точно не установлено.

Возможно, от арабского слова “рас” – голова, начало, корень. А может, от итальянского “раса” – племя.

-Предлагаю вам обратиться к учебнику на стр. 157 и заполнить таблицу в соответствии с данными учебника и разделами таблицы, кроме последней колонки (районы проживания)



Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная






Негроидная






Монголоидная







Заполненная таблица: Слайд 4


Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная

Светлая

ПРЯМЫЕ, ВОЛНИСТЫЕ,МЯГКИЕ


Светлые глаза, узкий нос

Европа, Азия, Сев. Америка, Ю. Америка

Негроидная

Темная


Жесткие и курчавые

Темные глаза,

широкий нос

Африка, Сев. и Юж. Америка, Австралия.

Монголоидная

Желтоватый

Черные и прямые

Узкий разрез глаз, выраженные скулы

Азия, (Монголоиды)

Сев. Америка,

Ю. Америка (американские индейцы)


Молодцы, я вижу, таблица у вас готова, передайте свои листы соседу и проверьте, правильно ли она заполнена? (выполняют взаимопроверку)

- А теперь посмотрите на слайд, который нам поможет заполнить последнюю колонку нашей таблицы.

- И так первая раса – европеоидная, кто покажет на карте основные ареалы проживания этой расы?

( дети на карте определяют ареалы проживания человеческих рас и заполняют таблицу)

Негроидная

-И так первая раса – негроидная, кто покажет на карте основные ареалы проживания этой расы?

( дети на карте определяют ареалы проживания человеческих рас и заполняют таблицу)

Монголоидная

И так первая раса – монголоидная, кто покажет на карте основные ареалы проживания этой расы?

( дети на карте определяют ареалы проживания человеческих рас и заполняют таблицу)

-Ребята, а вы обратили внимание (австралоидная) малая раса - ветвь экваториальной (негро-австралоидной) расы, но мы её не изучаем.

Слайд 4. А сейчас посмотрите, как выглядели наши предки, проживающие на территории Курской области ещё в  V веке.

Учитель читает (Учёные воссоздали внешность людей , проживающих на территории Курской области в веке . А так же и археологам удалось воссоздать внешность людей населявших территорию Курской области на рубеже  IV и V веков . Это произошло благодаря исследованию древних захоронений , обнаруженных на территории нашего региона.

По результатам первых исследований могильника Черниховской культуры Дальний в Большесолдатском районе были выполнены реконструкции лиц- двух женщин и дух мужчин , которые демонстрируют два разных типа , что подтверждается по материалам многих могильников на территории Украины, Молдавии и Румынии - сообщили специалисты Сейминско - Суджинской археологической экспедиции . Именно так выглядели по мнению исследователей ,выглядели люди ,населявшие территорию Курской области пятнадцать веков назад.)

-К  какой расе мы относимся? Почему вы так решили?

-Ребята, несмотря на внешние различия, способности людей всех рас к любой деятельности одинаковы  

Учитель (показывает портрет Н.Н. Миклухи – Маклай )

Н.Н.Миклухо-Маклай утверждал что, «Нет людей высшей и низшей расы — все люди равны от природы!» и несмотря ни на какие у нас всех течёт алая кровь.


Физминутка

Биосфера – это сфера, (круг) 

Где живые все живут.
И микробы, рыбы, птицы(пальчиками вверх
Дышат, двигаются, и растут.


Самый главный в сфере житель –

Это ты, человек,(друг на друга)
Сделай жизнь прекрасней, чище, 
Не на год, а на век.

От простейших и до высших,
Всем хватает места там,
Продолжаем изученье,
Тихо сели по местам.





5. Первичная проверка понимания

-Что же способствовало образованию рас?

Дети (Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.)

Учитель: Человечество – единый биологический вид. Психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия.

Ребята, а сейчас послушайте притчу монаха Варнавы, а после прочтения скажите, мне чему она нас учит, и к чему призывает?

Учитель читает притчу

(Музыка играет тихо)

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

-Чему учат нас размышления цветка?

-Как люди должны относиться друг другу?

- Как надо относиться к природе?

- Что вы делаете для того, чтобы не навредить природе?
- А если вы увидите, что кто - то «обижает» (цветок, дерево, птичку и т. д. ) ---- Как вы поступите ?

(На фоне видео с красивой природой учитель читает стихотворение )

Учитель: стихотворение:

«Давайте вместе Землю украшать» https://yandex.ru/video/preview/12607263681721112373

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)


Учитель: Какие прекрасные слова вы услышали, но как бы- то не было , человек на протяжении всего своего существования изменяет биосферу.

-А как человек изменяет биосферу? (ответы детей)

Человек впервые оказал влияние на биосферу, когда сломал палку, чтобы выкопать себе сладкий корешок, убил животное, чтобы прокормить себя и сшить одежду, потом начал возделывать землю, пасти скот, строить дороги, возводить города и это все сказалось на состоянии биосферы. В природе все связано со всем, изменяя один компонент природы, надо предугадать, как это скажется на всех остальных компонентах.

- Ребята, человек влияет на биосферу как положительно, так и отрицательно и я предлагаю вам найти среди данного материала положительные и отрицательные действия людей. Положительные мы помещаем в корзину, а отрицательные в ящик. (учитель размещает ящик и корзину под деревом, а обучающиеся заполняют их )

Экспонирующий экспрессивный метод «Разбор завалов»


Положительные

Отрицательные

Посадка деревьев, заповедники, оросительные каналы, удобрение почвы, выведение различных сортов растений и животных.

 Вырубка лесов, лесные пожары, истребление растений и животных, загрязнение водоемов,

-Молодцы, вы с заданием успешно справились

Вывод: Человек может выступать как созидатель, так и разрушитель и чтобы сохранить для будущих поколений эту прекрасную планету, человек должен быть только созидателем, при этом согласовывать свои действия с законами природы.

6. Первичное закрепление.

- Сегодня узнали много новой информации о биосфере и человеке. Давайте поговорим, насколько хорошо мы усвоили материал урока. Для этого вы должны ответить мне на вопросы

Прием «Продолжи предложение»

Слайд 5

  1. Я знаю раса – это …

  2. Я знаю, что основные теории происхождения человека – это…

  3. Я знаю, что мы относимся к …. расе, потому, что ….(светлая кожа, светлые волосы)

4. Я знаю, человек не может жить вне биосферы, так, как….

5. Я знаю, что в природе все связано со всем, изменяя один компонент, изменится и вся природа.

-Ребята, а давайте вспомним, какую же цель мы ставили перед началом урока?

- приобрести новые знания о биосфере и человеке.

Как вы думаете, достигли мы нашей цели?

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§ 49, прочитать и ответить на вопросы. Кто желает, может подготовить творческую работу иллюстрирующую красоту родной природы: стихотворение, эссе, рисунок, может кто- то сделает фотоколлаж.

7. Рефлексия

Прием «Дерево надежды».

Ребята, а сейчас давайте к нашему дереву добавим листочки. Зеленый листок, если урок для Вас стал плодотворным, вы открыли для себя новое знание, возникло понимание проблемы и желание ее решить.

Желтый листок, если что-то осталось непонятым, остались вопросы.

Красный листок, если урок оставил Вас равнодушными или тема обсуждения кажется вам неактуальной, скучной.

(Обучающиеся прикрепляют листы на дерево)

Я рада, ребята, что наше дерево оказалось по-весеннему зеленым, значит, у человечества есть надежда на счастливое существование на планете Земля в гармонии с природой.

 Спасибо за вашу работу на уроке!

Выставление оценок с аргументацией




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!