СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарный план урока по ОБЖ "Семья в современном обществе"

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока по ОБЖ»

Урок основ безопасности жизнедеятельности

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Авторы учебника: А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова.

Класс: 11

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Составила: Борминова Наталья Викторовна, учитель основ безопасности жизнедеятельности МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области.

Тема: Семья в современном обществе. Законодательство и семья.

Цель: формировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

  • уяснение учащимися основополагающих моментов, без которых невозможно создание счастливой семьи;

  • умение анализировать поступки свои, родственников, давать им оценку;

  • формирование у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье.

Оборудование:

- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова, листы самооценки;

- презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (кластер, ситуационная задача, тестовая работа), системно-деятельностный метод.

Технологии: 

элементы: здоровьесберегающей технологии (физкультминутка), информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации), технологии деятельностного мышления.

Все учащиеся активно работали на уроке. Системно-деятельностный метод способствовал активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

-Ребята, вашему вниманию предлагаю небольшой фрагмент, вы его внимательно посмотрите и в таблице эмоциональных слов (приложение№1) подчеркните те слова, которые характеризуют этот фрагмент.

- Просмотр «Регистрация брака». (1.5 мин)

- Ребята, какое настроение, чувства вас сейчас переполняют?

- Очень хорошо, с таким радостным настроением мы начинаем свой урок. (если настроение прекрасное, то и весь урок у нас должен пройти на отлично)

Внимательно смотрят.





- Радостное, чувство гордости, любви, невесомость, красота, нежность, искренность, терпение, забота…


2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Сегодня на уроке каждый из вас будет оценивать свою работу, для этого у вас на партах лежат листы самооценки. Давайте, разберем критерии оценивания. (приложение № 2)

- Ребята, давайте вспомним:

  • Личная гигиена– это…





  • Что мы относим к правилам личной гигиены…


  • ИППП …



  • ВИЧ…


  • Назовите известные Вам инфекции передаваемые половым путем…

Ребята внимательно разбирают критерии оценивания.



Личная гигиена (индивидуальная) — раздел гигиены, в котором изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности.

Гигиена тела, одежды, жилища, волос…


Инфекции, передаваемые половым путем


Вирус иммунодефицита человека


Сифилис, гонорея, хламидиоз, СПИД, вирус герпесе…


3.Выявление места и причины затруднения

- Послушайте притчу «Сосуд жизни» (приложение № 3)под музыку

-Как вы понимаете смысл этой притчи? Сделайте свои прогнозы.

- Верно, ребята.

-Вы посмотрели в начале урока видеофрагмент, послушали притчу, может, скажите, чему будет посвящен сегодняшний наш урок?

-Верно, тема нашего урока: «Семья в современном обществе. Законодательство и семья»

-Тему мы определили, какую цель поставим перед собой? Что мы узнаем с вами?

-Совершенно верно, цель урока – формировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей жизни человека.

-Внимательно слушают



- Высказывают свое мнение, прогнозируют




- Мы будем говорить о семье как ячейке общества.




-Узнаем определение семьи, ее функции, права и обязанности, для чего должна существовать семья, какое место она занимается в жизни каждого человека.



4. Построение проекта выхода из затруднения

- Подумайте: какие вопросы мы сегодня рассмотрим?

- На доске план:

  1. Семья как основа развития общества.

  2. Функции семьи.

  3. Законодательство и семья.

- Учащиеся составляют план работы

5. Первичное усвоение знаний.

Ребята, многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел, стал терять свою значимость, уклад. Аргументами выступают: легкость и частота разводов. Вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацепции, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода.

Россияне (не все), тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние годы. Они считают, что институт семьи переживает кризис, признаками являются: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости упал; увеличилось число матерей, которые не состоят в браке и не стремятся к этому; количество неполных семей превзошло; матери, имеющие маленьких детей, обширно пополняют трудовую армию страны.


Мы видим на лицо, что значение брака изменилось, а значит вместе с ним изменился и институт семьи, но семья будет существовать все равно.

- Давайте вместе подумаем, чем отличается брат от семьи? Ваши мнения очень важны, так как вы будущие мамы и папы.

Можно ли сказать, что понятия «брак» и «семья» в повседневной жизни употребляются как синонимы? В сознании каждого человека (в то числе и нашем) очень взаимосвязано. Брак и семья, могут ли существовать не зависимо друг от друга? Ваше мнение? Мое – да…

Брак – по мнению юристов и социологов, самый важный и ообый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это регулируемая обществом форма отношений между полами, мужчиной и женщиной, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. По-другому, брак – традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества.

Что же означает семья в социологии? Подумаем и ответим на этот не простой вопрос? Семья- социальное объединение, члены которого связаны общностью совместного быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, семью составляют люди и их взаимоотношения (какими бы они не были)

- На столах у Вас лежит кластер «Функции семьи», разбирая каждую функцию, заполняем его.

