СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий «Я - гражданин России!»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия:

  1. формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.
  2. формирование правовой культуры учащихся; их социального опыта.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий «Я - гражданин России!»»

МБОУ Балыктахская средняя агропрофилированная школа

Мегино-Кангаласского улуса
















Сценарий

«Я - гражданин России!»












Разработала: старший воспитатель интерната Семенова М.М.
















Цели мероприятия:

  1. формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

  2. формирование правовой культуры учащихся; их социального опыта.

Ход занятия:

1.Приветствие

2.Вступительное слово.

Я предлагаю вам решить небольшой кроссворд. Если вы правильно угадаете все слова по горизонтали, то догадаетесь, какое слово спряталось в вертикальной колонке.

Кроссворд

Задания к словам по горизонтали:

  1. Главный символ - эмблема любого государства.

  2. Какая птица изображена на гербе Российской Федерации?

  3. Отчий кров любого гражданина нашей страны.

  4. Главная торжественная песня любого государства?

  5. Люди, проживающие в какой- либо стране.

  6. Государственный символ из ткани.

Ключевое слово в первой вертикальной колонке -

Россия –
Радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет,
И снег,
И лед,
И хоровод
Берез, взметнувшихся над Волгой
Она багряный листопад,
И снова синь,
И снова сад,
А в нем, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат
Россия –
Ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка,
Сердце друга,
Вечерних росстаней печаль,
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала,
Всё, всё она в себя впитала!
Россия – всё, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала.
В. Полторацкий

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Ответы.
Обобщение: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

  • Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?

(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

3. Беседа о ценностях человека.

Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

 А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?

(Родина.)
Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

Почему же Человек заскучал?

(Вывешиваю табличку со словом «Родина»).
Обобщение.

Ребята, а что же такое Родина?

Родина – это…

4. Беседа об устройстве государства.

  • Наша с вами Родина – это Россия. Россия - это огромное государство с многовековой историей, культурой, традициями.

  • Давайте посмотрим, как устроено наше государство.

Государственную власть осуществляет Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. Определяются принципы федеративного устройства страны: равноправными субъектами Федерации признаются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Субъекты РФ равноправны в отношениях с федеральным центром.

В качестве одной из основ конституционного строя провозглашен принцип разделения властей. На федеральном уровне законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Органом исполнительной власти объявляется Правительство.

Президент формально выведен за рамки разделения властей, поскольку на него как главу государства возложены функции «арбитража» между властями, обеспечения «согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти» (п. 1 ст.80). Однако фактически Президент контролирует всю систему исполнительной власти.

  1. Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?

  2. Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

  3. Какое качество человека характеризует его любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу и будущее России? (патриотизм)

  4. Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн).

  5. Гарантом наших прав является… (конституция)

5. «Права и свободы граждан», «Обязанности граждан».

Конституция определяет права граждан, но ведь, наверное, есть у граждан и какие-то обязанности? Кстати, разграничим понятия «права» и «обязанности». Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие?

Ответ: «право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем рассмотреть таблицу «Права и обязанности граждан России».

Права и свободы граждан

  1. право избирать и быть избранным,

  2. равенство прав и свобод,

  3. право на жизнь,

  4. право на личную неприкосновенность,

  5. право на защиту своей чести и доброго имени,

  6. право на свободное передвижение,

  7. право на жилище и его неприкосновенность,

  8. право на труд,

  9. право на отдых,

  10. право на образование,

  11. право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

  12. право на получение юридической помощи,

  13. право на получение социальной помощи,

  14. свобода мысли и слова,

  15. свобода совести, свобода вероисповедания,

  16. свобода информации,

  17. свобода творчества.

Обязанности граждан

  1. обязанность защищать Родину.

  2. обязанность соблюдать законы,

  3. обязанность сохранять природу и окружающую среду,

  4. обязанность платить налоги.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них государство. Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, в дальнейшем, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя оставлять человека в беде, а тем более ребенка!

Правовые ситуации.

Вам даны незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на _____________________________________________________________

  2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____________________________________________________________

  3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____________________________________________________________

  4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____________________________________________________________

  5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на___________________________________________________________

6. Вопросы для обсуждения – - Мы рассмотрели с вами устройство нашего государства, наши права и обязанности. Еще раз уточним, что значит быть гражданином своей страны? - Давайте порассуждаем, что такое патриотизм в вашем понимании? - Встречались ли вы с проявлением патриотизма в реальной жизни? Расскажите случаи. - В каких литературных произведениях вы встречались с героями – патриотами своей Родины? - Что вы думаете о высказывании: «Кто, если не мы, сохранит наше государство для будущих поколений»? - Как вы понимаете выражение «активная гражданская позиция»? - Поднимите руки, кто считает себя человеком с активной гражданской позицией? - В чем выражается ваша гражданская позиция? - Почему вы идете на выборы? - В нашей библиотеке проходила акция «Я – гражданин России». Читателям предлагалось продолжить предложение «Я выбираю Президента, потому что…». Большинство ответили, что они выбирают, Президента, потому что думают о будущем и им не безразлична судьба нашей страны. Некоторые ответили, что выборы Президента – это важная обязанность каждого человека. - Сейчас каждый из вас напишет на листочке, помещенном на стене, продолжение фразы «Я выбираю Президента, потому что…». - Давайте и мы с вами проявим свою гражданскую активность, проложим дорогу к выборам 4 марта 2012 года. Для этого надо снять аккуратно листочки с вашими ответами со стены и выложить на полу из них дорожку. - Какое продолжение фразы «Я выбираю Президента, потому что…» мы совместными усилиями открыли? «Я – гражданин России». - Молодцы, дорогие участники мероприятия. Благодарю вас за активность.

Вручение подарков.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!