4
Трофимюк Алла Константиновна
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
Цель методической разработки: помочь учителям настроить своих воспитанников на преодоление чрезмерного волнения и страха перед их выступлением или экзаменом.
Данная статья может быть использована преподавателями психологии и педагогики средних профессиональных учебных заведений, учителями школ искусств, а также классными руководителями общеобразовательной школы при подготовки творческих выступлений детей.
Эстрадное (сценическое) волнение – это сложное субъективное эмоциональное состояние, которое неизбежно сопровождает каждый выход исполнителя на сцену. По своей природе это состояние не однозначно.
Речь идет о двояком характере этого психического состояния. С одной стороны, выступление на сцене требует от исполнителя состояния подъема, эмоционально-положительно окрашенного волнения, связанного с необходимостью и возможностью максимально мобилизовать свои усилия. Эта составляющая эстрадного волнения носит созидательный, творческий характер. Кроме того, наличие слушателей может стать дополнительным стимулом для музыкально-исполнительского роста ребенка. Этот вид волнения на сцене Георгий Михайлович Коган (советский пианист, музыковед и педагог, профессор) называет "волнение-подъем". Это – "волнение в образе". Именно такое волнение и делает исполнение полноценным, эмоционально выразительным.
С другой стороны, эстрадное волнение может стать серьёзным препятствием в достижении музыкального успеха. Чрезмерное волнение, страх оказывают блокирующее воздействие на человека и могут разрушить всё над чем работал исполнитель. Данная составляющая эстрадного волнения Г.М.Коган назвал "волнение-паника" или "волнение вне образа".
Погружаясь в эмоционально-содержательные контексты произведения, мобилизуя себя на сцене для реализации творческих задач, ребенок, в известном смысле, вытесняет "волнение-панику". Чем в большей мере исполнитель переживает те эмоции и чувства, которые "зашифрованы" в художественном образе, тем меньше у него оснований и возможностей переживать за себя, за то, какое впечатление он произведёт на слушателя, как выглядит, какую оценку получит, какое займет место и т.д..
Необходимо учитывать, что уровень эстрадного волнения и, соответственно, эстрадных потерь, зависит от индивидуальных психических и эмоциональных особенностей исполнителя. Поэтому нет и не может быть универсальных, применимых для любого ребенка способов его преодоления. Вместе с тем, можно определить некоторые общие, объективные благоприятные условия преодоления разрушающего сценического волнения.
К ним относятся:
1. Адекватный выбор концертного репертуара: при выборе сложности произведения необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, ребенку должно хватить времени на его полноценное осмысление и овладение технической стороной исполнения; с другой – за время подготовки произведения к выступлению ребенок не должен потерять к нему интерес.
2. Положительная мотивация ребёнка перед концертным выступлением.
3. Наличие у ребенка концертно-исполнительского опыта, практики выступлений на сцене; так как концертно-исполнительские навыки, обеспечивающие сценическую свободу ребенка появляются в процессе выступлений на сцене. Поэтому необходимо предусмотреть систематическое участие детей в самых разнообразных концертах (чтобы ребенок играл не только на оценку). При этом важно, чтобы требования ребенка к себе как к исполнителю были высокими, независимо от значимости данного конкретного выступления или от значимости аудитории в зале.
4. Воспитание у ребенка чувства удовлетворения от каждого удачного концертного выступления, не "перегружая" его ответственностью за неудачное.
5. Регулирование очередности выступлений детей, склонных к эстрадным потерям.
6. Необходимость познакомить ребенка с условиями зала и особенностями инструмента на сцене.
7. Участие самого учителя в концертных выступлениях и присутствие на них ученика.
8. Развитие "чувства времени": на сцене время идет быстрее, а, значит, не нужно суетиться и торопиться.
Важно также, чтобы ребенок как можно раньше выходил на сцену: ведь для маленького исполнителя выступление скорее праздник, публика принимает его тепло, у него есть все шансы получить от выступления на сцене удовольствие и чувствовать себя удовлетворенным. В случае, если ребенок по тем или иным причинам обретает первый сценический опыт достаточно поздно, то и требования к нему выше, и ответственность его за результат выше, и последствия от неудачного выступления могут стать препятствием для дальнейшей работы, вплоть до отказа выступать в зале.
Преодоление эстрадного волнения – это процесс, предполагающий сохранение созидательной и уменьшения разрушительной составляющей сценического волнения.
Поэтому преодоление проблем эстрадного волнения происходит в процессе достижения эстрадной (концертной) готовности исполнителя.
Концертная готовность исполнителя включает в себя:
1) техническую готовность на уровне овладения всеми музыкально-исполнительскими навыками, обеспечивающими уверенное, качественное исполнение произведения;
2) психо-эмоциональную готовность к выступлению на сцене, которая включает две составляющие: адекватный уровень эмоционального погружения ребенка в музыкальный образ; волевую готовность как способность справиться с разрушительным волнением.
При этом чем более полноценно решена первая задача (ребенок во время выступления испытывает "волнение-подъем", он волнуем музыкой, наполнен образами, погружен в чувства), тем больше шансов справиться с "волнением-паникой". И наоборот: чем в большей мере ребенок мотивирован внешне (он волнуем впечатлением, которое произведёт на публику, оценкой, своим рейтингом в классе), тем меньше у него возможностей испытать "волнение-подъем",.
Итак, лучшее лекарство от волнения – другое волнение. От волнения-паники – к волнению в образе. Сцена способна стать серьезным стимулом не только для исполнительского, но и для личностного роста ребёнка. Преодоление разрушительной формы эстрадного волнения, не только делает исполнение музыкального произведения полноценным, но и может стать серьезным фактором личностного развития ребенка, преодоления им комплексов неполноценности и достижения адекватной самооценки.