Функции семьи: (кластер вывешиваем на доску)

  • Обеспечивает продолжение человеческого рода-репродуктивная

  • Берет на себя воспитание детей- воспитательная

  • Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи

  • Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.

  • Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу. (приложение № 4)

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу в целом.

Какие, по вашему мнению, из данных функций самые важные для общества?

Создание семьи –одна из потребностей человека, из нее мы черпаем духовную силу, необходимую для успешной жизни в обществе.

- А что же сама семья дает обществу?


- Семья важна и дорога каждому как человеку, так и всему государству, можно сказать, что общество стоит на охране брака и защищает его законом.

- Мы сейчас внимательно рассмотрим законодательный документ-Семейный кодекс и познакомимся с основами семейного законодательства.

Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения между супругами и другими членами семьи.

- Рассмотрим законадательный документ нашего с вами государства. Перед вами статьи Семейного кодекса. (кодекс РФ)

Работа в группах. Проанализировать статьи и сделать следующие выводы

1группа «Условие и порядок заключения брака»

2группа «Права и обязанности родителей»

Анализ














































- Записывают определения «Брак. Семья»

















- Заполняют кластер




- Репродуктивная, воспитательная



- Семья исполняет роль воспитания в подрастающем поколении любви к Родине и желания защитить свой народ. 


















1группа 10.Брак заключается в органах ЗАГС, права супругов наступают со дня заключения брака.

11.Брак заключается в личном присутствии лиц.12. Добровольное согласие и условие достижения брачного возраста. 18 лет (16л ув.причина) 14.

Выводы в с 10-11-12-13-14 четко объясняется порядок вступления в брак, т.е создания семьи

2группа Глава 12. Права и обязанности родителей.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

-Обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, развитии своих детей.

Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Дедушка, бабушка, братья, сестры имеют право на общение с ребенком.

Лишение родительских прав: жестокое обращение с детьми, больные алкоголизмом и наркоманией.

ВЫВОДЫ. Из гл. 12 нам ясно, что у родителей и родственников есть права и обязанности перед своими же детьми и их они должны выполнять, потому что за невыполнение последует наказание.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Ребята, для закрепления Ваших знаний выполним самостоятельную работу. Внимательно читаете вопрос и выбираете на него один ответ. (приложение № 5)

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет;

б. 18 лет. +

в. 14лет

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; +

б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;

б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

4. Брак в РФ заключается…

а. в суде;

б. в церкви;

в. в органах ЗАГС. +

5. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а. с момента рождения ребенка +

б. с момента регистрации ребенка

в. с момента вступления в брак

Физкультминутка (минутка релаксации). Закройте глаза и послушайте легенду, отвечая про себя на вопрос: Какие три составляющие делают семью крепкой, дружной (приложение № 6)под музыку

-А Вы хотели бы вы иметь крепкую и счастливую семью?


-От чего же это зависит?











-Делают проверку по эталону












- Слушают под музыку




- ответы учащихся


- Семью делает крепкой любовь, верность и память сердца, три самые главные составляющие семьи.

7.Включение в систему знаний и повторение

Групповая работа (Моделирование проблем современной молодой семьи).

Составьте список домашних дел и обязанностей в семье без детей.

Примерный список дел: поход в магазин, уборка квартиры, мытьё посуды, приготовление пищи, глажка белья, мелкий ремонт, оплата коммунальных услуг (приложение № 7)

Разбить список на женские и мужские обязанности.

- Ответ аргументируйте, Ваше мнение выслушаем






- В жизни нам приходится решать много различных задач, и мы с вами попробуем сейчас решить правовую задачу. Послушайте ее условие. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи  - героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Объясните, почему.







Примерный список дел: поход в магазин, уборка квартиры, мытьё посуды, приготовление пищи ,глажка белья, мелкий ремонт, оплата коммунальных услуг


- Нет чисто женских и мужских дел.

- Часть дел можно выполнять вместе, никто из супругов не должен пытаться переложить часть дел на другого, за семейное благополучие должны отвечать оба.

- Каждый из супругов должен выполнять все виды домашних работ.




- (старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, какие открытия вы сегодня сделали для себя?



- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?


- Что вы взяли для себя полезного из урока?

- Посчитайте количество баллов, набранных вами за урок.

7 до 10 баллов «3» , 10 до 13 баллов – «4», 13 и более баллов – «5»

- Узнали что такое семья, брак, какие функции выполняет семья, права и обязанности родителей…

- Ответы учащихся



- Ответы учащихся


- Учащиеся осуществляют самоконтроль работы на уроке.

9.Постановка домашнего задания

- Составить синквейн со словами «Семья, брак» (задание для всех)

- Написать эссе на тему: «Что для меня моя семья?» (задание повышенной трудности)


- Записывают домашнее задание.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!