СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  сформировать у учащихся знания о механизме сцепленного наследования признаков. Сформулировать закон Т. Моргана.

Просмотр содержимого документа
«Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.»

Конспект урока на тему:

«Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. »

Цель: сформировать у учащихся знания о механизме сцепленного наследования признаков. Сформулировать закон Т. Моргана.

Ожидаемые результаты:

- предметные: сформировать у учащихся знания о механизме сцепленного наследования признаков; расширить знания учащихся о цитологических основах сцепленного наследования признаков;

- метапредметные: способствовать формированию научного мировоззрения на основе изученного материала; способствовать воспитанию биологической грамотности, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу, взаимопомощи.

- личностные: способствовать формированию познавательного интереса у учащихся к учебной деятельности; способствовать развитию когнитивных процессов: мышления, внимания, памяти; развитие грамотной речи на основе установления причинно-следственных связей; способствовать развитию у учащихся таких умений как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении данной темы.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, , карточки с текстом задач.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение,

Основные понятия: «Сцепленное наследование», «Закон Моргана», «Локус гена», «Перекрест».

План урока

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Актуализация знаний (8 мин.)

3.Изучение нового материала (24 мин.)

4.Закрепление изученного материала (10 мин.)

5.Домашнее задание (1 мин.)

6.Подведение итогов (1 мин.)



Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин).



  1. Актуализация знаний (8 мин).

На прошлых уроках вы изучили темы «Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание». И, для того чтобы нам с вами приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить и закрепить пройденный материал. Для этого дать определение следующих понятий:

1.Гибриды – ………..; 2. Доминантные признаки – ………..;

3.Гомозиготы – …….; 4. Аллельные гены – ……….;

5. Генотип – ……….; 6. Анализирующее скрещивание –…..;

7. Правило единообразия гласит……

3. Изучение нового материала (24 мин).

Откройте тетради, запишите число и тему урока:

« Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест».

В начале XX столетия стало очевидным, что Г. Мендель открыл единые закономерности наследственности для всех живых организмов. Но вместе с тем стали накапливаться сведенья о том, что в некоторых случаях расщепление происходит не по правилам Г. Менделя. Например, у душистого горошка два признака – форма пыльцы и окраска цветков – не дают независимого расщепления в потомстве в соотношении 3:1, и потомки остаются похожими на родительские особи. При анализе этого явления оказалось, что ген формы пыльцы и ген окраски цветка лежат в одной хромосоме.

Действительно, генов, кодирующих различные признаки, у любого организма очень много. Так, по приблизительным расчетам у человека около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Таким образом, все десятки тысяч генов умещаются в этих хромосомах. Каковы же принципы наследования генов, расположенных в одной хромосоме? Современная хромосомная теория наследственности создана выдающимся американским генетиком Т. Морганом.

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики , была плодовая мушка дрозофила, имеющая диплойдный набор из 8 хромосом. Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено. Это явление получило название закона Моргана. Было также показано, что у каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – локус.

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов второго поколения обязательно есть малое число особей с перекомбинацией тех признаков, гены которых лежат в одной хромосоме. Как это можно объяснить?

Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы (т.е. идентичные хромосомы одной пары) конъюгируют между собой. В этот момент они могут разрываться в месте контакта и обмениваться гомологичными участками. Это явление обмена аллельными генами между двумя гомологичными хромосомами получило название перекреста.

Частота перекреста для различных генов оказалась различной. Чем дальше друг от друга в хромосоме расположены гены каких-либо двух признаков, тем выше вероятность перекреста между ними. Это происходит потому, что близко расположенные гены имеют больше вероятности оказаться вместе, т.к. они редко разделяются при перекресте. Перекрест служит важным источником генетической изменчивости, потому что при нем образуется две хромосомы, содержащие в себе гены обеих исходных хромосом.

К настоящему времени хромосомы многих видов бактерий, растений и животных изучены. Определены локусы различных генов, причем было доказано, что гены в хромосомах расположены линейно, друг за другом. Сейчас ведется очень трудная и длительная работа по составлению генетических карт человека. Значение того, в какой хромосоме и в какой ее части находится тот или иной ген, может помочь в борьбе с самыми различными, пока неизлечимыми, болезнями человека.



4.Закрепление изученного материала (10 мин).

5. Домашнее задание (1 мин).

Вашим домашним заданием является

6. Подведение итогов (1 мин).

Итак, на этом уроке мы познакомились с такими понятиями как «сцепленное наследование», «закон Моргана», «локус гена», «перекрест». За работу на сегодняшнем уроке вы получаете следующие оценки:…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!