1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: | -Ребята, вашему вниманию предлагаю небольшой фрагмент, вы его внимательно посмотрите и в таблице эмоциональных слов (приложение№1) подчеркните те слова, которые характеризуют этот фрагмент. - Просмотр «Регистрация брака». (1.5 мин) - Ребята, какое настроение, чувства вас сейчас переполняют? - Очень хорошо, с таким радостным настроением мы начинаем свой урок. (если настроение прекрасное, то и весь урок у нас должен пройти на отлично) | Внимательно смотрят. - Радостное, чувство гордости, любви, невесомость, красота, нежность, искренность, терпение, забота… |
2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Сегодня на уроке каждый из вас будет оценивать свою работу, для этого у вас на партах лежат листы самооценки. Давайте, разберем критерии оценивания. (приложение № 2) - Ребята, давайте вспомним: | Ребята внимательно разбирают критерии оценивания. Личная гигиена (индивидуальная) — раздел гигиены, в котором изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности. Гигиена тела, одежды, жилища, волос… Инфекции, передаваемые половым путем Вирус иммунодефицита человека Сифилис, гонорея, хламидиоз, СПИД, вирус герпесе… |
3.Выявление места и причины затруднения | - Послушайте притчу «Сосуд жизни» (приложение № 3)под музыку -Как вы понимаете смысл этой притчи? Сделайте свои прогнозы. - Верно, ребята. -Вы посмотрели в начале урока видеофрагмент, послушали притчу, может, скажите, чему будет посвящен сегодняшний наш урок? -Верно, тема нашего урока: «Семья в современном обществе. Законодательство и семья» -Тему мы определили, какую цель поставим перед собой? Что мы узнаем с вами? -Совершенно верно, цель урока – формировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей жизни человека. | -Внимательно слушают - Высказывают свое мнение, прогнозируют - Мы будем говорить о семье как ячейке общества. -Узнаем определение семьи, ее функции, права и обязанности, для чего должна существовать семья, какое место она занимается в жизни каждого человека. |
5. Первичное усвоение знаний. | Ребята, многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел, стал терять свою значимость, уклад. Аргументами выступают: легкость и частота разводов. Вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацепции, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Россияне (не все), тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние годы. Они считают, что институт семьи переживает кризис, признаками являются: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости упал; увеличилось число матерей, которые не состоят в браке и не стремятся к этому; количество неполных семей превзошло; матери, имеющие маленьких детей, обширно пополняют трудовую армию страны. Мы видим на лицо, что значение брака изменилось, а значит вместе с ним изменился и институт семьи, но семья будет существовать все равно. - Давайте вместе подумаем, чем отличается брат от семьи? Ваши мнения очень важны, так как вы будущие мамы и папы. Можно ли сказать, что понятия «брак» и «семья» в повседневной жизни употребляются как синонимы? В сознании каждого человека (в то числе и нашем) очень взаимосвязано. Брак и семья, могут ли существовать не зависимо друг от друга? Ваше мнение? Мое – да… Брак – по мнению юристов и социологов, самый важный и ообый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это регулируемая обществом форма отношений между полами, мужчиной и женщиной, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. По-другому, брак – традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества. Что же означает семья в социологии? Подумаем и ответим на этот не простой вопрос? Семья- социальное объединение, члены которого связаны общностью совместного быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, семью составляют люди и их взаимоотношения (какими бы они не были) - На столах у Вас лежит кластер «Функции семьи», разбирая каждую функцию, заполняем его. Функции семьи: (кластер вывешиваем на доску) Обеспечивает продолжение человеческого рода-репродуктивная Берет на себя воспитание детей- воспитательная Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета. Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу. (приложение № 4) Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу в целом. Какие, по вашему мнению, из данных функций самые важные для общества? Создание семьи –одна из потребностей человека, из нее мы черпаем духовную силу, необходимую для успешной жизни в обществе. - А что же сама семья дает обществу? - Семья важна и дорога каждому как человеку, так и всему государству, можно сказать, что общество стоит на охране брака и защищает его законом. - Мы сейчас внимательно рассмотрим законодательный документ-Семейный кодекс и познакомимся с основами семейного законодательства. Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ. Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения между супругами и другими членами семьи. - Рассмотрим законадательный документ нашего с вами государства. Перед вами статьи Семейного кодекса. (кодекс РФ) Работа в группах. Проанализировать статьи и сделать следующие выводы 1группа «Условие и порядок заключения брака» 2группа «Права и обязанности родителей» Анализ | - Записывают определения «Брак. Семья» - Заполняют кластер - Репродуктивная, воспитательная - Семья исполняет роль воспитания в подрастающем поколении любви к Родине и желания защитить свой народ. 1группа 10.Брак заключается в органах ЗАГС, права супругов наступают со дня заключения брака. 11.Брак заключается в личном присутствии лиц.12. Добровольное согласие и условие достижения брачного возраста. 18 лет (16л ув.причина) 14. Выводы в с 10-11-12-13-14 четко объясняется порядок вступления в брак, т.е создания семьи 2группа Глава 12. Права и обязанности родителей. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. -Обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, развитии своих детей. Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Дедушка, бабушка, братья, сестры имеют право на общение с ребенком. Лишение родительских прав: жестокое обращение с детьми, больные алкоголизмом и наркоманией. ВЫВОДЫ. Из гл. 12 нам ясно, что у родителей и родственников есть права и обязанности перед своими же детьми и их они должны выполнять, потому что за невыполнение последует наказание. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Ребята, для закрепления Ваших знаний выполним самостоятельную работу. Внимательно читаете вопрос и выбираете на него один ответ. (приложение № 5) 1.Брачный возраст в России определён: а. 16 лет; б. 18 лет. + в. 14лет 2. Брак не может быть заключён между… а. близкими родственниками; + б. несовершеннолетними; + в. лицами без определённого места жительства. 3. Согласно принципам семейного права а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов; в. супруги обладают равными правами. + 4. Брак в РФ заключается… а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС. + 5. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности? а. с момента рождения ребенка + б. с момента регистрации ребенка в. с момента вступления в брак Физкультминутка (минутка релаксации). Закройте глаза и послушайте легенду, отвечая про себя на вопрос: Какие три составляющие делают семью крепкой, дружной (приложение № 6)под музыку -А Вы хотели бы вы иметь крепкую и счастливую семью? -От чего же это зависит? | -Делают проверку по эталону - Слушают под музыку - ответы учащихся - Семью делает крепкой любовь, верность и память сердца, три самые главные составляющие семьи. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Групповая работа (Моделирование проблем современной молодой семьи). Составьте список домашних дел и обязанностей в семье без детей. Примерный список дел: поход в магазин, уборка квартиры, мытьё посуды, приготовление пищи, глажка белья, мелкий ремонт, оплата коммунальных услуг (приложение № 7) Разбить список на женские и мужские обязанности. - Ответ аргументируйте, Ваше мнение выслушаем - В жизни нам приходится решать много различных задач, и мы с вами попробуем сейчас решить правовую задачу. Послушайте ее условие. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Объясните, почему. | Примерный список дел: поход в магазин, уборка квартиры, мытьё посуды, приготовление пищи ,глажка белья, мелкий ремонт, оплата коммунальных услуг - Нет чисто женских и мужских дел. - Часть дел можно выполнять вместе, никто из супругов не должен пытаться переложить часть дел на другого, за семейное благополучие должны отвечать оба. - Каждый из супругов должен выполнять все виды домашних работ. - (старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.) |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Ребята, какие открытия вы сегодня сделали для себя? - Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? - Что вы взяли для себя полезного из урока? - Посчитайте количество баллов, набранных вами за урок. 7 до 10 баллов «3» , 10 до 13 баллов – «4», 13 и более баллов – «5» | - Узнали что такое семья, брак, какие функции выполняет семья, права и обязанности родителей… - Ответы учащихся - Ответы учащихся - Учащиеся осуществляют самоконтроль работы на уроке. |